УДК 159.922(075)
ББК 88.945я73
Б85
Рецензенты:
Волкова Ольга Александровна, главный научный сотрудник Института
демографических исследований – обособленного подразделения Федерального научноисследовательского
социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ
РАН), д-р социол. наук, профессор;
Шапиро Сергей Александрович, заведующий кафедрой экономики труда и
управления персоналом ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»,
канд. экон. наук, доцент
Б85
программ бакалавриата и магистратуры
Директ-Медиа, 2022. – 277 с.
ISBN 978-5-4499-3223-5
Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических
основ технологии арт-терапии в социальной работе, являющегося одним из важнейших и
самостоятельных направлений знания социальной работы. В пособии в доступном виде
изложены основные аспекты технологии арт-терапии в социальной работе: ее сущность и
содержание, особенности развития арт-терапевтического знания и практик в России и за
рубежом, виды технологий арт-терапии, их классификация, порядок их применения и
использования на разных социальной работы, а также с различными категориями людей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все главы снабжены практикумами, содержащими контрольные вопросы и тесты, а
также практические задания, направленные на формирование навыков применения
технологий арт-терапии в социальной работе. Учебное пособие рассчитано на студентов
высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям
бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа» и магистратуры 39.04.02 «Социальная
работа», преподавателям дисциплин, связанных с социальной работой, а также всем, кто
интересуется технологиями творческого характера.
УДК 159.922(075)
ББК 88.945я73
Босов, Д. В.
Технология арт-терапии в социальной работе: учебное пособие для студентов
/ Д. В. Босов, Л. Ю. Беленкова.
– Москва :
ISBN 978-5-4499-3223-5
© Босов Д. В., Беленкова Л. Ю., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Введение ....................................................................................................................................................... 6
Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии………………………………….…......8
Глава 1. Введение в теорию арт-терапии .................................................................................................. 8
1.1 Влияние искусства на духовный мир личности. Определение арт-терапии ................................... 8
1.2 Терминологическое поле арт-терапии. Достоинства арт-терапии. Цель и задачи арт-терапии .... 9
1.3 Модель арт-терапевтического взаимодействия. Модель арт-терапевтического занятия……….10
1.4 История развития арт-терапии за рубежом и в России. Взгляды зарубежных и отечественных
специалистов на лечебно-коррекционное воздействие искусства. Становление и развитие арттерапии
в России и за рубежом…………………………………………………………………………11
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….15
Глава 2. Арт-терапевтический процесс и его описание. Факторы психотерапевтического
воздействия в арт-терапии……………………………………………………………………………....18
2.1 Понятие арт-терапевтического процесса и его этапы……………………………………………..18
2.2 Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и анализ их особенностей………29
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….35
Глава 3. Индивидуальная и групповая арт-терапия………………………………………………...…38
3.1 Особенности индивидуальной арт-терапии…………………………………………………….….38
3.2 Формы групповой арт-терапии (студийная открытая группа; динамическая (аналитическая)
закрытая группа; тематическая группа)…………………………………………………………..…….39
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….41
Глава 4. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии….44
4.1 Связь арт-педагогики и арт-терапии………………………………………………………………..44
4.2 Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии……………….…..49
ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................ 50
Глава 5. Организация работы специалиста по социальной работе в учреждениях социального
обслуживания населения с применением арт-терапевтических методик ............................................ 53
5.1 Требования к квалификации социального работника ..................................................................... 53
5.2 Способы регистрации и оценки работы специалиста по социальной работе при использовании
арт-терапии ................................................................................................................................................ 56
5.3 Формы и методы работы социального работника с использованием арт-терапии ....................... 62
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….70
Глава 6. Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками .................................................. 73
6.1 Первые попытки использования изобразительных приёмов с детьми и подростками ................ 73
6.2 Создание и обсуждение детских рисунков ....................................................................................... 76
6.3 Особенности использования арт-терапии в работе с детьми, перенесшими насилие .................. 79
ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………………….……80
Глава 7. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми ............................................................................. 84
7.1 Особенности применения арт-терапии с пожилыми людьми ......................................................... 84
3
Стр.4
7.2 Арт-терапевтическая работа с престарелыми пациентами с выраженными расстройствами
памяти, речи, а также в КЦСОН и в интернатных учреждениях ......................................................... 86
ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………….……………93
Глава 8. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами ........................................................ 97
8.1 Основные подходы к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами..97
8.2 Основные проблемы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами.
Эффекты применения метода ................................................................................................................ 100
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………...108
Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционнотерапевтическое
воздействие……………………………………………………………………….…112
Глава 9. Изотерапия и глинотерапия ..................................................................................................... 112
9.1 Сущность изотерапевтического метода как направления арт-терапии ....................................... 112
9.2 Глинотерапия: сущность, самооценка, формы работы и рекомендации ..................................... 117
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………...118
Глава 10. Игровая терапия ...................................................................................................................... 121
10.1 Общая характеристика метода игровой терапии ......................................................................... 121
10.2 Организация процесса игровой терапии ....................................................................................... 123
10.3 Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы групповой игротерапии.
Диагностический аспект игровой терапии ........................................................................................... 127
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………….……..131
Глава 11. Музыкальная терапия и фольклорная терапия .................................................................... 134
11.1 Музыкотерапия и ее особенности. История возникновения музыкотерапии, формы,
направления, техники ............................................................................................................................. 134
11.2 Сущность фольклорной арт-терапии............................................................................................. 140
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….143
Глава 12. Танцевальная терапия ............................................................................................................ 146
12.1 Танцевальная терапия: определение, история и развитие, преимущества и особенности ....... 146
12.2 Класификации и техники танцевально-двигательной терапии .................................................. 147
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….148
Глава 13. Куклотерапия и сказкотерапия .............................................................................................. 151
13.1 Сущность куклотерапии: определение, история, цель, задачи, функции .................................. 151
13.2 Методики, круг проблем и диагностика куклотерапии ............................................................... 153
13.3 Общая характеристика метода сказкотерапии ............................................................................. 155
13.4 Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы, диагностический аспект .. …158
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………….………………..161
Глава 14. Песочная терапия.................................................................................................................... 164
14.1 Общее представление о песочной терапии: определение, история, формы, цель, задачи ....... 164
14.2 Оснащение кабинета, материалы и процесс песочной терапии ……………………………….166
14.3 Техники и упражнения песочной терапии .................................................................................... 171
ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………...……………173
4
Стр.5
Глава 15. Фототерапия и хромотерапия ................................................................................................ 175
15.1 Определение фототерапии. Психологические функции и варианты использования фотографии
в психотерапии и тренинге ..................................................................................................................... 175
15.2 Техники, игры и упражнения на основе фотографии …………………………………….…….178
15.3 Общее представление о хромотерапии, как о лечении светом и цветом. Цель и задачи
хромотерапии. Показания и противопоказания применения хромотерапии ..................................... 182
15.4 Классификация цвета. Цветовое воздействие на организм. Показания для применения
отдельных цветов спектра ...................................................................................................................... 187
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………...…190
Глава 16. Библиотерапия ........................................................................................................................ 193
16.1 Общее представление о библиотерапии, как о методе «лечения книгой». Цель, задачи и
достоинства метода. Психокоррекционные процессы библиотерапии - неспецифические,
специфические. ........................................................................................................................................ 193
16.2 Формы работы библиотерапии. Анализ жанров литературы и их использование в
библиотерапии………………………………………………………………………………………..…199
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………...………202
Глава 17. Драматерапия и мульттерапия .............................................................................................. 205
17.1 Общее представление о психодраме. Цель и задачи метода. Элементы психодрамы. ............ 205
17.2 Фазы психодрамы и их описание (разогрев, период действия, обмен чувствами). Техники
психодрамы ………………………………………………………….………………………………….210
17.3 Мульттерапия активная и пассивная. Техники мульттерапии.................................................... 241
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….218
Глава 18. Аромотерапия и природотерапия ......................................................................................... 221
18.1 Понятие аромотерапии. Применение аромотерапии в практике социальной работы .............. 221
18.2 Влияние эфирных масел на организм человека при различных заболеваниях …………...… 224
18.3 Терапия природой: звуки природы, ландшафттерапия, созерцание .......................................... 254
18.4 Гарденотерапия ............................................................................................................................... 230
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………….……………..233
Примерные вопросы к зачету…………………………………………………………...……………..236
Ответы на тестовые задания ................................................................................................................... 238
Список использованной литературы………………………………………………………..…………241
Глоссарий………………………………………………………………………………………….…….269
Стр.6