УДК 316.7
ББК 65.298+641.5
Б28
Редактор Артём Кудасов
Батанов К.
Б28 Китай для бизнеса: Тонкости взаимодействия с китайскими
партнерами и потребителями / Константин Николаевич Батанов.
— М: Альпина Паблишер, 2023. — 484 с.
ISBN 978-5-9614-8613-1
Новая книга китаеведа Константина Батанова, автора бестселлера
«Ни хао!» посвящена региональным особенностям Китая: в каждой
провинции есть важные культурные нюансы, которые отражаются
и на стиле ведения бизнеса. Основываясь на многолетнем опыте работы
в Китае, автор дает читателям важные подсказки о том, как общаться
с китайскими партнерами и выстраивать рабочие процессы, на что
обращать внимание, каких ошибок избегать. Константин Батанов собрал
для книги 101 историю о маленьком и большом китайском бизнесе.
Это реальные кейсы, вызывающие восхищение острым умом китайских
бизнесменов самого разного уровня и тем, насколько причудливыми
могут быть пути получения прибыли.
Книга будет полезна всем, кто только планирует деловую поездку
в Китай или уже начал выстраивать отношения с китайскими партнерами.
УДК
316.7
ББК 65.298+641.5
Все права защищены. Никакая часть этой
книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то ни
было средствами, включая размещение в интернете
и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ, для частного или
публичного использования без письменного
разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-9614-8613-1
© Константин Батанов, 2023
© ООО «Альпина Паблишер», 2023
Стр.5
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ВЧасть Iыбери партнера по душе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Глава 1. Единство в многообразии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 2. Такие разные китайцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Пекин. Столичные штучки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Глава 4. Шанхай — новая столица мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Глава 5. Почти Пекин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Глава 6. Амурские тигры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Глава 7. Потомки Чингисхана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Глава 8. Те, кого в Китае называют «евреями» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Глава 9. Рождены, чтобы торговать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Глава 10. Хитрость в квадрате . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Глава 11. Поедатели змей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Глава 12. С Пекином в сердце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Глава 13. Шаолиньский стиль ведения бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Глава 14. Что там к востоку от горы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
Глава 15. К западу от горы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
Глава 16. Хорошее место с подмоченной репутацией . . . . . . . . . . . . .114
Глава 17. Перченый революционный дух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Глава 18. Самый лучший фарфор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Глава 19. Интроверты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Глава 20. Терракотовые бизнесмены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Глава 21. Там, где начинается Центральная Азия . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Глава 22. Самый загадочный регион Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Глава 23. Родина панд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Глава 24. Культура и чай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Глава 25. Горная экзотика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Глава 26. Маленькие великаны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Глава 27. Край земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
Глава 28. Блудные сыновья, которые вернулись . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Глава 29. Блудный сын, который пока не вернулся . . . . . . . . . . . . . . .200
Глава 30. Другие регионы Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
Стр.6
101 китЧасть II
айская хитрость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
История 1. О том, как выход может быть входом . . . . . . . . . . . . . 213
История 2. О создании тенденций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
История 3. О богатстве на дне термоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
История 4. Что в имени тебе моем… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
История 5. Торгуйся стратегически . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
История 6. Стратегии китайских рестораторов . . . . . . . . . . . . . . . . 228
История 7. О красивых женщинах и алкоголе . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
История 8. Слушай мелодию моря и будь начеку . . . . . . . . . . . . . 233
История 9. О взаимовыгодном сотрудничестве . . . . . . . . . . . . . . . . 236
История 10. Долгая подготовка успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
История 11. Как зарабатывать, экономя время другим . . . . . . . . . 242
История 12. Диверсанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
История 13. Взятки гладки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
История 14. Клубная жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
История 15. Убей чужим ножом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
История 16. Как потопаешь, так и полопаешь . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
История 17. Хорошая подделка тоже шедевр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
История 18. Плыви в общем потоке, но имей свое мнение . . . . 256
История 19. О том, что корпоративные
интересы главнее личных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
История 20. Как занять время и место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
История 21. Как превратить лайки в еду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
История 22. Приманка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
История 23. Жадность — наше все! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
История 24. Утопи клиента в своей нежности! . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
История 25. Легион свиней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
История 26. Страхи ресторатора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
История 27. Демпинг не лучший способ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
История 28. Готовь сани летом, а инфраструктуру бизнеса —
круглый год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
История 29. Любителям чистоты посвящается . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
История 30. Продавай в связке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
История 31. Подкупи покупателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
История 32. О пользе человечности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
История 33. О том, как ловить рыбу в мутной воде . . . . . . . . . . . . 295
История 34. О том, что богатые тоже плачут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Стр.7
История 35. О том, что торопиться надо медленно . . . . . . . . . . . . 304
История 36. О том, что надо анализировать
политику государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
История 37. Ткани и материи, или Смотри шире . . . . . . . . . . . . . . 309
История 38. Главное, ребята, перцем не стареть . . . . . . . . . . . . . . . . 313
История 39. Знай себя, знай своего врага — и победишь
в 100 битвах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
История 40. Об использовании оболочки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
История 41. О стадном инстинкте и манипуляциях . . . . . . . . . . . . 321
История 42. Седина в бороду, деньги — на здоровье
и долголетие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
История 43. О поиске предела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
История 44. Разведка боем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
История 45. Остатки сладки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
История 46. Шпионские страсти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
История 47. Из грязи в князи, или Чистота —
залог богатства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
История 48. Обхитри себя сам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
История 49. Продавай чувства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
История 50. Дела жилищные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
История 51. Родись красивой или некрасивой,
а в салон красоты все равно ходить надо . . . . . . . . . . 347
История 52. В здоровом теле здоровый дух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
История 53. Дайте людям то, что им нужно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
История 54. Если друг оказался вдруг, или
Не опускайте руки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
История 55. Чужие секреты тоже секреты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
История 56. Скажи мне, кто твой банк, и я скажу, кто ты . . . . . 358
История 57. Дорогой бесплатный сыр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
История 58. Береги зубы смолоду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
История 59. Заветы семьи Чэнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
История 60. Уходя — уходи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
История 61. Небольшая забота и большая прибыль . . . . . . . . . . . . 368
История 62. Как накормить 100 тысяч человек,
имея только 100 юаней? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
История 63. Коварные игроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
История 64. О побеге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
История 65. Не держись за старое и не живи прошлым . . . . . . . . 379
История 66. О грамотном использовании платков . . . . . . . . . . . . . 382
Стр.8
История 67. Не каждый дурак действительно дурак . . . . . . . . . . . . 385
История 68. Друзей — в музей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
История 69. Блеф в лесу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
История 70. Корейская кухня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
История 71. О грамотной ценовой политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
История 72. Хрусталь в обмен на экскурсию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
История 73. Алкоголь как оружие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
История 74. Как превратить проблему в достаток . . . . . . . . . . . . . . 404
История 75. Максимально используйте свои ресурсы . . . . . . . . . . 409
История 76. Рис всему голова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
История 77. Предугадай потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
История 78. Не делайте так, пожалуйста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
История 79. Меняй угол зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
История 80. О символизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
История 81. Когда убыток на самом деле прибыль . . . . . . . . . . . . . 423
История 82. Пейте, дети, молоко! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
История 83. Бизнес-фэншуй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
История 84. Работа — семья? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
История 85. Береженого Бог бережет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
История 86. Продавец с расширенными возможностями. . . . . . . 433
История 87. Красивая упаковка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
История 88. Филологический патриотизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
История 89. Чистый блеф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
История 90. О не совсем обмане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
История 91. Кунг-фу улыбки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
История 92. Обратная сторона улыбки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
История 93. Люби меня нежно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
История 94. Вовремя купи, вовремя продай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
История 95. Как воспользоваться шансом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
История 96. Микромаркетинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
История 97. Дорога в рай, вымощенная матрасами . . . . . . . . . . . . 469
История 98. Мобильный телефон: друг, враг или?.. . . . . . . . . . . . . . 470
История 99. О паузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
История 100. Об отсутствии интереса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
История 101. О формировании общественного мнения . . . . . . . . . 478
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .481
Стр.9