М. Н.Муравьев
Присвоение европейских нравов
Оригинал здесь -- http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6005
Михаил Никитич Муравьев (1757--1807) -- поэт, прозаик, публицист; писатель-сентименталист,
непосредственный предшественник Н. М. Карамзина. С 1803 г. -- товарищ министра народного
просвещения и попечитель Московского университета. При жизни автора была опубликована
сравнительно небольшая часть его произведений. Его "Полное собрание сочинений" (СПб., 1819--1820)
подготовили К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский. Современные исследователи (Л. А. Алехина, В. А.
Западов, P. M. Лазарчук, Л. Росси, И. Ю. Фоменко) выявили и опубликовали много новых текстов
писателя.
Исторические сочинения Муравьева создавались в ходе его учебных занятий с великими
князьями Александром и Константином, которым он в 1785--1796 гг. преподавал русскую словесность,
историю и нравственную философию. Часть этих сочинений вошла в изданный им сборник "Опыты
истории, письмен и нравоучения" (СПб., 1796). В дополненном виде и с редакторской правкой книга
была переиздана Н. М. Карамзиным под заглавием "Опыты истории, словесности и нравоучения" (М.,
1810).
Муравьев был хорошо знаком с историческими взглядами французских просветителей: Вольтера,
Э.-Б. де Кондильяка, Ж.-А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо, А.-Р. Тюрго и др. (см.: Фоменко И. Ю. Исторические
взгляды М. Н. Муравьева // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII -- начало XIX в. Л.,
1981. С. 167--184. (XVIII век. Сб. 13)). Исторические концепции европейских мыслителей Муравьев
осмыслял прежде всего применительно к России. Следуя традициям русской литературы и
историографии XVIII в., он высоко оценивал роль Петра I и его преобразования. Вместе с тем Муравьев
одним из первых обратил внимание на "важные вопросы", связанные с критикой государя, который
заставлял народ отказываться от собственных обычаев и нравов. При всей осторожности в постановке
этих вопросов писатель подошел к новому пониманию и новой оценке Петровских реформ и самой
личности царя, отчасти предварив концепцию Карамзина -- автора "Записки о древней и новой России".
ПРИСВОЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ НРАВОВ
Осьмойнадесять век показал Россию во всей ее славе. В самом начале его она осмелилася
испытать новые войска свои против народа, который удивил своими победами Европу. Успехи оружий
были препровождены успехами просвещения. Победитель Карла Второгонадесять перенес в отечество
свое науки, художества и торговлю. На самом поле сражения под Полтавою государь Петр Первый
занимается своим рождающимся городом Петербургом. "Теперь, -- пишет он к адмиралу Апраксину, -положили
мы настоящее основание Петербурга". Сия столица, которую видим столь великолепною, была
построена посреди опасностей войны и между движений неприятелей. Сии окрестности, которые служат
гульбищами народу, были часто позорищами сражений. ІІІведы обеспокоивали часто первые строения
Петербурга, которых рука работников еще не совершила. Здесь надобно было все сотворить: надобно
было бороться с природою. Густые леса, непроходимые болота были печальным убежищем диких зверей
и казалися быть неспособными к обитанию человека. Нева совершала в пространном уединении
величественное свое течение. Выгоды местоположения сего были потеряны для человеческого рода,
покуда Петр Первый открыл здесь новую дорогу богатствам.
Чего не может произвести постоянство мудрого государя, который жил весь век свой для
отечества? Он хотел видеть своими собственными глазами нравы, искусства и заведения европейские,
чтоб дать России то, чего ей недоставало. Он хотел учиться сам, чтоб выучить своих подданных.
Государь многих народов, оставил государство свое, чтоб быть простым путешественником в чужих
землях. Он не искал забав, сияния дворов, почестей, которыми все были обязаны высокому его сану: он
хотел видеть, как живет земледелец в хижине своей, как торгует купец, чем занимается мещанин; что
Стр.1