П. П. Муратов
ВОКРУГ ИКОНЫ
I
Меня иногда спрашивают, когда и как началось то удивительное движение, которое привело к
художественному "воскрешению" древней русской иконы? <...> Когда и как случилось, что русская икона была
вдруг "открыта" людьми просвещенными, понимающими и любящими искусство; была оценена ими и
поставлена на подобающее ей высокое место в художественной "иерархии" и показана западному миру
как одно из лучших наших исторических состояний, как одно из тех наследств, которыми больше всего
должна гордиться Россия! <...> Но существовали все же некоторые формальные и юридические ограничения, и вот
Манифест 17 октября отменил их как раз в той части, которая имела важное значение в смысле широкого
ознакомления русского общества с древней иконой. <...> Собирателями и держателями древних икон ведь были старообрядцы. <...> Но постепенно в этой среде развился и окреп тип
настоящего страстного коллекционера древности и редкости. <...> У старообрядческих собирателей рядом с
религиозным чувством и с почитанием древности существовала своя "эстетика" иконы, хотя она и
отличалась, разумеется, от той, которая создалась вокруг иконы позже. <...> Старообрядческие любители
весьма ценили тонкость письма, качество исполнения, и в этой сфере разбирались они отлично. <...> было разрешено строить церкви, и постройка старообрядческих храмов
благодаря обильно притекавшим пожертвованиям сразу же началась во многих городах. <...> Иконные мастера расширяли свои мастерские, выписывали из владимирских
слобод все новых и новых подмастерьев, многочисленные офени по поручению этих мастеров и
старообрядческих заказчиков кинулись искать старинные иконы на русский север, где еще много их
лежало на колокольнях, в чуланах, в церковных сараях, вынесенных туда, когда какой-нибудь
"благодетель", разбогатевший в XVIII веке, приказывал сменить почерневшие доски работою крепостного
подражателя Гвидо Рени. <...> <...>
III
Илья Семенович Остроухов, московский купец, женатый <...>
Вокруг_иконы.pdf
П. П.Муратов
ВОКРУГ ИКОНЫ
I
Меня иногда спрашивают, когда и как началось то удивительное движение, которое привело к
художественному "воскрешению" древней русской иконы? Когда и как случилось, что русская икона была
вдруг "открыта" людьми просвещенными, понимающими и любящими искусство; была оценена ими и
поставлена на подобающее ей высокое место в художественной "иерархии" и показана западному миру
как одно из лучших наших исторических состояний, как одно из тех наследств, которыми больше всего
должна гордиться Россия! В силу каких именно "событий" или "происшествий" это могло случиться и кто
тут были инициаторы <...>?
Попробую ответить на эти вопросы в качестве свидетеля и участника имеющих сюда отношение
"событий" или "происшествий", и в качестве знакомого, иногда близкого, тех людей, с именем коих
останется навсегда связана эта в самом деле славная страница из истории "русской культуры" <...> Не
ручаюсь, что будут полны и связны эти очерки. Но то, что удастся здесь вспомнить, пусть послужит для
будущего более полного и связного рассказа материалом. <...>
II
Если говорить о "событиях", непосредственно приведших к иконному нашему движению, то здесь
придется отметить Манифест 17 октября 1905 года в части его, касавшейся свободы вероисповеданий. В
конце прошлого века и в начале нынешнего вероисповедных преследований в России вообще не
наблюдалось. Но существовали все же некоторые формальные и юридические ограничения, и вот
Манифест 17 октября отменил их как раз в той части, которая имела важное значение в смысле широкого
ознакомления русского общества с древней иконой.
Собирателями и держателями древних икон ведь были старообрядцы. Мотивы, руководившие
ими, в основе своей являлись, конечно, религиозными. Но постепенно в этой среде развился и окреп тип
настоящего страстного коллекционера древности и редкости. У старообрядческих собирателей рядом с
религиозным чувством и с почитанием древности существовала своя "эстетика" иконы, хотя она и
отличалась, разумеется, от той, которая создалась вокруг иконы позже. Старообрядческие любители
весьма ценили тонкость письма, качество исполнения, и в этой сфере разбирались они отлично. Глаз их
воспитан был долгими упражнениями. <...>
Старообрядчеству <...> было разрешено строить церкви, и постройка старообрядческих храмов
благодаря обильно притекавшим пожертвованиям сразу же началась во многих городах. Вместе с тем
понятно, что дело старой иконы оживилось как особый прибыльный промысел. Появились заказчики,
создался большой "спрос". Иконные мастера расширяли свои мастерские, выписывали из владимирских
слобод все новых и новых подмастерьев, многочисленные офени по поручению этих мастеров и
старообрядческих заказчиков кинулись искать старинные иконы на русский север, где еще много их
лежало на колокольнях, в чуланах, в церковных сараях, вынесенных туда, когда какой-нибудь
"благодетель", разбогатевший в XVIII веке, приказывал сменить почерневшие доски работою крепостного
подражателя Гвидо Рени. При этих условиях, при этом быстром и внезапном оживлении было бы странно,
если бы интерес к иконе так и остался в "замкнутом" старообрядческом кругу! Сам этот круг вдруг
перестал быть замкнутым. <...>
III
Илья Семенович Остроухов, московский купец, женатый на Н. П. Боткиной, породнившийся с
Третьяковыми и другими крупными московскими купеческими семьями, состоял попечителем
Третьяковской городской галереи. Остроухов был по масштабу восьмидесятых или девяностых годов
отличным художником: пейзажи его не уступали Левитану. Но он работал вообще мало, потом даже
Стр.1