ВОЕННАЯ
ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНИК
Рекомендовано Федеральным государственным образовательным
учреждением высшего профессионального образования Военным учебнонаучным
центром Сухопутных войск «Общевойсковая академия
Вооруженных сил Российской Федерации» в качестве учебника
Москва
2023
Стр.1
УДК 37.01/.02:355.23(075.8)
ББК 68.43(2)я73
В63
А в т о р-с о с т а в и т е л ь:
В. И. Литвиненко — полковник, кандидат военных наук, профессор
Р е ц е н з е н т:
В. М. Барынькин — генерал-полковник, доктор военных наук, профессор
Военная
педагогика: учебник / авт.-сост. В. И. ЛитвиненВ63
ко.
— М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2023. —
384 с.
ISBN 978-5-00129-367-5
В учебнике детально рассматриваются цели, задачи, закономерности,
принципы, формы, методы, средства обучения и воспитания военнослужащих.
Особое внимание уделяется современным образовательным технологиям,
применяющимся в обучении военнослужащих различных категорий,
и формированию педагогического мастерства военных педагогов.
Актуальность учебника состоит в том, что с появлением нового приказа
МО РФ № 308 от 30.05.2022 г. раскрывается специфика организации военнопедагогического
процесса в образовательных организациях Вооруженных сил
Российской Федерации, а также практические аспекты деятельности офицеров
по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Отдельные
положения в учебнике составлены с учетом боевого опыта проведения Специальной
военной операции на Украине.
Настоящий учебник предназначен для курсантов, слушателей, адъюнктов,
студентов учебных военных центров, преподавателей военных образовательных
организаций и командиров воинских частей и подразделений Вооруженных
Сил Российской Федерации в качестве основного и дополнительного
материала при изучении военной педагогики.
УДК 37.01/.02:355.23(075.8)
ББК 68.43(2)я73
© Литвиненко В.И., 2023
ISBN 978-5-00129-367-5
© ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2023
Стр.2
Содержание
Введение ............................................................................................................7
Глава первая. Общие основы педагогики ...................................................9
1.1. Педагогика как наука .......................................................................9
1.1.1. Основные этапы становления и развития педагогической
науки ......................................................................................9
1.1.2. Объект, предмет, функции, основные категории
педагогики ........................................................................... 11
1.1.3. Методология и методы педагогических исследований ...... 14
1.1.4. Система педагогических наук .............................................. 15
1.2. Военная педагогика как отрасль педагогики ............................... 17
1.2.1. Становление и развитие военной педагогики .................... 17
1.2.2. Образовательный процесс в военно-учебных заведениях
как целостная педагогическая система .............................. 50
Глава вторая. Теория обучения военнослужащих
(военная дидактика) ............................................................................. 53
2.1. Сущность процесса обучения ....................................................... 53
2.1.1. Общее понятие о дидактике ................................................ 53
2.1.2. Этапы (звенья) процесса обучения ..................................... 54
2.2. Теории и концепции обучения, проблемы их реализации
в военно-учебных заведениях ....................................................... 55
2.2.1. Ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения
знаний и ее применение ..................................................... 56
2.2.2. Культурно-историческая теория психики человека
и ее применение .................................................................. 57
2.2.3. Теория поэтапного формирования умственных действий
и ее применение .................................................................. 60
2.2.4. Теория программированного обучения
и ее применение .................................................................. 62
2.2.5. Теория проблемно-деятельностного обучения
и ее применение .................................................................. 63
2.3. Закономерности и принципы обучения военнослужащих ......... 66
2.3.1. Обзор основных закономерностей обучения ..................... 66
2.3.2. Общая характеристика принципов обучения, их
взаимосвязь ......................................................................... 72
2.4. Содержание образования .............................................................. 85
3
Стр.3
2.4.1. Понятие и сущность содержания образования .................. 85
2.4.2. Способы построения содержания учебной
дисциплины .........................................................................90
2.4.3. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ............94
2.4.4. Учебный план, учебная (рабочая) программа, учебник,
учебное пособие ................................................................ 100
2.5. Методы и средства обучения ...................................................... 103
2.5.1. Классификация методов обучения военнослужащих ...... 103
2.5.2. Средства обучения ............................................................. 108
2.6. Виды учебных занятий в военно-учебных заведениях .............. 109
2.6.1. Основные классификации видов учебных занятий ......... 109
2.6.2. Общая характеристика основных видов учебных
занятий ............................................................................... 111
2.7. Контроль успеваемости и качества подготовки
обучающихся ................................................................................ 128
2.7.1. Виды контроля успеваемости и качества подготовки
обучающихся ..................................................................... 128
2.7.2. Методы контроля успеваемости и качества подготовки
обучающихся ......................................................................132
2.7.3. Оценочные средства: понятие, виды .................................133
2.7.4. Фонд оценочных средств, основные принципы
оценивания ........................................................................ 143
Глава третья. Современные образовательные технологии
в военно-учебных заведениях ........................................................... 148
3.1. Образовательные технологии в военно-учебных
заведениях .................................................................................... 148
3.1.1. Сущность и структура образовательных технологий ....... 148
3.1.2. Тенденции развития современных образовательных
технологий ......................................................................... 155
3.1.2. Основные классификации образовательных
технологий ..........................................................................157
3.2. Традиционные и современные технологии обучения
военнослужащих .......................................................................... 163
3.2.1. Традиционное обучение .................................................... 163
3.2.2. Технология проблемного (проблемно-деятельностного)
обучения ............................................................................ 166
3.2.3. Технология модульного (модульно-рейтингового)
обучения .............................................................................171
3.2.4. Технология программированного обучения .....................174
3.2.5. Технология обучения на основе метода опорных
конспектов (В. Ф. Шаталов)...............................................178
3.3. Технология обучения военного специалиста ............................. 183
3.3.1. Целеполагание и диагностирование как основа
современных образовательных технологий ..................... 183
4
Стр.4
3.3.2. Модульно-компетентностный подход к проектированию
образовательных технологий ............................................ 193
3.3.3. Основы проектирования технологии обучения военного
специалиста ....................................................................... 203
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..................... 206
Глава четвертая. Теория воспитания военнослужащих ....................... 207
4.1. Общие основы воспитания ......................................................... 207
4.1.1. Цели и содержание процесса воспитания ........................ 207
4.1.2. Закономерности и принципы воспитания
военнослужащих ................................................................210
4.1.3. Методы и средства воспитания военнослужащих ............213
4.2. Офицер как руководитель процесса воспитания
военнослужащих ...........................................................................219
4.2.1. Роль личности офицера и его стиль руководства
в воспитании воинского коллектива ................................219
4.2.2. Деятельность офицера в формировании моральнопсихологического
состояния воинского коллектива ...... 226
4.2.3. Педагогическая культура офицера ................................... 230
4.3. Воспитательная работа как часть образовательной
деятельности военного педагога ................................................. 238
4.3.1. Особенности воспитания курсантов и слушателей
военных вузов ................................................................... 238
4.3.2. Особенности воспитания прапорщиков (мичманов)...... 240
4.3.3. Особенности воспитания солдат и сержантов,
проходящих службу по призыву и по контракту ............. 246
Глава пятая. Основы педагогического мастерства ............................... 256
5.1. Формирование и совершенствование педагогического
мастерства военного педагога ..................................................... 256
5.1.1. Сущность и структура педагогического мастерства ......... 256
5.1.2. Уровни педагогического мастерства ................................. 260
5.1.3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности .... 266
5.1.4. Педагогическое общение и его воспитательная роль ...... 272
5.1.5. Основные пути совершенствования педагогического
мастерства ......................................................................... 281
5.2. Речевая коммуникация военного педагога ................................ 284
5.2.1. Основы педагогической речевой коммуникации ............ 284
5.2.2. Условия эффективности педагогической речевой
коммуникации ................................................................... 288
5.2.3. Учебная дискуссия в образовательном процессе ............ 292
5.3. Военная риторика в образовательном процессе........................ 299
5.3.1. Военная риторика как частная риторика ......................... 299
5.3.2. Роль военной риторики в обучении и воспитании
военнослужащих ............................................................... 302
5
Стр.5
5.3.3. Жанры военной риторики и учебно-научного
общения ............................................................................. 306
Рецензия, отзыв, реферат и доклад как жанры научной
речи .................................................................................... 308
Курсовая и дипломная работа как жанры научной речи ..........311
5.3.4. Особенности создания монологической убеждающей
речи .................................................................................... 320
Заключение.................................................................................................... 326
Глоссарий ...................................................................................................... 327
Приложения .................................................................................................. 343
Приложение 1. Приказ мо рф от 30 мая 2022 г. № 308
«Об организации образовательной деятельности в федеральных
государственных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность и находящихся в ведении
министерства обороны Российской Федерации» ...................... 343
Приложение 2. Образовательные цели проведения
учебных занятий .......................................................................... 360
Образовательные методы проведения учебных занятий .......... 370
Приложение 3. Оценочная ведомость ...............................................375
Литература ..................................................................................................... 376
Стр.6