РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Б.Ф.Володин
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
(Исторический опыт Германии)
Санкт-Петербург
2002
Стр.1
2
Редактор: С.А.Давыдова, канд.пед.наук
Макет обложки и дизайн: Н.А.Миронов
Рецензенты: А.В.Смолин, профессор, доктор ист. наук;
Н.Ф.Вербина, доцент, канд. пед. наук
В современном обществе научные библиотеки России и других стран
мира связаны друг с другом самыми тесными отношениями. Но при
этом библиотеки каждой из стран, вовлеченных в процессы мирового
взаимодействия, прошли свой специфический, отличный от других
государств мира путь. Немецкая научная библиотека представляет
собой уникальное явление. Это связано в первую очередь с тем, что
Германия является родиной самого типа научной библиотеки. Именно
здесь научная библиотека сформировалась как институт развития
науки и оказалась особенно тесно связанной с процессами
формирования и развития научной, образовательной и культурной
политики.
Феномен немецкой научной библиотеки рассматривается в контексте
особенностей эволюции библиотек в России. Широко рассматривается
и исторический опыт других стран Европы и Северной Америки.
Книга представляет интерес как для библиотечных работников, так и
для широкого круга читателей научных библиотек.
В оформлении обложки книги использована гравюра Г.Д.Хоймана
с изображением читального зала университетской библиотеки в
Гѐттингене.
Стр.2
3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................................4
1. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ,
БИБЛИОТЕКИ И ГОСУДАРСТВА .........................................................................................................9
1.1. АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ........................................9
1.2. БИБЛИОТЕКА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ. ..................................................................................... 12
1.3. "ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА". ............................................................................... 17
1.4. ИДЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА НОВОГО ВРЕМЕНИ. ............................................... 23
1.5. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА: НЕМЕЦКИЙ
ИМПУЛЬС ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГЕРМАНИИ ......................................................................................... 28
2. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В НЕМЕЦКИХ КОНЦЕПЦИЯХ НАУЧНОЙ,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ................................................................. 42
2.1. КОНЦЕПЦИЯ И.В.ГЁТЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И
КУЛЬТУРЫ В ГЕРЦОГСТВЕ ЗАКСЕН-ВЕЙМАР-ЭЙЗЕНАХ .......................................................... 42
2.1.1. ГЁТЕ КАК МИНИСТР ............................................................................................................... 42
2.1.2. ВЛИЯНИЕ ГЁТТИНГЕНА ........................................................................................................ 45
2.1.3. БИБЛИОТЕКА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ ............................................. 48
2.1.4. ПЕРВЫЙ ЭТАП УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ В ЙЕНЕ. ............................................ 60
2.1.5. ВТОРОЙ ЭТАП УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ В ЙЕНЕ. ............................................. 70
2.2. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ В.ГУМБОЛЬДТА НА НАУЧНУЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ПОЛИТИКУ ПРУССИИ. ........................................................................................................................ 83
2.3. ТОТАЛИТАРНЫЙ ОПЫТ. .............................................................................................................. 99
2.3.1. НА СЛУЖБЕ "АРИЙСКОЙ НАУКЕ": ТРЕТИЙ РЕЙХ. ......................................................... 99
2.3.2. "СОВЕТИЗАЦИЯ", "САМОСОВЕТИЗАЦИЯ", СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ:
ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ............................................................... 103
2.4. НАУЧНАЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ФЕДЕРАТИВНОЙ
РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ ................................................................................................................ 111
2.4.1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ........................................................................................ 111
2.4.2. ВОЗМОЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗЕМЛИ: ПРИМЕР БАДЕН-ВЮРТЕМБЕРГА .......... 123
3. БИБЛИОТЕКА, ОБЩЕСТВО И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА ................................................... 130
3.1. МИР ТЕКСТОВ ............................................................................................................................... 130
3.2. ПОНЯТИЕ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА" В КОНЦЕПЦИИ Б.ФАБИАНА ...... 135
3.3. ОТ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ .................................................... 141
3.3.1. БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: КОНЦЕПЦИЯ Р.ЛАНДВЕРМЕЙЕРА
............................................................................................................................................................. 141
3.3.2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ БИБЛИОТЕКА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ:
КОНЦЕПЦИЯ М.КНОХЕ.................................................................................................................. 146
3.3.3. БИБЛИОТЕКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В КОНЦЕПЦИИ П.РААБЕ ................. 157
3.3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕКА ......................................... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...................................................................................................................................... 168
ПРИМЕЧАНИЯ. ...................................................................................................................................... 173
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................................................................................... 229
Стр.3
4
Введение
Тема этой работы - феномен немецкой научной библиотеки. Этот
феномен осмысливается здесь в широком социокультурном контексте
истории Германии. При этом автор ставил перед собой задачу
проследить, как складывалась немецкая научная библиотека -
библиотека, которая, как и аналогичные библиотеки во всем мире,
служит науке, но при этом столь не похожа на них. То, что научные
библиотеки Германии отличаются от научных библиотек других стран
- естественно, и, прежде всего, потому, что библиотеки возникают и
развиваются в определенных социокультурных условиях, которые в
каждой стране складываются по-разному. Именно эти условия
определяют отношения библиотеки - и в ее роли социального
института, и в ее роли института развития науки, - и науки как
социального института. В Германии же в свое время - в XVIII в. -
начала складываться уникальная ситуация, обусловленная тем, что
наука как социальный институт оказалась заинтересованной в развитии
научной библиотеки, и вследствие этого библиотека начала
превращаться в институт развития науки.
Изучение социокультурного контекста эволюции научной
библиотеки в той или иной стране дает возможность определить, в
какой степени библиотека востребована (или не востребована)
обществом, и вовлечена ли она в сферу научной, образовательной и
культурной политики. Каждая из этих сфер может влиять на
библиотеку. И от того, насколько каждая из них, или даже все три
сферы в целом, - ибо нередко их интересы неразделимы - нуждается
(или нуждаются) именно в научных библиотеках, зависит то, в каком
состоянии находятся научные библиотеки той или иной страны.
Немецкая научная библиотека - это явление уникальное, и в силу этого
заслуживающее особого внимания. Формировался этот облик таким в
Германии на протяжении длительного времени. Научная библиотека
стала при этом объектом особого внимания, поскольку считается
основополагающим элементом научной, образовательной и культурной
политики общества.
История научных библиотек Германии является темой достаточно
большого круга работ, преимущественно на немецком языке. Так, эти
вопросы рассмотрены в монографиях по истории немецких библиотек
Ладислауса Бузаса [1] и Вольфганга Шмитца [2], а также в небольшом
Стр.4
5
по объему, но содержательном обзоре Эрнста Меля и Курта Ханнемана
[3].
В круг работ по истории библиотек Германии следует включить и
"Справочник по исторически ценным книжным фондам в Германии",
подготовленный под руководством профессора Бернхарда Фабиана [4].
Что касается крупных монографий по истории библиотек мира, то
такие работы, подготовленные немецкими учеными, отличаются от
монографий, написанных учеными из других стран. В отличие,
например, от книг ненемецких авторов, например, в "Истории
библиотек Западного мира" американского автора Элмара Д. Джонсона
[5] или "История библиотек" испанского ученого Иполито Эсколара
[6], в центре внимания немецких историков библиотек находятся
именно библиотеки Германии. При этом в их трудах обычно
представлен большой фактический материал. Некоторые работы,
например, книга "Основные черты истории библиотек" Йориса
Форштиуса Йоошта Зигфрида [7] или учебники по истории библиотек
Александра Грегулетца [8] и Вольфганга Мюле [9] позволяют получить
только общее представление о развитии научных библиотек. В то же
время имеются труды, даже небольшие по объему, как, например,
книга Уве Йохума "Малая история библиотек" [10], которые дают
достаточно полное представление об этих тенденциях.
Особо следует выделить работу, не имеющую аналогов ни по
обилию фактографического материала, ни по отражению состояния
библиотечного дела в разных городах и регионах Германии, а также
Австрии. Это - "Справочник по библиотековедению", инициатором
издания которого выступил Фритц Милькау. Третий том, посвященный
истории библиотек, состоящий, в свою очередь, из двух огромных по
объему частей, подготовлен под руководством Георга Лея [11].
Нельзя не отметить, что в Германии, подготовлен целый ряд
сборников научных трудов, посвященных истории библиотек этой
страны. Среди них особо следовало бы выделить сборники, выходящие
в серии "Вольфенбюттельские труды по истории книжного дела".
Сборники, подготовленные Петером Водосеком, Паулем Кегбайном,
Паулем Раабе и другими ведущими библиотечными историками
страны, отражают результаты деятельности Вольфенбюттельских
кружков по истории библиотек и истории книжного дела. Эти кружки
функционируют при Библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле.
Стр.5
6
Практически каждому из важнейших этапов истории библиотек страны
посвящен специальный сборник научных трудов, например, "Книги и
библиотеки в 17 веке в Германии" [12], "Городские инициативы и
развитие библиотек после Просвещения" [13] или "Развитие
библиотечного дела в Германии в 1945-1965 гг." [14].
Были изданы и крупные работы по истории конкретных
библиотек. Одна из них, а именно подготовленная под руководством
Михаэля Кнохе книга по истории Библиотеки герцогини Анны Амалии
в Веймаре, представленная в контексте истории культуры [15],
интересна и с точки зрения методологии изучения истории. В целом
можно сказать, что столь большого количества работ по истории
библиотек нет ни в одной другой стране. Но, несмотря на это, немецкие
историки полагают, что существует потребность в создании новых
обобщающих работ. По мнению П. Водосека, было бы крайне важно
подготовить издание, аналогичное четырехтомной "Истории
французских библиотек" [16], в котором столь же полно была бы
раскрыта история немецких библиотек [17].
Что касается изучения истории научных библиотек Германии в
России, то здесь особо следует выделить статьи и другие работы
Л.Б.Хавкиной, написанные, соответственно, в первой половине XX в.
[18]. Во второй половине XX в. эти вопросы не были предметом
специального исследования, хотя рассматривались в ряде учебников и
учебных пособий [19], в диссертациях, посвященных преимущественно
проблемам библиотечной теории и практики ГДР [20]. Но самый
большой интерес представляет труд А.Г.Кравченко - "Библиотечная
работа в капиталистических странах (Франция, Германия, Швейцария,
США, Англия): Опыт исторического исследования", подготовленный в
конце 1940-х гг. Одна из частей этого труда посвящена Германии [21].
В совокупности большинство вышеназванных работ дает
возможность получить представление о развитии научных библиотек
разных видов во всех регионах Германии. Но при этом картина
процесса их развития - изменений в сфере обслуживания,
комплектования фондов, ведения каталогов и т.д.
- будучи
представленной с точки зрения научных интересов профессионального
библиотечного сообщества, дает лишь некоторое представление о том,
как складывались и развивались отношения научной библиотеки -
института развития науки - с самой наукой, и как формировались
Стр.6
7
основы научной, образовательной и культурной политики в Германии
[22].
В данной работе феномен немецкой научной библиотеки
анализируется с точки зрения интересов научных библиотек другой
страны, а именно - российских научных библиотек, которые прошли
принципиально иной путь развития. При этом внимание обращается на
то, что на каких-то этапах эволюции российских библиотек, особенно в
середине XIX в., немецкий опыт оказывал на них большое влияние.
Принято во внимание и то, что именно научные библиотеки Германии
и России имеют опыт функционирования в специфических условиях
тоталитарного общества. Но основной интерес к историческому опыту
Германии обусловлен тем, что в отличие от Германии, где научная
библиотека оказалась центральным звеном формирования и реализации
научной, образовательной и культурной политики еще в начале XIX в.,
в российском обществе эти отношения не сложились и к началу XXI в.
То, что особое внимание направлено на те или иные явления
немецкой библиотечной истории, обусловлено в свою очередь тем, что
события немецкой истории интерпретируются российским автором.
Немецкий историк библиотечного дела смотрит на развитие научных
библиотек своей страны иными глазами. В силу этого в ряде
фундаментальных работ по истории библиотек Германии практически
не упоминается имя Иоганна Вольфганга фон Гѐте. В данной же работе
особое внимание уделяется именно его деятельности как политика,
придававшего научным библиотекам особое большое значение.
В конце XX в. многие страны мира уже жили в условиях
информационного общества, в условиях свершившейся компьютерной
революции. Назрела необходимость пересмотра всех сложившихся
представлений о библиотеке, о книге в ее традиционной форме, о
формах и видах обслуживания пользователей. Но именно в Германии
был поставлен и решен вопрос о том, что в новых условиях в процессе
организации работы и обслуживания пользователей в современных
научных библиотеках необходимо учитывать интересы гуманитарных
наук, интересы читателя-гуманитария. Это не является случайностью,
ибо в научных библиотеках Германии сложились традиции, согласно
которым особо принимаются во внимание интересы гуманитарных
наук, что также обусловлено процессами, проходившими в XIX в.
Стр.7