Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гении-изобретатели и люди труда (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьев-Несмелов Николай Александрович
ИздательствоСытин
Страниц78
ID82543
Соловьев-Несмелов, Н.А. Гении-изобретатели и люди труда / Н. А. Соловьев-Несмелов; Н.А. Соловьев-Несмелов .— 2. изд .— : Сытин, 1908 .— 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/82543 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.А. Соловьевъ — Несмеловъ Ген\и—изобрётатели и люди труда Джемсъ Уаттъ, Робертъ Фультонъ, Джорджъ Стефенсонъ, Гумфри Дэви, Кеплеръ, Исаакъ Ньютонъ, Свамердам, Латрель и Давид Ливингстонъ. <...> Н.А.СОЛОВЬЕВЪ-НЕСМЁЛОВЪ 2 ДЖЕМСЪ УАТТЪ ГЕН/И-ИЗОБРТАТЕЛИ И ЛЮДИ ТРУДА 3 Джемсъ Уаттъ ъ небольшой чистой комнатё, освёщенной полуденнымъ солнцемъ, шестилётн\й мальчикъ, блёдный и задумчивый, полулежа на полу, чертилъ мёломъ многочисленныя лин\и, пересёкающ\я другъ друга. <...> Ребенокъ былъ такъ увлеченъ своимъ занят\емъ, что и не замётилъ, какъ въ комнату вошелъ пожилой человёкъ, пр\ятель его отца. <...> Этотъ выдающ\йся мальчикъ былъ Джемсъ Уаттъ, одинъ изъ величайшихъ ген\евъблагодётелей человёчества. <...> Однажды вечеромъ все семейство Уатта сидёло за чайнымъ столомъ. <...> Когда Джемсъ вступилъ въ отроческ\й возрастъ, то здоровье его не улучшилось, — напротивъ, еще болёе разстроилось, такъ что родители отправили его для поправлен\я на озеро Лохъ - Ломондъ, окруженное со всёхъ сторонъ горами. <...> Когда Джемсу минуло шестнадцать лётъ, его помёстили въ ученье къ инструментальному мастеру, у котораго онъ долженъ былъ обучиться изготовлен\ю и починкё инструментовъ, главнымъ образомъ, употребляемыхъ въ механикё и въ измёрен\и земли. <...> Въ Лондонё Уаттъ простудился, сильно заболёлъ и возвратился въ Глазговъ съ тёмъ, чтобы тамъ открыть свою собственную мастерскую; но это ему не удалось. <...> Глазговск\й университетъ, узнавъ о неудачё Уатта, пригласилъ его починить только что пожертвованные астрономическ\е инструменты. <...> Уаттъ согласился и прожилъ при Глазговскомъ университетё двёнадцать лётъ. <...> Извёстность его, какъ прилежнаго и блестящаго изслёдователя наукъ, возрастала до того, что, несмотря на его занят\я больше ремесленныя, нежели ученыя, скромная мастерская Уатта сдёлалась избраннымъ пр\ютомъ всёхъ любителей знан\я. <...> Ближе всёхъ сошелся съ Уаттомъ Джонъ Робинзонъ одинъ изъ самыхъ замёчательныхъ <...>
Гении-изобретатели_и_люди_труда.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Гении-изобретатели_и_люди_труда.pdf
Н.А. Соловьевъ — Несмеловъ Ген\и—изобрётатели и люди труда Джемсъ Уаттъ, Робертъ Фультонъ, Джорджъ Стефенсонъ, Гумфри Дэви, Кеплеръ, Исаакъ Ньютонъ, Свамердам, Латрель и Давид Ливингстонъ. Чтение для детей старшаго возраста. Издание второе Т-ва И.Д. Сытина МОСКВА 1908
Стр.1
Н.А.СОЛОВЬЕВЪ-НЕСМЁЛОВЪ 2 ДЖЕМСЪ УАТТЪ
Стр.2
ГЕН/И-ИЗОБРТАТЕЛИ И ЛЮДИ ТРУДА 3 Джемсъ Уаттъ ъ небольшой чистой комнатё, освёщенной полуденнымъ солнцемъ, шестилётн\й мальчикъ, блёдный и задумчивый, полулежа на полу, чертилъ мёломъ многочисленныя лин\и, пересёкающ\я другъ друга. Ребенокъ былъ такъ увлеченъ своимъ занят\емъ, что и не замётилъ, какъ въ комнату вошелъ пожилой человёкъ, пр\ятель его отца. Увидя мальчика лежащимъ на полу, онъ подумалъ, что ребенокъ валяется отъ праздности, обозвалъ его лёнтяемъ, велёлъ встать съ пола и сдёлалъ ему выговоръ, а отцу его, по дружбё, посовётовалъ посылать сына въ школу. Отецъ мальчика, не разъ видавш\й так\е же чертежи своего сына, попросилъ приятеля взглянуть на то, что начертилъ на полу мальчикъ, и этотъ пр\ятель, къ удивлен\ю своему, увидалъ, что ребенокъ пробовалъ рёшить геометрическую задачу. Этотъ выдающ\йся мальчикъ былъ Джемсъ Уаттъ, одинъ изъ величайшихъ ген\евъблагодётелей человёчества. Онъ родился 10 января 1736 года, въ шотландскомъ городё Гринокё, гдё отецъ его былъ судьей, доставщикомъ корабельныхъ инструментовъ, а дёдъ и дядя — учителями математики. Такъ какъ Джемсъ отъ природы былъ слабаго здоровья, то родители и не посылали его въ городскую школу. Онъ учился дома, да и то немного, по охотё. Но, несмотря на то, что Джемса не только не принуждали, но даже удерживали отъ усиленныхъ занят\й, онъ, по большей части, вмёсто того, чтобы играть игрушками или бёгать съ товарищами, читалъ, писалъ или разсматривалъ инструменты. Джемсъ постепенно узнавалъ, какое они имёютъ употреблен\е. Сталъ дёлать при помощи ихъ разнообразныя игрушки такъ искусно, что когда о мастерствё его узнали товарищи, то начали приносить къ нему свои поломанныя игрушки на исправлен\е. Джемсъ охотно исполнялъ желан\я своихъ друзей. Въ числе игрушекъ, ёланныхъ Уаттомъ, была маленькая электрическая машина. Этой машиной забавлялись не только онъ и его товарищи, но и взрослые люди. Еще больше, чёмъ на игрушки и на инструменты, Джемсъ обращалъ вниман\е на удивительныя свойства дара; но и это ему не обошлось безъ выговоровъ. Однажды вечеромъ все семейство Уатта сидёло за чайнымъ столомъ. Двёнадцатилётн\й Джемсъ, задумчиво облокотясь на столъ, цёлый часъ то поднималъ, то опускалъ крышку на кипёвшемъ чайникё. Тетка его, не признававшая за племянникомъ, какъ и друг\е, особыхъ способностей, съ упрекомъ сказала ему: — Какъ тебё не стыдно, Джемсъ, напрасно терять время; неужели не найдешь, чёмъ бы заняться подёльнёе. Цёлый часъ ты то и дёло снимаешь съ чайника крышку и снова закрываешь ей чайникъ, или держишь то чашку, то серебряную ложку надъ паромъ.
Стр.3
Н.А.СОЛОВЬЕВЪ-НЕСМЁЛОВЪ 4 Мальчикъ внимательно наблюдалъ за паромъ, выходившимъ изъ носика чайника, и считалъ капли воды, въ которыя сгущался паръ. Быть-можетъ, въ это время, въ головё ген\альнаго ребенка зарождалась мысль, какъ избавить милл\оны людей отъ трудовъ выше силъ человёческихъ. Когда Джемсъ вступилъ въ отроческ\й возрастъ, то здоровье его не улучшилось, — напротивъ, еще болёе разстроилось, такъ что родители отправили его для поправлен\я на озеро Лохъ - Ломондъ, окруженное со всёхъ сторонъ горами. Тамъ, въ горахъ, восхитительная природа, чистый, живительный воздухъ, роскошная растительность — спасительно повл\яли на отрока, а множество прелестныхъ цвётовъ возбудили желан\е учиться ботаникё. Стремлен\е все знать въ немъ было такъ сильно, что даже пёсни и сказки шотландскихъ горцевъ обратили на себя его вниман\е, и онъ, живя на озерё, записывалъ ихъ баллады и легенды, а возвратившись домой со страст\ю сталъ учиться хим\и и медицинё. Когда Джемсу минуло шестнадцать лётъ, его помёстили въ ученье къ инструментальному мастеру, у котораго онъ долженъ былъ обучиться изготовлен\ю и починкё инструментовъ, главнымъ образомъ, употребляемыхъ въ механикё и въ измёрен\и земли. Годъ онъ учился въ Глазговё, потомъ отправился въ Лондонъ къ мастеру, который дёлалъ математическ\е и мореплавательные инструменты. Въ Лондонё Уаттъ простудился, сильно заболёлъ и возвратился въ Глазговъ съ тёмъ, чтобы тамъ открыть свою собственную мастерскую; но это ему не удалось. Глазговск\й университетъ, узнавъ о неудачё Уатта, пригласилъ его починить только что пожертвованные астрономическ\е инструменты. Работой его остались такъ довольны, что начальство предложило ему остаться при университетё въ качествё инструментальнаго мастера и поселиться на университетской землё. Уаттъ согласился и прожилъ при Глазговскомъ университетё двёнадцать лётъ. Въ продолжен\е этого времени сдёланы были имъ главныя открыт\я его. При университетё Уаттъ попалъ въ общество до того ему сродное, что въ непродолжительномъ времени сблизился не только что съ лучшими изъ студентовъ, но и съ лучшими изъ профессоровъ. Извёстность его, какъ прилежнаго и блестящаго изслёдователя наукъ, возрастала до того, что, несмотря на его занят\я больше ремесленныя, нежели ученыя, скромная мастерская Уатта сдёлалась избраннымъ пр\ютомъ всёхъ любителей знан\я. Замёчательный умъ его привлекъ къ нему самыхъ талантливыхъ личностей. Ближе всёхъ сошелся съ Уаттомъ Джонъ Робинзонъ одинъ изъ самыхъ замёчательныхъ студентовъ. Когда Робинзонъ въ первый разъ пошелъ къ Уатту, то думалъ увидёть только умнаго мастерового и былъ изумленъ, встрётивъ такого же, какъ и онъ самъ, образованнаго, просвёщеннаго человёка, интересовавшагося всёми новыми открыт\ями, и такого трудолюбиваго, что днемъ онъ работалъ въ мастерской, а ночью учился съ неутомимой энерг\ей. Главнымъ предметомъ разговоровъ Уатта съ Робинзономъ былъ паръ и вопросъ о томъ, какъ устроить такую машину, которая двигалась бы паромъ. Въ это время Уаттъ взялся починить принадлежавшую университету дёйствующую модель ньюкэстльской паровой машины. Онъ нашелъ въ этой машинё больш\е недостатки и, послё многочисленныхъ опытовъ, достигъ такихъ удивительныхъ результатовъ, которые впослёдств\и произвели сильный переворотъ во всёхъ отрасляхъ промышленности.
Стр.4
ГЕН/И-ИЗОБРТАТЕЛИ И ЛЮДИ ТРУДА 5 Вначалё эта машина забавляла обоихъ друзей, какъ игрушка, но для Уатта она въ скоромъ времени сделалась предметомъ серьезнаго изучен\я. Уаттъ, производя съ ней опыты, замётилъ, что громадное количество пара тратится даромъ и что главное улучшен\е машины должно состоять въ приспособлен\яхъ, увеличивающихъ производство пара и уменшающихъ его затрату. Робинзонъ, вдохновленный неистощимой изобрётательност\ю Уатта, внимательно слёдилъ за его опытами и за его успёхами. Въ то время, какъ Уаттъ изучалъ и усовершенствовалъ свое изобрётен\е, Робинзонъ, оставя университетъ, поступилъ въ морскую службу; но, несмотря на это, пр\ёзжая въ Глазговъ, онъ всегда посёщалъ Уатта и сообщалъ ему сдёланныя имъ тё или друг\я наблюден\я. Однажды Робинзонъ, пр\ёхавъ въ Глазговъ, отправился къ своему другу и по обыкновен\ю безъ церемон\й вошелъ къ нему въ гостиную. Онъ нашелъ Уатта сидящимъ у огня, а на колёняхъ у него лежала маленькая жестяная машинка, которую онъ внимательно разсматривалъ. Когда Робинзонъ заговорилъ съ Уаттомъ о пapё, то онъ отложилъ машинку къ ножкё стула и молча сталъ смотрёть на огонь. Наконецъ, взглянувъ на Робинзона, сказалъ съ живостью: — Вамъ нечего больше хлопотать объ этомъ, мой милый: я устроилъ такую машину, которая не потратитъ ни малёйшей частички пара даромъ. Въ моей машинё все будетъ кипёть, а если захочу, то и горячая вода будетъ вливаться. Говоря это, Уаттъ съ довольной улыбкой взглянулъ на маленькую машинку, лежавшую у его ногъ, и, замётивъ, что Робинзонъ за нимъ наблюдаетъ, оттолкнулъ ее подъ столъ. На вопросъ Робинзона, что это за машинка, Уаттъ отвёчалъ сухо и неопредёленно. Онъ былъ недоволенъ Робинзономъ за то, что тотъ неосторожно разболталъ о придуманныхъ Уаттомь способахъ улучшен\я модели. Спустя нёсколько времени, при первомъ пр\ёздё Робинзона, Уаттъ встрётилъ его попрежнему дружески и сказалъ ему, что машинка, которую онъ видёлъ у него на колёняхъ, есть первый опытъ сгустителя пара. Лётомъ 1764 года Уаттъ женился на своей двоюродной сестрё, Миссъ Миллеръ, переселился въ городъ, открылъ тамъ свою мастерскую и повелъ самый тих\й образъ жизни. Жена его внесла счаст\е въ его скромный приютъ. Уаттъ былъ слабаго здоровья, часто страдалъ жестокими головными болями, характеръ имёлъ наклонный къ унын\ю, — все это, вмёстё съ недостаточными средствами, временами дёлало его раздражительнымъ. Жена его, кроткая, терпёливая, старалась успокоить его, берегла, ободряла, утёшала и, когда онъ падалъ духомъ, поддерживала въ немъ надежду. — Что за бёда, если твоя новая паровая машина и не удастся, — говорила она, — тогда, можетъ, удастся что-нибудь другое. Никогда не надобно падать духомъ и приходить въ отчаян\е. Наконецъ, послё четырехлётнихъ неутомимыхъ трудовъ и издержекъ, Уаттъ сдёлалъ настоящую паровую машину, получилъ на нее привилег\ю и сталъ думать, какъ бы пустить свою машину въ дёло. Безъ приложен\я къ дёлу всякая машина есть только занимательная игрушка; но для того, чтобы машина пошла въ дёло, нужны люди, у которыхъ есть деньги, чтобы эти люди поняли важность изобрётен\я и дали бы столько денегъ, сколько понадобится. Самъ Уаттъ ничего не могъ сдёлать: онъ былъ бёденъ и содержалъ семейство. Сверхъ того, расходы на опыты и устройство модели ввели его въ значительный долгъ.
Стр.5