Н.И. Надеждин
Летописи отечественной литературы
Стихотворения Дениса Давыдова
Москва, в тип. А. Семена, 1832
Замечания на некрологию Н. Н. Раевского
Изданную при "Инвалиде" 1829 года, с прибавлением его собственных записок на некоторые события
1812 года, в коих он участвовал.
Сочинение Дениса Давыдова, Москва, в тип. А. Семена, 1823
Оригинал здесь -- http://www.philolog.ru/filolog/writer/nadejdin.htm
Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972.
Имя Давыдова сопряжено с незабвенными воспоминаниями 1812 года. В сей величественной
эпопее русского героизма его удалые наездничества, провожавшие врагов, истинно по-русски, из
пределов оскорбленной отчизны, составляли блистательный эпизод! Он явился тогда поэтом не слова, а
дела: сыпал огонь, а не рифмы; рубил саблею, а не цезурою! Но когда умолк шум брани, когда русской
меч, увитый лаврами, опочил в своих ножнах, поэзия души его, не привычной к прозаическому
бездействию, должна была пробить себе другой исток, обнаружиться в слове; сабля уступила место перу,
и -Давыдов,
пламенный боец,
Оставя бой кровавый,
Стал в мире счастливый певец
Любви, вина и славы!..
Стихотворения Давыдова ловили с жадностью при их появлении. Некоторые из них вверялись
крыльям периодических листков; другие, в заветных рукописных лоскутках, переходили из рук в руки,
утехою молодежи и соблазном степенников. Теперь они собраны вместе и составили небольшую
книжечку.
В литературе весьма часто печать бывает тем же для рукописи, чем, по общему поверью,
Гименей для Амура -- ложем смерти. Оттого ли, что с рукописью сопряжена всегда прелесть тайны, не
всем известной, или оттого, что печать, сообщая характер окончанности произведению, дает право быть
к нему внимательнее и строже: как бы то ни было, но многочисленные опыты доказали, что под гнетом
типографического станка сглаживаются многие долголетние репутации, прикованные общим мнением к
манускриптам. То же можно сказать о некоторых стихотворениях Давыдова. Вылившись или, лучше
сказать, выбрызнув из его кипящей души, они сверкают, подобно пене шипучего аи, но их искрометный
газ испаряется, как скоро летучие брызги уляжутся спокойно в кристалле. Посему, для пользы и чести
поэта, мы не желали бы видеть преданными тиснению все лоскутки, исписанные в веселые минуты
разгульного вдохновения. Таково, например, следующее стихотвореньице, напечатанное в собрании, под
именем "Решительного вечера":
Сегодня вечером увижусь я с тобою;
Сегодня пред отцом в словах не лицемерь,
Иль руку съедини мою с своей рукою,
Иль ею покажи мне дверь!
Тогда я с горести, как зюзя, натянуся,
На тройке ухорской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу.
Стр.1