УДК 366.636
ББК 60.524.224.026
М11
Авторский коллектив:
Музыкант В. Л., Барабаш В. В.,
Буданцев Ю. П., Савастенко Р. А.,
Мукситх Мунадхил Абдул
Музыкант, В. Л.
М11
Системность массовых коммуникаций: фейк-ньюс как современный
медиафеномен : монография / В. Л. Музыкант [и др.] ; под ред.
В. Л. Музыканта, В. В. Барабаша. — Москва : Директ-Медиа, 2023. — 316 с.
Muzykant, V. L.
System of Mass Communications: Fake News as a Modern Media Phenomenon:
monograph / V. L. Muzykant
et al.; Ed. V. L. Muzykant,
V. V. Barabash. — Moscow : Direct-Media, 2023. — 316 p.
ISBN 978-5-4499-3416-1
В коллективной монографии на основе системного подхода в изучении массовых коммуникационных
процессов представлен спектр подходов к фейковым новостям как современному медиафеномену
(1 часть). Борьба с ложной информацией, фейками велась в отечественном коммуникационном
поле задолго до появления цифровых технологий. Традиции отечественной журналистики, имеющие
глубокие исторические корни, противостоят различным формам фейков как деструктивной форме
пропаганды (2 часть). История российской многопартийности и политические избирательные технологии
в Российской империи и в современной России рассмотрены с позиции исторических параллелей
(3 часть).
Для журналистов, студентов и преподавателей высшей школы и всех, интересующихся вопросами
купирования фейковой информации, проявляющейся в безудержном желании делиться ложными
новостями, дезинформацией и вредными советами в социальных медиа.
Иллюстрированный материал взят из открытых источников и архивов авторов, если не
указано иное. Материалы публикуются в авторской редакции. Фотографии (вклейка) — из личного
архива авторов — В. Музыканта, С. Куликова, Н. Слепухина, Р. Савастенко, А. Шапочки.
Учебное издание.
In a collective monograph based on a systematic approach to the study of mass communication processes,
a range of approaches to fake news as a modern media phenomenon is presented (part 1). The fight
against false information, fakes was carried out in the domestic communication field long before the advent of
digital technologies. The traditions of domestic journalism, which have deep historical roots, are opposed to
various forms of fakes as a destructive form of propaganda (part 2). The history of the Russian multiparty
system and political electoral technologies in the Russian Empire and in modern Russia are considered from
the perspective of historical parallels (part 3). For journalists, students and teachers of higher education and
everyone interested in stopping fake information, which manifests itself in an unbridled desire to share false
news, disinformation and bad advice on social media.
УДК 366.636
ББК 60.524.224.026
ISBN 978-5-4499-3416-1
© Коллектив авторов, текст, 2023
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2023
Стр.3
Оглавление
Вместо предисловия, или Почему побеждает здравый смысл. Музыкант В. Л.,
Барабаш В. В. .................................................................................................................................... 5
Часть 1. Хлебная вселенная Буданцева. Буданцев Ю. П. ....................................................... 18
Раздел 1. Системность в изучении массовых коммуникаций: из творческого наследия
Юрия Петровича Буданцева ..................................................................................................... 18
Глава 1. Верх-низ нашей свободы ........................................................................................ 18
Глава 2. Вырождение. «Назад», бежать не нужно ............................................................. 27
Глава 3. Красный космизм. Новому городу Циолковскому посвящается ....................... 39
Глава 4. Народ не хочет. За народом — Бог, силы небесные .......................................... 43
Глава 5. Народное мнение о главном в жизни. Целине — 50.......................................... 52
Глава 6. Перезагрузка. Нажмите кнопки, господа... ........................................................... 57
Глава 7. Про Ивана-Дурака. Крещенские раздумья ........................................................... 63
Глава 8. Светская церковь против святой церкви ............................................................... 67
Раздел 2. Системное качество политической социологии: священная война.
Буданцев Ю. П., Буданцев О. Ю. ............................................................................................. 77
Глава 1. Ожидание священной войны ................................................................................. 77
Глава 2. Парадигма А. С. Хомякова ................................................................................... 128
Глава 3. Икона и реклама .................................................................................................... 141
Вспомним, как все начиналось… ............................................................................................ 150
Часть 2. Фейки эпохи постправды. Музыкант В. Л., Мукситх Мунадхил Абдул .............. 182
Раздел 1. Фейковые новости как современный медиафеномен .......................................... 182
Глава 1. Фейковые новости как современный медиафеномен ....................................... 182
Глава 2. Misinformation, disinformation as a content of fake news ..................................... 200
Глава 3. Contemporary forms and typology of fake news .................................................... 205
Глава 4. Peculiarities of fake news functioning in a digital world ....................................... 212
Глава 5. Fake news digital phenomenon as a process of filtering information ................... 215
Глава 6. Traditional and new media as tools of fake news distribution ............................... 220
Часть 3. К истории российского парламентаризма. Савастенко Р. А. .............................. 252
Раздел 1. Фейк как информационный фаст-фуд в политической кампании .................... 252
3
Стр.4
Глава 1. Многопартийность и политические избирательные технологии ..................... 252
Глава 2. Многопартийность и политические избирательные технологии
в Российской империи и в современной России: исторические параллели и опыт
функционирования.............................................................................................................. 255
Глава 3. Избирательное законодательство ....................................................................... 274
Глава 4. Избирательное законодательство. Российская периодика и её участие
в ходе избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу России ......... 280
Глава 5. Методы политической PR-деятельности в период избирательных кампании
и их отражение в медиатекстах ......................................................................................... 291
Послесловие. «Фейковые новости» как термин с множеством синонимов.
Музыкант В. Л., Барабаш В. В. .................................................................................................. 307
Стр.5