Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Драматургия Бернарда Шоу

0   0
Первый авторМорозов Михаил Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID8358
Кому рекомендованоСтатьи
Морозов, М.М. Драматургия Бернарда Шоу : Статья / М.М. Морозов .— : [Б.и.], 1946 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8358 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шведов OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru Бернард Шоу родился в 1856 году, ему скоро девяносто лет. <...> Многие вершины его творчества отдалены от нас несколькими десятилетиями, и мы уже думаем о нем как об одном из классиков английской драматургии. <...> Мы вправе назвать его классиком, потому что многие его пьесы, пережив свою эпоху, остались живыми художественными произведениями. <...> Бернард Шоу уже занял определенное место в истории английской драматургии. <...> Впрочем, понятие "история", подразумевающее беспрерывное развитие, нелегко приложимо к прошлому английской драматургии. <...> Творчеством "отца английской драмы" Кристофера Марло (15641593) началась великая эпоха Шекспира, Бена Джонсона и их современников. <...> И лишь в конце XVII века в ярких и острых комедиях блеснули дарования Уичерли и Конгрива. <...> Лучшая комедия Уичерли "Прямодушный" (1674) недавно переведена на русский язык К. Чуковским <...> Комедия Конгрива "Любовь за любовь" (1695) в последний год войны с большим успехом шла на сцене лондонского театра Хеймаркет при участии одного из лучших актеров современной Англии Джона Гилгуда. <...> После Уичерли, Конгрива и их современников опять наступили будни. <...> Пылью времени давно покрылись и "слезливые драмы" Лилло. <...> Пьесы Фильдинга играли лишь второстепенную роль в творчестве замечательного романиста. <...> Если не считать "Оперы нищих" Гея (1728), английская драматургия первой половины XVIII века представляет довольно безотрадную картину. <...> В целом можно было прийти тогда к выводу, что творческие силы английской драматургии, давшие человечеству Шекспира, Бена Джонсона и Шеридана, иссякли. <...> Нарушителем этого безвременья был Бернард Шоу (тогда же, в начале 90-х годов, выступил со своими блестящими салонными комедиями Оскар Уайльд). <...> Бернард Шоу является подлинным новатором: он не имеет у себя на родине непосредственных предшественников в области драматургии. <...> Но если у Шоу не было непосредственных предшественников, они были у него в отдаленном прошлом. <...> Напомним предшественников <...>
Драматургия_Бернарда_Шоу.pdf
М.М. Морозов Драматургия Бернарда Шоу М. Морозов.Шекспир, Бернс,Шоу... М., "Искусство", 1967 Автор вступительной статьи и составитель сборника и редактор Ю.Шведов OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru Бернард Шоу родился в 1856 году, ему скоро девяносто лет. Многие вершины его творчества отдалены от нас несколькими десятилетиями, и мы уже думаем о нем как об одном из классиков английской драматургии. Мы вправе назвать его классиком, потому что многие его пьесы, пережив свою эпоху, остались живыми художественными произведениями. Бернард Шоу уже занял определенное место в истории английской драматургии. Впрочем, понятие "история", подразумевающее беспрерывное развитие, нелегко приложимо к прошлому английской драматургии. Творчеством "отца английской драмы" Кристофера Марло (15641593) началась великая эпоха Шекспира, Бена Джонсона и их современников. Затем в области английской драматургии наступило безвременье. И лишь в конце XVII века в ярких и острых комедиях блеснули дарования Уичерли и Конгрива. Произведения обоих этих драматургов и сейчас сохранили жизнь. Лучшая комедия Уичерли "Прямодушный" (1674) недавно переведена на русский язык К. Чуковским. Комедия Конгрива "Любовь за любовь" (1695) в последний год войны с большим успехом шла на сцене лондонского театра Хеймаркет при участии одного из лучших актеров современной Англии Джона Гилгуда. После Уичерли, Конгрива и их современников опять наступили будни. Английский классицизм создал лишь весьма посредственные произведения, в особенности по сравнению с французским классицизмом. В Англии не было ни Корнеля, ни Расина. Кому теперь придет в голову поставить "Катона" Аддисона (1713) или трагедии Николаса Роу! Пылью времени давно покрылись и "слезливые драмы" Лилло. Пьесы Фильдинга играли лишь второстепенную роль в творчестве замечательного романиста. Если не считать "Оперы нищих" Гея (1728), английская драматургия первой половины XVIII века представляет довольно безотрадную картину. Но вот с середины XVIII века вновь началось оживление в области английской драматургии. В 1766 году Кольмэн Старший и Давид Гаррик написали комедию "Тайный брак" под впечатлением, как сами писали они в предисловии, известной серии картин Хоггарта "Модный брак". Мы вступаем в тот период сатирической, жанровой, гротескной английской комедии XVIII века, который хорошо известен советскому зрителю по пьесам "Ночь ошибок" Гольдсмита, "Школа злословия" и "Соперники" Шеридана. После Шеридана в жизни английской драматургии, опять наступает длительный период безвременья. Целое столетье, давшее так много замечательных английских, писателей и поэтов, не породило сколько-нибудь значительной театральной пьесы. Мы не говорим, конечно, о "мистериях" Байрона - произведениях прежде всего поэтических, и о трагедии Шелли "Ченчи", единичной попытке великого поэта возродить романтическую трагедию эпохи Шекспира. В целом можно было прийти тогда к выводу, что творческие силы английской драматургии, давшие человечеству Шекспира, Бена Джонсона и Шеридана, иссякли. Нарушителем этого безвременья был Бернард Шоу (тогда же, в начале 90-х годов, выступил со своими блестящими салонными комедиями Оскар Уайльд). Этот небольшой обзор прошлого английской драматургии поможет нам уяснить многое. Бернард Шоу является подлинным новатором: он не имеет у себя на родине непосредственных предшественников в области драматургии. Но если у Шоу не было непосредственных предшественников, они были у него в отдаленном прошлом. У самых истоков английской драматургии ясно обозначились два основных ее русла. Первое назовем "романтическим". Напомним предшественников Шекспира, подражателей Сенеки, авторов трагедий "грома и крови". Величайший драматург Англии питался и этой стихией, сочетая ее с мощным, широким, монументальным реализмом. Второе русло впервые обозначилось в комедии Бена Джонсона. Это своеобразный реализм английской комедии, в которой мы находим элементы сатиры, гротеска, эксцентрики и того трудно определимого качества, которое принято называть "английским юмором". От Бена Джонсона лежит далекий путь через упомянутых нами Уичерли, Конгрива, Кольмэна, Гольдсмита; и Шеридана к Бернарду Шоу. Итак, последний не является каким-то исключением, единичным "оригиналом", каким хотят изобразить его некоторые критики. Он, повторяем, - один из классиков английской комедиографии. Бернард Шоу - реалист. Люди, изображенные им, - их мысли, чувства, отношения их друг с
Стр.1