Н. П. Николев
Розана и Любим
---------------------------------------------------------------------------Русская
комедия и комическая опера XVIII в.
Редакция текста, вступительная статья и комментарии П. Н. Беркова.
М.-Л., Государственное издательство "Искусство", 1950
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ОБЪЯСНЕНИЕ
"Ежели
невежда (говорит Волтер) вплетается навыворот толковать твои
сочинения, объяснися, устыди его. Буде же осуждают слог письма твоего,
молчи; на это не ты, но сочинение твое должно ответствовать".
Ябедников столько же сыщется между мнимыми рачителями наук, как и
между мнимыми рачителями приказных дел: кривотолк везде суется, и для того
объяснение творцово нужно. Творец человек не так, как творец бог; он может
творению своему дать ум, дать глупость и проч., но не может дать воли;
следственно за умное, или за глупое творение отвечать должен умной или
глупой творец, а не умное или глупое творение. Объяснимся.
Сию драмму с голосами или комедию с песнями, или оперу комик, или
пастушью драмму с музыкой, или пастушью драмму с чем кто изволит, сочинил я
в 1776 году, в то самое время, когда на Московском театре в последний раз
французские представлялися оперы; в 1777 я отдал ее на театр; в том же году
положена была г. Керселием * на нее музыка; а в 1778 удостоили ее
представлением. Из чего выходит на поверку, что она целой год после
положенной на нее музыки хранилася под спудом. Что ж было тому причиной, я
не знаю {Сие случилося может быть для того, чтоб "Деревенский праздник" * и
"Колдун" * (того же автора, гораздо после "Розаны и Любима" сочиненные и на
театр отданные) были ее предводителями. Хотя сие подобно той известной
притче, в коей хвост пожалован был головою.}; а знаю только то, что и до
ныне ее представляют, или, лучше сказать, тиранят; ибо где надобно петь
троим или четверым вместе, там поют двое, а один или двое зевают; где
надобно петь, там говорят, а что надобно говорить, то пропускают, но
последнему не должно дивиться; ибо в России не токмо актеры {За сие не
должно порицать актеров; им что велят, то они и делают. Для прекрасного
выглашения (declamation) потребны актерам слова, но ежели заставляют их на
театре молчать,
то мудрено ли, естьли они на театре зевают? Одни
телодвижения не составляют драммы, ибо в драмме не танцуют, а говорят.}, но
и сочинители, хотя и непротивно что благопристойности, однако и то от разных
толков невежд, принуждены шептать себе под нос. Невежество есть сильная чума
для просвещения.
Предприяв сочинить сию драмму, почел я за должность не выводить на
театр таких лиц, коим бы необходимо надобно мне было дать низкое и подлое
речение российской черни, как, например, наречия фабришных и степных
крестьян; ибо, мне казалося, что первых буянское, а вторых слишком дикое
наречия не могут иного принести зрителям и читателям, вкус имеющим, кроме
отвращения. И вот для чего Розана выведена солдатскою дочерью, Любим
дворовым, а лесник крестьянином, близь Москвы живущим. Тем я дал наречие
московское, а этому московское с крестьянским смешанное; одни не говоря:
увы, бесподобно, беспримерно, обожаю и проч., говорят обыкновенно, но
просто. Другой не говоря: взъерепеню, взбутетеню, припопоню, холуй, или
вместо чево, цево; вместо человек, целовек и проч., говорит, как крестьянин,
просто, иногда странно, смешно, но не отвратительно. Песни же, в коих есть
замысловатые выражения и слишком нежные для нашей черни чувствования, хотя и
просто изъясненные, посвятил я себе и поэзии, твердо будучи уверен, что
сочинитель никогда не должен быть скован. Рассматривай природу и последуй
ей, говорит Квинтилиан *. Будь естествен, будь умерен, но не будь в цепях,
говорит Аристотель, и их устами говорила истина.
Некоторые уверяют меня, что "Розана" торжествует; но мне кажется, что
она чуть держится, и то одним дровосеком, без которого бы она с первого раза
еще упала или должна была упасть, буде такое в Москве нещастие с дурными
представлениями или произведениями случиться может, но это-то и сомнительно.
Просвещенные московские зрители, как
видно, снисходя к малому числу
российских творцов, снисходят еще некоторым образом и к дурным творениям; а
российские оранг-утанги *, не поняв причины такого снисхождения, столько ж
Стр.1