Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640099)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Технология арт-терапии в социальной работе : учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторБосов
АвторыБеленкова Л.Ю.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц278
ID836973
АннотацияНастоящее учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических основ технологии арт-терапии в социальной работе, являющегося одним из важнейших и самостоятельных направлений знания социальной работы. В пособии в доступном виде изложены основные аспекты технологии арт-терапии в социальной работе: ее сущность и содержание, особенности развития арт-терапевтического знания и практик в России и за рубежом, виды технологий арт-терапии, их классификация, порядок их применения и использования на разных социальной работы, а также с различными категориями людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все главы снабжены практикумами, содержащими контрольные вопросы и тесты, а также практические задания, направленные на формирование навыков применения технологий арт-терапии в социальной работе. Учебное пособие рассчитано на студентов высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа» и магистратуры 39.04.02 «Социальная работа», преподавателям дисциплин, связанных с социальной работой, а также всем, кто интересуется технологиями творческого характера.
ISBN978-5-4499-3223-5
Босов, Д.В. Технология арт-терапии в социальной работе : учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры / Л.Ю. Беленкова; Д.В. Босов .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 278 с. — ISBN 978-5-4499-3223-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/836973 (дата обращения: 25.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Технология_арт-терапии_в_социальной_работе__учебное_пособие_для_студентов_программ_бакалавриата_и_магистратуры.pdf
УДК 159.922(075) ББК 88.945я73 Б85 Рецензенты: Волкова Ольга Александровна, главный научный сотрудник Института демографических исследований – обособленного подразделения Федерального научноисследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), д-р социол. наук, профессор; Шапиро Сергей Александрович, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», канд. экон. наук, доцент Б85 программ бакалавриата и магистратуры Директ-Медиа, 2022. – 277 с. ISBN 978-5-4499-3223-5 Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических основ технологии арт-терапии в социальной работе, являющегося одним из важнейших и самостоятельных направлений знания социальной работы. В пособии в доступном виде изложены основные аспекты технологии арт-терапии в социальной работе: ее сущность и содержание, особенности развития арт-терапевтического знания и практик в России и за рубежом, виды технологий арт-терапии, их классификация, порядок их применения и использования на разных социальной работы, а также с различными категориями людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все главы снабжены практикумами, содержащими контрольные вопросы и тесты, а также практические задания, направленные на формирование навыков применения технологий арт-терапии в социальной работе. Учебное пособие рассчитано на студентов высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа» и магистратуры 39.04.02 «Социальная работа», преподавателям дисциплин, связанных с социальной работой, а также всем, кто интересуется технологиями творческого характера. УДК 159.922(075) ББК 88.945я73 Босов, Д. В. Технология арт-терапии в социальной работе: учебное пособие для студентов / Д. В. Босов, Л. Ю. Беленкова. – Москва : ISBN 978-5-4499-3223-5 © Босов Д. В., Беленкова Л. Ю., текст, 2022 © Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2022
Стр.3
Оглавление Введение ....................................................................................................................................................... 6 Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы арт-терапии………………………………….…......8 Глава 1. Введение в теорию арт-терапии .................................................................................................. 8 1.1 Влияние искусства на духовный мир личности. Определение арт-терапии ................................... 8 1.2 Терминологическое поле арт-терапии. Достоинства арт-терапии. Цель и задачи арт-терапии .... 9 1.3 Модель арт-терапевтического взаимодействия. Модель арт-терапевтического занятия……….10 1.4 История развития арт-терапии за рубежом и в России. Взгляды зарубежных и отечественных специалистов на лечебно-коррекционное воздействие искусства. Становление и развитие арттерапии в России и за рубежом…………………………………………………………………………11 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….15 Глава 2. Арт-терапевтический процесс и его описание. Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии……………………………………………………………………………....18 2.1 Понятие арт-терапевтического процесса и его этапы……………………………………………..18 2.2 Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и анализ их особенностей………29 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….35 Глава 3. Индивидуальная и групповая арт-терапия………………………………………………...…38 3.1 Особенности индивидуальной арт-терапии…………………………………………………….….38 3.2 Формы групповой арт-терапии (студийная открытая группа; динамическая (аналитическая) закрытая группа; тематическая группа)…………………………………………………………..…….39 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….41 Глава 4. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии….44 4.1 Связь арт-педагогики и арт-терапии………………………………………………………………..44 4.2 Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии……………….…..49 ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................ 50 Глава 5. Организация работы специалиста по социальной работе в учреждениях социального обслуживания населения с применением арт-терапевтических методик ............................................ 53 5.1 Требования к квалификации социального работника ..................................................................... 53 5.2 Способы регистрации и оценки работы специалиста по социальной работе при использовании арт-терапии ................................................................................................................................................ 56 5.3 Формы и методы работы социального работника с использованием арт-терапии ....................... 62 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………….70 Глава 6. Применение арт-терапии в работе с детьми и подростками .................................................. 73 6.1 Первые попытки использования изобразительных приёмов с детьми и подростками ................ 73 6.2 Создание и обсуждение детских рисунков ....................................................................................... 76 6.3 Особенности использования арт-терапии в работе с детьми, перенесшими насилие .................. 79 ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………………….……80 Глава 7. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми ............................................................................. 84 7.1 Особенности применения арт-терапии с пожилыми людьми ......................................................... 84 3
Стр.4
7.2 Арт-терапевтическая работа с престарелыми пациентами с выраженными расстройствами памяти, речи, а также в КЦСОН и в интернатных учреждениях ......................................................... 86 ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………….……………93 Глава 8. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами ........................................................ 97 8.1 Основные подходы к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами..97 8.2 Основные проблемы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами. Эффекты применения метода ................................................................................................................ 100 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………...108 Раздел 2. Практические вопросы арт-терапии. Виды и формы арт-терапии и их коррекционнотерапевтическое воздействие……………………………………………………………………….…112 Глава 9. Изотерапия и глинотерапия ..................................................................................................... 112 9.1 Сущность изотерапевтического метода как направления арт-терапии ....................................... 112 9.2 Глинотерапия: сущность, самооценка, формы работы и рекомендации ..................................... 117 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………………...118 Глава 10. Игровая терапия ...................................................................................................................... 121 10.1 Общая характеристика метода игровой терапии ......................................................................... 121 10.2 Организация процесса игровой терапии ....................................................................................... 123 10.3 Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы групповой игротерапии. Диагностический аспект игровой терапии ........................................................................................... 127 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………….……..131 Глава 11. Музыкальная терапия и фольклорная терапия .................................................................... 134 11.1 Музыкотерапия и ее особенности. История возникновения музыкотерапии, формы, направления, техники ............................................................................................................................. 134 11.2 Сущность фольклорной арт-терапии............................................................................................. 140 ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….143 Глава 12. Танцевальная терапия ............................................................................................................ 146 12.1 Танцевальная терапия: определение, история и развитие, преимущества и особенности ....... 146 12.2 Класификации и техники танцевально-двигательной терапии .................................................. 147 ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….148 Глава 13. Куклотерапия и сказкотерапия .............................................................................................. 151 13.1 Сущность куклотерапии: определение, история, цель, задачи, функции .................................. 151 13.2 Методики, круг проблем и диагностика куклотерапии ............................................................... 153 13.3 Общая характеристика метода сказкотерапии ............................................................................. 155 13.4 Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы, диагностический аспект .. …158 ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………….………………..161 Глава 14. Песочная терапия.................................................................................................................... 164 14.1 Общее представление о песочной терапии: определение, история, формы, цель, задачи ....... 164 14.2 Оснащение кабинета, материалы и процесс песочной терапии ……………………………….166 14.3 Техники и упражнения песочной терапии .................................................................................... 171 ПРАКТИКУМ……………………………………………………………………………...……………173 4
Стр.5
Глава 15. Фототерапия и хромотерапия ................................................................................................ 175 15.1 Определение фототерапии. Психологические функции и варианты использования фотографии в психотерапии и тренинге ..................................................................................................................... 175 15.2 Техники, игры и упражнения на основе фотографии …………………………………….…….178 15.3 Общее представление о хромотерапии, как о лечении светом и цветом. Цель и задачи хромотерапии. Показания и противопоказания применения хромотерапии ..................................... 182 15.4 Классификация цвета. Цветовое воздействие на организм. Показания для применения отдельных цветов спектра ...................................................................................................................... 187 ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………...…190 Глава 16. Библиотерапия ........................................................................................................................ 193 16.1 Общее представление о библиотерапии, как о методе «лечения книгой». Цель, задачи и достоинства метода. Психокоррекционные процессы библиотерапии - неспецифические, специфические. ........................................................................................................................................ 193 16.2 Формы работы библиотерапии. Анализ жанров литературы и их использование в библиотерапии………………………………………………………………………………………..…199 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………………...………202 Глава 17. Драматерапия и мульттерапия .............................................................................................. 205 17.1 Общее представление о психодраме. Цель и задачи метода. Элементы психодрамы. ............ 205 17.2 Фазы психодрамы и их описание (разогрев, период действия, обмен чувствами). Техники психодрамы ………………………………………………………….………………………………….210 17.3 Мульттерапия активная и пассивная. Техники мульттерапии.................................................... 241 ПРАКТИКУМ………………………………………………………………………………………..….218 Глава 18. Аромотерапия и природотерапия ......................................................................................... 221 18.1 Понятие аромотерапии. Применение аромотерапии в практике социальной работы .............. 221 18.2 Влияние эфирных масел на организм человека при различных заболеваниях …………...… 224 18.3 Терапия природой: звуки природы, ландшафттерапия, созерцание .......................................... 254 18.4 Гарденотерапия ............................................................................................................................... 230 ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………………….……………..233 Примерные вопросы к зачету…………………………………………………………...……………..236 Ответы на тестовые задания ................................................................................................................... 238 Список использованной литературы………………………………………………………..…………241 Глоссарий………………………………………………………………………………………….…….269
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст