Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики. (Исторический опыт Германии). Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторВолодин Б. Ф.
ИздательствоСПб.: РНБ
Страниц234
ID834
АннотацияВ современном обществе научные библиотеки России и других стран мира связаны друг с другом самыми тесными отношениями. Но при этом библиотеки каждой из стран, вовлеченных в процессы мирового взаимодействия, прошли свой специфический, отличный от других государств мира путь. Немецкая научная библиотека представляет собой уникальное явление. Это связано в первую очередь с тем, что Германия является родиной самого типа научной библиотеки. Именно здесь научная библиотека сформировалась как институт развития науки и оказалась особенно тесно связанной с процессами формирования и развития научной, образовательной и культурной политики. Феномен немецкой научной библиотеки рассматривается в контексте особенностей эволюции библиотек в России. Широко рассматривается и исторический опыт других стран Европы и Северной Америки.
Кому рекомендованоКнига представляет интерес как для библиотечных работников, так и для широкого круга читателей научных библиотек.
Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики. (Исторический опыт Германии). Монография / Б.Ф. Володин .— Санкт-Петербург : РНБ, 2002 .— 234 с. — URL: https://rucont.ru/efd/834 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.Ф.Володин НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (Исторический опыт Германии) Санкт-Петербург 2002 2 Редактор: С.А.Давыдова, канд.пед.наук Макет обложки и дизайн: Н.А.Миронов Рецензенты: А.В.Смолин, профессор, доктор ист. наук; <...> Это связано в первую очередь с тем, что Германия является родиной самого типа научной библиотеки. <...> Именно здесь научная библиотека сформировалась как институт развития науки и оказалась особенно тесно связанной с процессами формирования и развития научной, образовательной и культурной политики. <...> Феномен немецкой научной библиотеки рассматривается в контексте особенностей эволюции библиотек в России. <...> В оформлении обложки книги использована гравюра Г.Д.Хоймана с изображением читального зала университетской библиотеки в Гѐттингене. <...> То, что научные библиотеки Германии отличаются от научных библиотек других стран - естественно, и, прежде всего, потому, что библиотеки возникают и развиваются в определенных социокультурных условиях, которые в каждой стране складываются по-разному. <...> И от того, насколько каждая из них, или даже все три сферы в целом, - ибо нередко их интересы неразделимы - нуждается (или нуждаются) именно в научных библиотеках, зависит то, в каком состоянии находятся научные библиотеки той или иной страны. <...> Эти кружки функционируют при Библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле. <...> 6 Практически каждому из важнейших этапов истории библиотек страны посвящен специальный сборник научных трудов, например, "Книги и библиотеки в 17 веке в Германии" [12], "Городские инициативы и развитие библиотек после Просвещения" [13] или "Развитие библиотечного дела в Германии в 1945-1965 гг. <...> Одна из них, а именно подготовленная под руководством Михаэля Кнохе книга по истории Библиотеки герцогини Анны Амалии в Веймаре, представленная в контексте <...>
Научная_библиотека_в_контексте_научной,_образовательной_и_культурной_политики._(Исторический_опыт_Германии)._Монография.pdf
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Б.Ф.Володин НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (Исторический опыт Германии) Санкт-Петербург 2002
Стр.1
2 Редактор: С.А.Давыдова, канд.пед.наук Макет обложки и дизайн: Н.А.Миронов Рецензенты: А.В.Смолин, профессор, доктор ист. наук; Н.Ф.Вербина, доцент, канд. пед. наук В современном обществе научные библиотеки России и других стран мира связаны друг с другом самыми тесными отношениями. Но при этом библиотеки каждой из стран, вовлеченных в процессы мирового взаимодействия, прошли свой специфический, отличный от других государств мира путь. Немецкая научная библиотека представляет собой уникальное явление. Это связано в первую очередь с тем, что Германия является родиной самого типа научной библиотеки. Именно здесь научная библиотека сформировалась как институт развития науки и оказалась особенно тесно связанной с процессами формирования и развития научной, образовательной и культурной политики. Феномен немецкой научной библиотеки рассматривается в контексте особенностей эволюции библиотек в России. Широко рассматривается и исторический опыт других стран Европы и Северной Америки. Книга представляет интерес как для библиотечных работников, так и для широкого круга читателей научных библиотек. В оформлении обложки книги использована гравюра Г.Д.Хоймана с изображением читального зала университетской библиотеки в Гѐттингене.
Стр.2
3 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................................4 1. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ, БИБЛИОТЕКИ И ГОСУДАРСТВА .........................................................................................................9 1.1. АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ........................................9 1.2. БИБЛИОТЕКА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ. ..................................................................................... 12 1.3. "ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА". ............................................................................... 17 1.4. ИДЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА НОВОГО ВРЕМЕНИ. ............................................... 23 1.5. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА: НЕМЕЦКИЙ ИМПУЛЬС ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГЕРМАНИИ ......................................................................................... 28 2. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В НЕМЕЦКИХ КОНЦЕПЦИЯХ НАУЧНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ................................................................. 42 2.1. КОНЦЕПЦИЯ И.В.ГЁТЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ГЕРЦОГСТВЕ ЗАКСЕН-ВЕЙМАР-ЭЙЗЕНАХ .......................................................... 42 2.1.1. ГЁТЕ КАК МИНИСТР ............................................................................................................... 42 2.1.2. ВЛИЯНИЕ ГЁТТИНГЕНА ........................................................................................................ 45 2.1.3. БИБЛИОТЕКА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ ............................................. 48 2.1.4. ПЕРВЫЙ ЭТАП УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ В ЙЕНЕ. ............................................ 60 2.1.5. ВТОРОЙ ЭТАП УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ В ЙЕНЕ. ............................................. 70 2.2. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ В.ГУМБОЛЬДТА НА НАУЧНУЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ПРУССИИ. ........................................................................................................................ 83 2.3. ТОТАЛИТАРНЫЙ ОПЫТ. .............................................................................................................. 99 2.3.1. НА СЛУЖБЕ "АРИЙСКОЙ НАУКЕ": ТРЕТИЙ РЕЙХ. ......................................................... 99 2.3.2. "СОВЕТИЗАЦИЯ", "САМОСОВЕТИЗАЦИЯ", СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ: ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ............................................................... 103 2.4. НАУЧНАЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ ................................................................................................................ 111 2.4.1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ........................................................................................ 111 2.4.2. ВОЗМОЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗЕМЛИ: ПРИМЕР БАДЕН-ВЮРТЕМБЕРГА .......... 123 3. БИБЛИОТЕКА, ОБЩЕСТВО И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА ................................................... 130 3.1. МИР ТЕКСТОВ ............................................................................................................................... 130 3.2. ПОНЯТИЕ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА" В КОНЦЕПЦИИ Б.ФАБИАНА ...... 135 3.3. ОТ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ .................................................... 141 3.3.1. БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: КОНЦЕПЦИЯ Р.ЛАНДВЕРМЕЙЕРА ............................................................................................................................................................. 141 3.3.2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ БИБЛИОТЕКА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ: КОНЦЕПЦИЯ М.КНОХЕ.................................................................................................................. 146 3.3.3. БИБЛИОТЕКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В КОНЦЕПЦИИ П.РААБЕ ................. 157 3.3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕКА ......................................... 162 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...................................................................................................................................... 168 ПРИМЕЧАНИЯ. ...................................................................................................................................... 173 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................................................................................... 229
Стр.3
4 Введение Тема этой работы - феномен немецкой научной библиотеки. Этот феномен осмысливается здесь в широком социокультурном контексте истории Германии. При этом автор ставил перед собой задачу проследить, как складывалась немецкая научная библиотека - библиотека, которая, как и аналогичные библиотеки во всем мире, служит науке, но при этом столь не похожа на них. То, что научные библиотеки Германии отличаются от научных библиотек других стран - естественно, и, прежде всего, потому, что библиотеки возникают и развиваются в определенных социокультурных условиях, которые в каждой стране складываются по-разному. Именно эти условия определяют отношения библиотеки - и в ее роли социального института, и в ее роли института развития науки, - и науки как социального института. В Германии же в свое время - в XVIII в. - начала складываться уникальная ситуация, обусловленная тем, что наука как социальный институт оказалась заинтересованной в развитии научной библиотеки, и вследствие этого библиотека начала превращаться в институт развития науки. Изучение социокультурного контекста эволюции научной библиотеки в той или иной стране дает возможность определить, в какой степени библиотека востребована (или не востребована) обществом, и вовлечена ли она в сферу научной, образовательной и культурной политики. Каждая из этих сфер может влиять на библиотеку. И от того, насколько каждая из них, или даже все три сферы в целом, - ибо нередко их интересы неразделимы - нуждается (или нуждаются) именно в научных библиотеках, зависит то, в каком состоянии находятся научные библиотеки той или иной страны. Немецкая научная библиотека - это явление уникальное, и в силу этого заслуживающее особого внимания. Формировался этот облик таким в Германии на протяжении длительного времени. Научная библиотека стала при этом объектом особого внимания, поскольку считается основополагающим элементом научной, образовательной и культурной политики общества. История научных библиотек Германии является темой достаточно большого круга работ, преимущественно на немецком языке. Так, эти вопросы рассмотрены в монографиях по истории немецких библиотек Ладислауса Бузаса [1] и Вольфганга Шмитца [2], а также в небольшом
Стр.4
5 по объему, но содержательном обзоре Эрнста Меля и Курта Ханнемана [3]. В круг работ по истории библиотек Германии следует включить и "Справочник по исторически ценным книжным фондам в Германии", подготовленный под руководством профессора Бернхарда Фабиана [4]. Что касается крупных монографий по истории библиотек мира, то такие работы, подготовленные немецкими учеными, отличаются от монографий, написанных учеными из других стран. В отличие, например, от книг ненемецких авторов, например, в "Истории библиотек Западного мира" американского автора Элмара Д. Джонсона [5] или "История библиотек" испанского ученого Иполито Эсколара [6], в центре внимания немецких историков библиотек находятся именно библиотеки Германии. При этом в их трудах обычно представлен большой фактический материал. Некоторые работы, например, книга "Основные черты истории библиотек" Йориса Форштиуса Йоошта Зигфрида [7] или учебники по истории библиотек Александра Грегулетца [8] и Вольфганга Мюле [9] позволяют получить только общее представление о развитии научных библиотек. В то же время имеются труды, даже небольшие по объему, как, например, книга Уве Йохума "Малая история библиотек" [10], которые дают достаточно полное представление об этих тенденциях. Особо следует выделить работу, не имеющую аналогов ни по обилию фактографического материала, ни по отражению состояния библиотечного дела в разных городах и регионах Германии, а также Австрии. Это - "Справочник по библиотековедению", инициатором издания которого выступил Фритц Милькау. Третий том, посвященный истории библиотек, состоящий, в свою очередь, из двух огромных по объему частей, подготовлен под руководством Георга Лея [11]. Нельзя не отметить, что в Германии, подготовлен целый ряд сборников научных трудов, посвященных истории библиотек этой страны. Среди них особо следовало бы выделить сборники, выходящие в серии "Вольфенбюттельские труды по истории книжного дела". Сборники, подготовленные Петером Водосеком, Паулем Кегбайном, Паулем Раабе и другими ведущими библиотечными историками страны, отражают результаты деятельности Вольфенбюттельских кружков по истории библиотек и истории книжного дела. Эти кружки функционируют при Библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле.
Стр.5
6 Практически каждому из важнейших этапов истории библиотек страны посвящен специальный сборник научных трудов, например, "Книги и библиотеки в 17 веке в Германии" [12], "Городские инициативы и развитие библиотек после Просвещения" [13] или "Развитие библиотечного дела в Германии в 1945-1965 гг." [14]. Были изданы и крупные работы по истории конкретных библиотек. Одна из них, а именно подготовленная под руководством Михаэля Кнохе книга по истории Библиотеки герцогини Анны Амалии в Веймаре, представленная в контексте истории культуры [15], интересна и с точки зрения методологии изучения истории. В целом можно сказать, что столь большого количества работ по истории библиотек нет ни в одной другой стране. Но, несмотря на это, немецкие историки полагают, что существует потребность в создании новых обобщающих работ. По мнению П. Водосека, было бы крайне важно подготовить издание, аналогичное четырехтомной "Истории французских библиотек" [16], в котором столь же полно была бы раскрыта история немецких библиотек [17]. Что касается изучения истории научных библиотек Германии в России, то здесь особо следует выделить статьи и другие работы Л.Б.Хавкиной, написанные, соответственно, в первой половине XX в. [18]. Во второй половине XX в. эти вопросы не были предметом специального исследования, хотя рассматривались в ряде учебников и учебных пособий [19], в диссертациях, посвященных преимущественно проблемам библиотечной теории и практики ГДР [20]. Но самый большой интерес представляет труд А.Г.Кравченко - "Библиотечная работа в капиталистических странах (Франция, Германия, Швейцария, США, Англия): Опыт исторического исследования", подготовленный в конце 1940-х гг. Одна из частей этого труда посвящена Германии [21]. В совокупности большинство вышеназванных работ дает возможность получить представление о развитии научных библиотек разных видов во всех регионах Германии. Но при этом картина процесса их развития - изменений в сфере обслуживания, комплектования фондов, ведения каталогов и т.д. - будучи представленной с точки зрения научных интересов профессионального библиотечного сообщества, дает лишь некоторое представление о том, как складывались и развивались отношения научной библиотеки - института развития науки - с самой наукой, и как формировались
Стр.6
7 основы научной, образовательной и культурной политики в Германии [22]. В данной работе феномен немецкой научной библиотеки анализируется с точки зрения интересов научных библиотек другой страны, а именно - российских научных библиотек, которые прошли принципиально иной путь развития. При этом внимание обращается на то, что на каких-то этапах эволюции российских библиотек, особенно в середине XIX в., немецкий опыт оказывал на них большое влияние. Принято во внимание и то, что именно научные библиотеки Германии и России имеют опыт функционирования в специфических условиях тоталитарного общества. Но основной интерес к историческому опыту Германии обусловлен тем, что в отличие от Германии, где научная библиотека оказалась центральным звеном формирования и реализации научной, образовательной и культурной политики еще в начале XIX в., в российском обществе эти отношения не сложились и к началу XXI в. То, что особое внимание направлено на те или иные явления немецкой библиотечной истории, обусловлено в свою очередь тем, что события немецкой истории интерпретируются российским автором. Немецкий историк библиотечного дела смотрит на развитие научных библиотек своей страны иными глазами. В силу этого в ряде фундаментальных работ по истории библиотек Германии практически не упоминается имя Иоганна Вольфганга фон Гѐте. В данной же работе особое внимание уделяется именно его деятельности как политика, придававшего научным библиотекам особое большое значение. В конце XX в. многие страны мира уже жили в условиях информационного общества, в условиях свершившейся компьютерной революции. Назрела необходимость пересмотра всех сложившихся представлений о библиотеке, о книге в ее традиционной форме, о формах и видах обслуживания пользователей. Но именно в Германии был поставлен и решен вопрос о том, что в новых условиях в процессе организации работы и обслуживания пользователей в современных научных библиотеках необходимо учитывать интересы гуманитарных наук, интересы читателя-гуманитария. Это не является случайностью, ибо в научных библиотеках Германии сложились традиции, согласно которым особо принимаются во внимание интересы гуманитарных наук, что также обусловлено процессами, проходившими в XIX в.
Стр.7