И.М. Муравьев-Апостол
Письмо к приятелю
И.М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород
Серия "Литературные памятники"
СПб, "Наука", 2002
Scan ImWerden
OCR Бычков М. Н.
Δωροφὰγοι, σκολιῶγ δὲ δικῶγ ἐπὶ πάγχν λὰβεσβε
Οἷ ο῀᾽ αὐῷφ κακὰ ῖεὺχει ἀνὴρ ἅλλῴ κακὰ τεύχων
Пожирающие дары, хорошенько скрывайте (ваш) кривосуд.
Самому себе вредит тот, кто наносит вред другому.
Hesiod. Op. cit. Dies. 264--5.
Вы желали иметь историческое сведение о моем апостольстве, о деле, которое, конечно, займет
не последнее место в собрании (естьли за таковое когда-нибудь и у нас примутся) des Causes Célèbres:
{"Знаменитых Тяжеб" (лат.).} ополчитесь же терпением; ибо я, по примеру древних повествователей о
Троянской войне, должен начать от яйца, из которого вылупилась Елена, толиких бед виновница!1
В 1796 году, путешествуя по южной России, я заехал к Апостолу, потому что жилище его было на
пути моем в Киев. Он принял, обласкал меня, как ближайшего родственника. Я прогостил у него дня три;
и этим ограничилась тогда связь наша: ибо, возвратясь в столицу, я вскоре был назначен министром вне
государства и не прежде возвратился в отечество мое, как чрез четыре года, в конце 1800.
Я не успел еще оглядеться около себя, как явился ко мне поверенный Апостола, прося меня
защитить верителя своего от нападений ближних его родственников, кои, пользуясь его сиротством и
заключив союз между собою, истощали все способы ябеды, дабы лишить его, еще при жизни, всего
достояния его. Руководствуясь простым, бескорыстным участием, внушенным мне, с одной стороны,
сожалением к беззащитности, с другой презрением к корыстолюбию, я горячо вступился за обиженного, и
мне посчастливилось представить дело его в настоящем виде некоторым особам, тогда делами рода сего
управлявшим.2 Человек, который был накануне того, чтобы всего лишиться, даже убежища и пропитания,
и вдобавок к тому быть заключенным в монастыре,3 увидел себя вдруг торжествующим над врагами
своими, их уничтоженными, себя освобожденным от их угнетения.
Таков был внезапный оборот дела Апостола, и в сем состояло единственное право мое на
благодарность его, которой, впрочем, я не ожидал и не требовал. Да и он, так сказать, не помрачил
чистоты моих намерений: ибо не знав еще о неожиданном перевороте в его делах, он сделал мне первое
предложение принять фамилию Апостол и по нем в наследство все имение.
Я долго колебался принять предложение его, представляя ему: 1) что вся цена моих к нему заслуг
потеряется, как скоро можно будет привязать к ним мысль о корысти; 2) что он имеет родственников,
которые хотя по крови к нему и не ближе меня,4 но по установленному законами порядку имеют
преимущественное против меня право на наследство; 3) что, имев счастие защитить его от гонений его
ближних, я чрез то самое сделался неспособным быть беспристрастным судьею между ним и ими, и,
наконец, 4) что, будучи лишен, от самого рождения моего, удела, принадлежащего матери моей,5 я
довольствоваться буду им одним, и тем охотнее, что я приму от него как дар то, что он исполнит как долг.
Все отговорки мои остались тщетными. Апостол непоколебимо стоял в своем намерении, отражая
мои заключения следующими доводами: на 1) что чистота намерений моих не может затмиться
подозрением видов корыстолюбия, ибо он давно уже питал в душе своей мысль иметь во мне
единственного преемника имени и достояния своего, чему служит доказательством и то, что он сделал
мне предложение прежде, нежели мог узнать о успехе дел своих в столице; на 2) что по праву
естественному он никогда не признает родственниками гонителей своих; а по праву гражданскому, то
есть по конституции, которая в силе в Малороссии,6 может отдать имение свое не только мимо
Стр.1