Н.И. Надеждин
Летописи отечественной литературы
Повести Михаила Погодина
Три части, Москва,
В тип. <...> В современных европейских литературах повести играют роль весьма важную. <...> Писатели, более или менее
посягающие на литературную славу, от паркетных матадоров, волнующих гостиные и будуары, до
суровых государственных мужей, располагающих судьбами народов, оказывают особенное пристрастие к
сей, по-видимому, пошлой, мелочной форме словесной производительности, которая в старину составляла
везде, а на востоке составляет и ныне, незавидное ремесло бродяг и скоморохов. <...> Мудрец Якоби, славный в летописях германской философии,
приобщается к одной категории с болтуном Клауреном и Алексисом Виллибальдом. <...> Коротко сказать,
повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями
ума, со всеми родами гения. <...> Повесть, понимаемая таким образом, будет не более как поэтическая игрушка,
свойственная досугу младенчества человеческого, но мало достойная той возмужалости, коей мы теперь
хвалимся. <...> Таковы рыцарские, волшебные и любовные сказки средних
веков, даже в той классически-обработанной форме, которая дана им в "Декамероне" Боккаччио и в
"Кантербюрийских повестях" Чаусера! <...> Но современникам забавлять нас серьезно подобными игрушками было
бы весьма неуместно. <...> Стало быть, повесть, в наши времена, должна иметь другой, особый смысл, который
сближает ее с настоящим возрастом жизни! <...> Она есть и должна быть не что
иное, как одушевленный рассказ происшествий, поэтическое представление жизни. <...> Там жизнь представляется в обширной галерее картин; здесь в тесных рамах
одного сокращенного очерка. <...> Почему
роман есть форма, преимущественно приличная современному возрасту человеческого образования, мы
имели несколько раз случаи рассуждать и догадываться. <...> Теперь она не есть только приятный досуг
воображения, играющего калейдоскопически призраками действительности, но живой эскиз <...>
Летописи_отечественной_литературы.pdf
Н.И. Надеждин
Летописи отечественной литературы
Повести Михаила Погодина
Три части,Москва,
В тип. С. Селивановского, 1832
Вечера на хуторе близ Диканьки повести, изданные пасичником Рудым Паньком.
Вторая книжка, СПб., В тип. А. Плюшара, 1832
Андрей Безымянный
Старинная повесть
СПб., В тип. III. Отд. собств. Е. И. В. Канцел., 1832
Досуги инвалида. Часть первая
I. Матушка-мадам. II.Марихен
Москва, в тип. Н. Степанова, 1832
Оригинал здесь -- http://www.philolog.ru/filolog/writer/nadejdin.htm
Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972.
В современных европейских литературах повести играют роль весьма важную. Кроме журналов и
альманахов, для которых они служат, можно сказать, насущным хлебом, книжные лавки ежедневно
наполняются ими, в отдельных брошюрках и многотомных собраниях. Писатели, более или менее
посягающие на литературную славу, от паркетных матадоров, волнующих гостиные и будуары, до
суровых государственных мужей, располагающих судьбами народов, оказывают особенное пристрастие к
сей, по-видимому, пошлой, мелочной форме словесной производительности, которая в старину составляла
везде, а на востоке составляет и ныне, незавидное ремесло бродяг и скоморохов. Величественные имена
Шатобриана и Бенжеменя Констана блестят в ряду повествователей подле классического парика Бульи и
романтического чепца Мелании Вальдор. Мудрец Якоби, славный в летописях германской философии,
приобщается к одной категории с болтуном Клауреном и Алексисом Виллибальдом. Коротко сказать,
повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями
ума, со всеми родами гения.
Откуда ж такое всеобщее, решительное предрасположение? Если под повестью разуметь, по
обыкновенному значению слова, просто рассказ, созидаемый воображением для забавы скучных минут
праздности, то, конечно, ее достоинство и употребление должно быть весьма ограниченно и
односторонне. Повесть, понимаемая таким образом, будет не более как поэтическая игрушка,
свойственная досугу младенчества человеческого, но мало достойная той возмужалости, коей мы теперь
хвалимся. Таковы "Тысяча и одна ночь"! Таковы рыцарские, волшебные и любовные сказки средних
веков, даже в той классически-обработанной форме, которая дана им в "Декамероне" Боккаччио и в
"Кантербюрийских повестях" Чаусера! Если мы и ныне еще с наслаждением перечитываем сии
произведения, то потому, что в них слышится лепет младенчествующего человечества во всей его
простодушной искренности; точно так с наслаждением смотрим мы на игры детей, напоминающие нам
дни собственной нашей юности! Но современникам забавлять нас серьезно подобными игрушками было
бы весьма неуместно. Стало быть, повесть, в наши времена, должна иметь другой, особый смысл, который
сближает ее с настоящим возрастом жизни!
Как художественное произведение творческой фантазии, существенно отличное от прозаического
Стр.1