Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Летописи отечественной литературы

0   0
Первый авторНадеждин Николай Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID8446
АннотацияПовести Михаила Погодина. Вечера на хуторе близ Диканьки повести, изданные пасичником Рудым Паньком. Андрей Безымянный. Досуги инвалида. Часть первая.
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Надеждин, Н.И. Летописи отечественной литературы : Статья / Н.И. Надеждин .— : [Б.и.], 1832 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8446 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.И. Надеждин Летописи отечественной литературы Повести Михаила Погодина Три части, Москва, В тип. <...> В современных европейских литературах повести играют роль весьма важную. <...> Писатели, более или менее посягающие на литературную славу, от паркетных матадоров, волнующих гостиные и будуары, до суровых государственных мужей, располагающих судьбами народов, оказывают особенное пристрастие к сей, по-видимому, пошлой, мелочной форме словесной производительности, которая в старину составляла везде, а на востоке составляет и ныне, незавидное ремесло бродяг и скоморохов. <...> Мудрец Якоби, славный в летописях германской философии, приобщается к одной категории с болтуном Клауреном и Алексисом Виллибальдом. <...> Коротко сказать, повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями ума, со всеми родами гения. <...> Повесть, понимаемая таким образом, будет не более как поэтическая игрушка, свойственная досугу младенчества человеческого, но мало достойная той возмужалости, коей мы теперь хвалимся. <...> Таковы рыцарские, волшебные и любовные сказки средних веков, даже в той классически-обработанной форме, которая дана им в "Декамероне" Боккаччио и в "Кантербюрийских повестях" Чаусера! <...> Но современникам забавлять нас серьезно подобными игрушками было бы весьма неуместно. <...> Стало быть, повесть, в наши времена, должна иметь другой, особый смысл, который сближает ее с настоящим возрастом жизни! <...> Она есть и должна быть не что иное, как одушевленный рассказ происшествий, поэтическое представление жизни. <...> Там жизнь представляется в обширной галерее картин; здесь в тесных рамах одного сокращенного очерка. <...> Почему роман есть форма, преимущественно приличная современному возрасту человеческого образования, мы имели несколько раз случаи рассуждать и догадываться. <...> Теперь она не есть только приятный досуг воображения, играющего калейдоскопически призраками действительности, но живой эскиз <...>
Летописи_отечественной_литературы.pdf
Н.И. Надеждин Летописи отечественной литературы Повести Михаила Погодина Три части,Москва, В тип. С. Селивановского, 1832 Вечера на хуторе близ Диканьки повести, изданные пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка, СПб., В тип. А. Плюшара, 1832 Андрей Безымянный Старинная повесть СПб., В тип. III. Отд. собств. Е. И. В. Канцел., 1832 Досуги инвалида. Часть первая I. Матушка-мадам. II.Марихен Москва, в тип. Н. Степанова, 1832 Оригинал здесь -- http://www.philolog.ru/filolog/writer/nadejdin.htm Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972. В современных европейских литературах повести играют роль весьма важную. Кроме журналов и альманахов, для которых они служат, можно сказать, насущным хлебом, книжные лавки ежедневно наполняются ими, в отдельных брошюрках и многотомных собраниях. Писатели, более или менее посягающие на литературную славу, от паркетных матадоров, волнующих гостиные и будуары, до суровых государственных мужей, располагающих судьбами народов, оказывают особенное пристрастие к сей, по-видимому, пошлой, мелочной форме словесной производительности, которая в старину составляла везде, а на востоке составляет и ныне, незавидное ремесло бродяг и скоморохов. Величественные имена Шатобриана и Бенжеменя Констана блестят в ряду повествователей подле классического парика Бульи и романтического чепца Мелании Вальдор. Мудрец Якоби, славный в летописях германской философии, приобщается к одной категории с болтуном Клауреном и Алексисом Виллибальдом. Коротко сказать, повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями ума, со всеми родами гения. Откуда ж такое всеобщее, решительное предрасположение? Если под повестью разуметь, по обыкновенному значению слова, просто рассказ, созидаемый воображением для забавы скучных минут праздности, то, конечно, ее достоинство и употребление должно быть весьма ограниченно и односторонне. Повесть, понимаемая таким образом, будет не более как поэтическая игрушка, свойственная досугу младенчества человеческого, но мало достойная той возмужалости, коей мы теперь хвалимся. Таковы "Тысяча и одна ночь"! Таковы рыцарские, волшебные и любовные сказки средних веков, даже в той классически-обработанной форме, которая дана им в "Декамероне" Боккаччио и в "Кантербюрийских повестях" Чаусера! Если мы и ныне еще с наслаждением перечитываем сии произведения, то потому, что в них слышится лепет младенчествующего человечества во всей его простодушной искренности; точно так с наслаждением смотрим мы на игры детей, напоминающие нам дни собственной нашей юности! Но современникам забавлять нас серьезно подобными игрушками было бы весьма неуместно. Стало быть, повесть, в наши времена, должна иметь другой, особый смысл, который сближает ее с настоящим возрастом жизни! Как художественное произведение творческой фантазии, существенно отличное от прозаического
Стр.1