Н.И. Надеждин
"История поэзии"
Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева
Том первый, содержащий в себе историю поэзии индзейцев и евреев, с приложением двух вступительных
чтений о характере образований и поэзии главных народов новой Западной Европы,
Москва, в типографии А. Семена, 1835. IV 353 (8)
Оригинал здесь -- http://www.philolog.ru/filolog/writer/nadejdin.htm
Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. -М., 1972.
Вот книга, которою достойно открылся новый 1836 год, после которой нельзя, по крайней мере,
бояться преставления литературного света в этом роковом году!
Чтения г. Шевырева имеют то важное, неоспоримое достоинство, что в них видим мы русского
профессора в современных европейских формах; слышим ученого, говорящего на кафедре языком
светского, блестящего красноречия. Такие явления у нас редки. Сохраняя все уважение к достопочтенным
мужам, украшавшим и украшающим русские университеты, нельзя, однако, не согласиться, что, кроме
Мерзлякова, редкие из них были ораторами-профессорами. По крайней мере, все издаваемые ими книги
носили на себе печать суровой важности, отличались большею или меньшею основательностью,
стройностью, последовательностью, без притязания на увлекательность и живость.
Это еще вопрос, каковы должны быть чтения университетские; вопрос, различно решаемый в
просвещеннейших странах Европы. Немецкие профессоры доныне держатся железной дороги строгого,
холодного систематизма; они чуждаются всякого постороннего украшения; представляют истину в нагом
скелете понятий. Напротив, французские ученые приносят на кафедру всю ловкость, всю развязность, все
изящество современной цивилизации: их чтения имеют прелесть речей; у них истина является нарядною,
красивою. Оттого немецких профессоров лучше читать, чем слушать; французских лучше слушать, чем
читать. Возьмите Гизо и Роттека, Лерминье и Гуго, Кузена и Шеллинга, Рауль-Рошета и Отфрида
Мюллера!
Трудно решить, который из этих двух способов предпочтительнее. Оба они в своих крайностях,
неудовлетворительны, вредны: один превращает науку в мертвый остов, другой рядит ее куклой. Надо
знать меру в том и другом; но эта мера чем может быть определена, как найти ее?
Урок или чтение профессора назначается для слушателей; это как будто дает предпочтение
французской методе. Но профессора слушают студенты, молодые люди с известною уже степенью
образования, следовательно, способные читать; обстоятельство в пользу немецкой методы.
Чтоб назначить истинные пределы университетскому чтению, надо определить цель и значение
университета в системе публичного преподавания.
Что такое университет? Слово это по буквальному своему образованию, происходя от латинского
universitas, означает всю совокупность учения в известном народе, как в отношении к лицам учащих и
учащихся, так и в отношении к наукам, которым первые учат, последние учатся (Universitas Magistrorum
et Scholarium-Universitas Literarum). В наше время только во Франции это значение сохраняется во всей
своей полноте: французский университет, в нынешней своей организации, есть вся система народного
просвещения Франции; каждая публичная школа есть его часть, каждый публичный преподаватель есть
его член. Но в других государствах Европы, куда принадлежит и наше отечество, имя университета
принадлежит исключительно высшему училищу, где преподаются науки в окончательной полноте и где
сверх того учащиеся получают так называемые ученые степени; во Франции такие училища называются
академиями. Итак, слово это означает не столько всеобъемлемость, сколько высшую, окончательную
степень учения.
В лествице публичного воспитания может быть много степеней, применительно к нуждам
воспитываемого народа. Но все они могут быть приведены к трем главным. Всякая постепенность имеет
начало, средину и конец; почему и учение должно быть начальное, среднее и окончательное. Первое
преподается в школах низших, носящих в разных местах разные названия, в школах народных,
приходских, уездных, элементарных; второе принадлежит гимназиям и коллегиям; третье собственно
университетам или академиям. Так называемые лицеи, архигимназии, институты составляют нечто
переходное между средними и высшими училищами, они оканчивают учение по некоторым отдельным
Стр.1