Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Джон Китс

0   0
Первый авторМорозов Михаил Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID8359
Кому рекомендованоСтатьи
Морозов, М.М. Джон Китс : Статья / М.М. Морозов .— : [Б.и.], 1945 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8359 (дата обращения: 16.07.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шведов OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru Обычно принято говорить о двух поколениях поэтов английского романтизма. <...> К старшему принадлежат Вордсворт, Кольридж и Вальтер Скотт; к младшему - Байрон, Шелли и Китc. <...> Джон Китc родился в последние дни октября (дата точно не установлена) 1795 года в Лондоне. <...> Часть критики отнеслась к его стихам равнодушно, другая же часть с презрением и ненавистью. <...> Даже Шелли, который оплакал раннюю смерть Китса в прекрасных стихах, при жизни поэта относился к его творчеству без особого энтузиазма. <...> А в настоящее время многие критики и историки литературы как в Англии, так и в Америке считают его не только величайшим из английских романтиков, но и одним из первых поэтов Англии. <...> Некоторые антологии по количеству напечатанных строк уделяют ему третье место после Шекспира и Мильтона. <...> В отличие от Байрона и Шелли, Китc был из "простых". <...> Отец его занимался извозным промыслом и отдавал напрокат экипажи и лошадей. <...> Когда Джон окончил школу, он поступил подмастерьем к аптекарю, затем обучался аптекарской профессии в одной из лондонских больниц. <...> Но к этому времени он страстно увлекся поэзией. <...> Его пленили поэты английского Ренессанса, в особенности Эдмунд Спенсер. <...> Необыкновенно живой и общительный юноша, готовящийся в аптекари, с поразительной энергией стал работать над техникой стиха: он переводит, подражает трудной строфе Эдмунда Спенсера, пишет оды и чаще всего останавливается на сонете. <...> Работая над сонетом, Китc внимательно изучал его внутреннюю структуру, переход от первой темы к встречной и заключающийся в последних строках сонета синтез, который завершает борьбу двух тем. <...> Для поэтов английского Ренессанса, Шекспира, Спенсера, Сиднея, Драйтона, сонет, несмотря на свою лаконичность, был "большой" поэтической формой. <...> Китc возродил в английской поэзии сонет с его внутренним богатством и разнообразием. <...> И одна из основных черт поэзии Китса, отличающая его от многих современных ему романтиков, заключается <...>
Джон_Китс.pdf
М.М. Морозов Джон Китс М. Морозов.Шекспир, Бернс,Шоу... М., "Искусство", 1967 Автор вступительной статьи и составитель сборника и редактор Ю.Шведов OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru Обычно принято говорить о двух поколениях поэтов английского романтизма. К старшему принадлежат Вордсворт, Кольридж и Вальтер Скотт; к младшему - Байрон,Шелли и Китc. Джон Китc родился в последние дни октября (дата точно не установлена) 1795 года в Лондоне. Он умер в Италии от чахотки 23 февраля 1821 года на двадцать шестом году жизни. Современники, за исключением нескольких друзей, не оценили творчества Китса. Часть критики отнеслась к его стихам равнодушно, другая же часть с презрением и ненавистью. Даже Шелли, который оплакал раннюю смерть Китса в прекрасных стихах, при жизни поэта относился к его творчеству без особого энтузиазма. Лишь постепенно росла его слава. А в настоящее время многие критики и историки литературы как в Англии, так и в Америке считают его не только величайшим из английских романтиков, но и одним из первых поэтов Англии. Некоторые антологии по количеству напечатанных строк уделяют ему третье место после Шекспира и Мильтона. В отличие от Байрона и Шелли, Китc был из "простых". Отец его занимался извозным промыслом и отдавал напрокат экипажи и лошадей. Когда Джон окончил школу, он поступил подмастерьем к аптекарю, затем обучался аптекарской профессии в одной из лондонских больниц. Но к этому времени он страстно увлекся поэзией. Его пленили поэты английского Ренессанса, в особенности Эдмунд Спенсер. Необыкновенно живой и общительный юноша, готовящийся в аптекари, с поразительной энергией стал работать над техникой стиха: он переводит, подражает трудной строфе Эдмунда Спенсера, пишет оды и чаще всего останавливается на сонете. Работая над сонетом, Китc внимательно изучал его внутреннюю структуру, переход от первой темы к встречной и заключающийся в последних строках сонета синтез, который завершает борьбу двух тем. Для поэтов английского Ренессанса, Шекспира, Спенсера, Сиднея, Драйтона, сонет, несмотря на свою лаконичность, был "большой" поэтической формой. Китc возродил в английской поэзии сонет с его внутренним богатством и разнообразием. И одна из основных черт поэзии Китса, отличающая его от многих современных ему романтиков, заключается в том, что каждое, даже самое короткое стихотворение его является совершенным, законченным целым. Насколько Китc еще в молодые годы преуспел в отношении виртуозной легкости стиха, свидетельствует хотя бы тот факт, что один из наиболее глубоких по содержанию сонетов Китса "Кузнечик и сверчок" (блестяще переведенный С. Маршаком) был написан в доме поэта Ли Ханта на пари: кто из них, Китc или Хант, скорее и лучше напишет стихотворение на заданную тему. Влияние Ханта на молодого Китса было очень велико. Свободомыслие Ханта, его ненависть к реакции, культ героев, боровшихся за свободу народа, - все это захватило Китса, и когда Хант вышел из тюрьмы, куда он был посажен за политический памфлет, Китc приветствовал его освобождение восторженными стихами. Быть может, здесь и нужно искать начало той беспощадной ненависти, которую питала к Китсу реакционная критика. Хант и как поэт оказал на Китса глубокое влияние. Он был вдохновителем той школы поэтов, которую враждебная критика прозвала "кокнейской" (кокни - язык лондонского простонародья). Эта школа, продолжая борьбу против канонов классицизма за эмансипацию поэтического языка, борьбу, которую начали еще Вордсворт и Кольридж, - проповедовала широкое использование в поэзии живого разговорного народного языка. В пышный и торжественный словарь Китса, заимствованный у поэтов Ренессанса, вторглись новые для английской поэзии слова, как люди с улицы. И что самое замечательное, они оказались выразительными и достойными своего места. Этого реакционная литературная критика никак не могла простить Китсу. Поощряемый друзьями, Китc решил отказаться от аптекарского дела, сулившего ему верный заработок, и всецело посвятить себя поэзии. Началась трудная, неустроенная жизнь. Не смущаясь ничем, Китc работал с лихорадочной настойчивостью. Первая книжка его стихов была встречена холодным молчанием критики. Но после появления поэмы "Эндимион", крупнейшего произведения Китса, разразилась гроза. "Попрощайтесь с музами, многообещающий молодой человек!.. Лучше и умнее быть голодным аптекарем, чем голодным поэтом. Вернитесь же в лавку, мистер Джон, займитесь пластырями, пилюлями и банками с мазью..." - писали "критики" из солидных, журналов. Байрон в "Дон Жуане" намекает на то, что эта травля была причиной смерти Китса. Это, конечно, не совсем так. Но если Китc отнесся к печатной ругани с внешним спокойствием, то все же беспощадная
Стр.1