М.М. Морозов
Джон Китс
М. Морозов.Шекспир, Бернс,Шоу...
М., "Искусство", 1967
Автор вступительной статьи и составитель сборника и редактор Ю.Шведов
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
Обычно принято говорить о двух поколениях поэтов английского романтизма. К старшему
принадлежат Вордсворт, Кольридж и Вальтер Скотт; к младшему - Байрон,Шелли и Китc.
Джон Китc родился в последние дни октября (дата точно не установлена) 1795 года в Лондоне.
Он умер в Италии от чахотки 23 февраля 1821 года на двадцать шестом году жизни. Современники, за
исключением нескольких друзей, не оценили творчества Китса. Часть критики отнеслась к его стихам
равнодушно, другая же часть с презрением и ненавистью. Даже Шелли, который оплакал раннюю смерть
Китса в прекрасных стихах, при жизни поэта относился к его творчеству без особого энтузиазма. Лишь
постепенно росла его слава. А в настоящее время многие критики и историки литературы как в Англии,
так и в Америке считают его не только величайшим из английских романтиков, но и одним из первых
поэтов Англии. Некоторые антологии по количеству напечатанных строк уделяют ему третье место
после Шекспира и Мильтона.
В отличие от Байрона и Шелли, Китc был из "простых". Отец его занимался извозным
промыслом и отдавал напрокат экипажи и лошадей. Когда Джон окончил школу, он поступил
подмастерьем к аптекарю, затем обучался аптекарской профессии в одной из лондонских больниц. Но к
этому времени он страстно увлекся поэзией. Его пленили поэты английского Ренессанса, в особенности
Эдмунд Спенсер. Необыкновенно живой и общительный юноша, готовящийся в аптекари, с
поразительной энергией стал работать над техникой стиха: он переводит, подражает трудной строфе
Эдмунда Спенсера, пишет оды и чаще всего останавливается на сонете. Работая над сонетом, Китc
внимательно изучал его внутреннюю структуру, переход от первой темы к встречной и заключающийся
в последних строках сонета синтез, который завершает борьбу двух тем. Для поэтов английского
Ренессанса, Шекспира, Спенсера, Сиднея, Драйтона, сонет, несмотря на свою лаконичность, был
"большой" поэтической формой. Китc возродил в английской поэзии сонет с его внутренним богатством
и разнообразием. И одна из основных черт поэзии Китса, отличающая его от многих современных ему
романтиков, заключается в том, что каждое, даже самое короткое стихотворение его является
совершенным, законченным целым.
Насколько Китc еще в молодые годы преуспел в отношении виртуозной легкости стиха,
свидетельствует хотя бы тот факт, что один из наиболее глубоких по содержанию сонетов Китса
"Кузнечик и сверчок" (блестяще переведенный С. Маршаком) был написан в доме поэта Ли Ханта на
пари: кто из них, Китc или Хант, скорее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.
Влияние Ханта на молодого Китса было очень велико. Свободомыслие Ханта, его ненависть к
реакции, культ героев, боровшихся за свободу народа, - все это захватило Китса, и когда Хант вышел из
тюрьмы, куда он был посажен за политический памфлет, Китc приветствовал его освобождение
восторженными стихами. Быть может, здесь и нужно искать начало той беспощадной ненависти,
которую питала к Китсу реакционная критика. Хант и как поэт оказал на Китса глубокое влияние. Он
был вдохновителем той школы поэтов, которую враждебная критика прозвала "кокнейской" (кокни -
язык лондонского простонародья). Эта школа, продолжая борьбу против канонов классицизма за
эмансипацию поэтического языка, борьбу, которую начали еще Вордсворт и Кольридж, - проповедовала
широкое использование в поэзии живого разговорного народного языка. В пышный и торжественный
словарь Китса, заимствованный у поэтов Ренессанса, вторглись новые для английской поэзии слова, как
люди с улицы. И что самое замечательное, они оказались выразительными и достойными своего места.
Этого реакционная литературная критика никак не могла простить Китсу.
Поощряемый друзьями, Китc решил отказаться от аптекарского дела, сулившего ему верный
заработок, и всецело посвятить себя поэзии. Началась трудная, неустроенная жизнь.
Не смущаясь ничем, Китc работал с лихорадочной настойчивостью. Первая книжка его стихов
была встречена холодным молчанием критики. Но после появления поэмы "Эндимион", крупнейшего
произведения Китса, разразилась гроза. "Попрощайтесь с музами, многообещающий молодой человек!..
Лучше и умнее быть голодным аптекарем, чем голодным поэтом. Вернитесь же в лавку, мистер Джон,
займитесь пластырями, пилюлями и банками с мазью..." - писали "критики" из солидных, журналов.
Байрон в "Дон Жуане" намекает на то, что эта травля была причиной смерти Китса. Это, конечно,
не совсем так. Но если Китc отнесся к печатной ругани с внешним спокойствием, то все же беспощадная
Стр.1