Аноним
Собрание от Святаго писания о Антихристе
Оригинал здесь -- http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6016
За пределами официальной культуры, -- в среде старообрядцев, в XVIII--XIX вв. сложился целый
комплекс сочинений о Петре I -- антихристе. Этот комплекс произведений старообрядческой
публицистики хорошо известен и основательно изучен с точки зрения анализа отраженных в этих
сочинениях антифеодальных настроений старообрядческой среды.[1] В них рассматривались те же
деяния Петра I, что и в официальной литературе, но они получали прямо противоположную
интерпретацию, поскольку эсхатологическое учение о Петре I -- антихристе содержало острый
социальный протест и обобщило в себе крайне радикальные взгляды старообрядцев на существующую
государственную власть. Хотя эти сочинения создавались на периферии социального пространства и
распространялись в достаточно ограниченной среде, они теснейшим образом были связаны с
официальной литературой, так как их авторы как раз в одах М. В. Ломоносова, сочинениях
И. И. Голикова и Я. Штелина черпали материал для своих рассуждений и бескомпромиссных
эсхатологических интерпретаций.
[1] См.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды ХVІІ-ХІХ вв. М., 1967.
С. 91-124; Гурьянова Н. С. 1) Старообрядческие сочинения XIX в. "О Петре I -- антихристе" // Сибирское
источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. С. 136--153; 2) Крестьянский антимонархический
протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск,
1988. С. 38--60.
СОБРАНИЕ ОТ СВЯТАГО ПИСАНИЯ О АНТИХРИСТЕ
Бог превечный, не имея ни начала, ни конца, неизреченною своею мудростию, яко восхоте и
сотвори, создав бо человека от земныя персти и святым божественным писанием ограничив его. А еже
праотец наш Адам из границ, назначенных ему, выступил, за то тлению подпаде: за преступление
единыя заповеди 5533 лета пребысть в тлении и в смерти. Егда же восхоте Бог избавити нас от работы
диавола и просветити землю своим познанием, посла Бог сына своего единороднаго в 5500 лето. Возсия
солнце правды, Христос Бог наш, от пречистыя и пренепорочныя владычицы нашея, Богородицы и
приснодевы Марии, и просвети светом познания вся человеки, и паки святым божественным писанием
ограничив его, постави седмь столпов вечныя правды, и повеле всякому верующему во имя его созидати
храмину свою на оных седми столпех. Аще бо кто в той седми вселенскими соборами утвержденной
правде пребудет -- спасен будет, а кто отступит или в чем нарушит -- погибнет во веки. Егда же по
тысяче лет, развязан бысть сатана от темницы своея, изыде и нападе на великую монархию Римскую,
поколеба и разруши оное седмистолпное утверждение, и паки на второй Рим прииде по 1600 лет, а в 66
лето и Россия тому же падению поревноваша, и тако исполнися число зверя, 1666 лет. В то время царь
Алексей Михайлович с Никоном отступи от святыя православныя веры, и всю церковь божию от всего
благолепия обнажи, и бысть вместо царя -- мучитель, а вместо владыки -- ратник, якоже свидетельствует
апостол в зачале 275: "Прежде приидет отступление, потом явится человек греха, сын погибельный,
антихрист". Прежде прииде отступление от святыя веры царем Алексеем Михайловичем по числу 1666, а
после его в третих на престоле возцарствова сын его первородный, Петр, от втораго, беззаконнаго браку,
и той помазася на престол всероссийский законом жидовским, от главы и до ногу, показуя, яко ложный
есть мессия и лжехристос, якоже пророчествоваша о нем Сивилла, "якоже имать царствовати царь
жидовский". И той лжехристос нача превозношатися паче всех глаголемых богов, сиречь помазанников,
и нача величатися и славитися пред всеми, гоня и муча православных христиан, истребляя от земли
память их, распространяя свою жидовскую веру и церковь во всей России; в 1700 году возобнови, по
Стр.1