Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Глинка и его значение в истории музыки Г. Лароша (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛарош Герман Августович
ИздательствоУнив. тип.
Страниц194
ID82488
Ларош, Г.А. Глинка и его значение в истории музыки Г. Лароша / Г.А. Ларош .— : Унив. тип., 1867 .— 194 с. — URL: https://rucont.ru/efd/82488 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГЛИНКА И ЕГО ЗНАЧЕН/Е ВЪ ИСТОР/И МУЗЫКИ <...> Вся тогдашняя Итал\я была въ музыкальномъ отношен\и не болёе какъ колон\я Нидерландовъ; самостоятельной музыкальной жизни не было, или она скрывалась въ сферахъ не замёченныхъ; самые прославленные учителя, регенты, капельмейстеры, композиторы были Нидерландцы; публика довольствовалась композиц\ями нац\и, которая была ея музыкальною поставщицей; на первомъ планё между ея любимцами стояли имена Окенгейма, Жоскина, Гудимеля, Виллаерта; имена эти произносились съ благоговён\емъ, тогда какъ имена туземныя скрывались въ темнотё, безсильныя бороться съ модой на Нидерланды, охватившею всю музыкальную Итал\ю. <...> Нёмцы не только матер\ально завладёли нашею музыкой, но и морально вл\яютъ на нее складомъ своего народнаго 2 Глинка и его значен\е въ истор\и музыки / характера. <...> Композиц\я — единственное поприще, на которомъ нёмецкое вл\ян\е у насъ встрётилось съ вл\ян\емъ итал\янскимъ, и хотя это послёднее уже поослабёло и теперь сильно лишь въ наименёе музыкальныхъ сферахъ нашей публики, но все же итал\янщина у насъ успёла поколебать нёмечину и войдти въ составъ той атмосферы, среди которой произрастаетъ наша юная музыка. <...> Композиц\я наша такъ же несамостоятельна, такъ же ненародна, какъ и итал\янская ХVI вёка; но на нее вл\яютъ не одна, а двё, совершенно различныя народности; на нее, такъ-сказать, дёйствуетъ параллелограмъ силъ, и потому проявления подражан\я у насъ сложнёе и менёе очевидны нежели какъ было въ до-палестрановской Итал\и. <...> Истор\я такъ высоко подняла развит\е сосёдняго съ нами народа, она дала ему воспользоваться столькими счастливыми обстоятельствами, что намъ точно такъ же нельзя пенять на музыкальное превосходство Герман\и въ настоящее время, какъ нельзя было и Итал\янцамъ, современникамъ Окенгейма и Жоскина, негодовать на европейскую славу послёднихъ <...>
Глинка_и_его_значение_в_истории_музыки_Г._Лароша.pdf
ГЛИНКА И ЕГО ЗНАЧЕН/Е ВЪ ИСТОР/И МУЗЫКИ Г. ЛАРОША. МОСКВА. Въ Университетской типограф\и на Страстномъ. бульварё. 1867.
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ: /.........................................................................................7 //.................................................................................... 19 /// .................................................................................. 30 СТАТЬЯ ВТОРАЯ. .................................................... 64 I...................................................................................... 64 //.................................................................................... 79 СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ И ПОСЛЁДНЯЯ.................. 97 I...................................................................................... 97 II..................................................................................119 /// ................................................................................133 1
Стр.2
Глинка и его значение въ истории музыки музыки, / Русская музыка находится теперь въ пер\одё развит\я, который можно сравнить съ пер\одомъ истор\и итал\янской непосредственно предшёствовавшимъ Палестринё и Габр\ели, и занимавшимъ собой первую половину ХVI вёка. Вся тогдашняя Итал\я была въ музыкальномъ отношен\и не болёе какъ колон\я Нидерландовъ; самостоятельной музыкальной жизни не было, или она скрывалась въ сферахъ не замёченныхъ; самые прославленные учителя, регенты, капельмейстеры, композиторы были Нидерландцы; публика довольствовалась композиц\ями нац\и, которая была ея музыкальною поставщицей; на первомъ планё между ея любимцами стояли имена Окенгейма, Жоскина, Гудимеля, Виллаерта; имена эти произносились съ благоговён\емъ, тогда какъ имена туземныя скрывались въ темнотё, безсильныя бороться съ модой на Нидерланды, охватившею всю музыкальную Итал\ю. Не близко ли сходство между этою несамостоятельност\ю въ музыкальной жизни Итал\и ХVI вёка и нашею теперешнею? Не находится ли наша музыка подъ давлен\емъ сосёдней народности, не задерживается ли ея правильное развит\е силой этого гнета? Музыкальная Росс\я та понынё не что такое какъ колон\я Герман\и: вся наша музыкальная дёятельность, за исключен\емъ самой незначительной по объему доли, — композиторской, — въ рукахъ Нёмцевъ; наши п\анисты, классъ музыкантовъ, въ наше время преобладающ\й, почти исключительно Нёмцы; капельмейстеры, преподаватели, ремесла, впрочемъ, наконецъ, инструментальные мастера и нотные торговцы, опять Нёмцы завладёвш\е у насъ всёми ступенями музыкальной \ерарх\и отъ блестящей виртуозности до скромнаго гораздо болёе вл\ятельнаго, нежели обыкновенно думаютъ. Нёмцы не только матер\ально завладёли нашею музыкой, но и морально вл\яютъ на нее складомъ своего народнаго 2
Стр.3
Глинка и его значен\е въ истор\и музыки / характера. Обратимся опять къ историческому сравнен\ю. Преобладан\е нидерландской музыки въ Итал\и вело къ тому, что въ то время, о которомъ я здёсь говорю (въ до-палестриновское время), сочинен\я Итал\янцевъ были коп\ями съ сочинен\й прославлевныхъ Нидерландцевъ: мелк\я и остававш\яся далеко за своими образцами, эти коп\и могли только поддерживать въ публикё предразсудокъ противъ туземнаго, пока не явились велик\е основатели римской и венец\анской школъ, Палестрина и Габр\ели, которые внесли въ музыку элементы итал\янской народности. И у насъ композиторство находится на ступени подражан\я, но подражательство это не исключительно направлено на нёмецк\е образцы. Композиц\я — единственное поприще, на которомъ нёмецкое вл\ян\е у насъ встрётилось съ вл\ян\емъ итал\янскимъ, и хотя это послёднее уже поослабёло и теперь сильно лишь въ наименёе музыкальныхъ сферахъ нашей публики, но все же итал\янщина у насъ успёла поколебать нёмечину и войдти въ составъ той атмосферы, среди которой произрастаетъ наша юная музыка. Композиц\я наша такъ же несамостоятельна, такъ же ненародна, какъ и итал\янская ХVI вёка; но на нее вл\яютъ не одна, а двё, совершенно различныя народности; на нее, такъ-сказать, дёйствуетъ параллелограмъ силъ, и потому проявления подражан\я у насъ сложнёе и менёе очевидны нежели какъ было въ до-палестрановской Итал\и. Высказываемъ эти истины о настоящемъ положен\и нашихъ музыкальныхъ дёлъ не съ цёлью упрека или обвинен\я. Истор\я такъ высоко подняла развит\е сосёдняго съ нами народа, она дала ему воспользоваться столькими счастливыми обстоятельствами, что намъ точно такъ же нельзя пенять на музыкальное превосходство Герман\и въ настоящее время, какъ нельзя было и Итал\янцамъ, современникамъ Окенгейма и Жоскина, негодовать на европейскую славу послёднихъ. Герман\я давно 3
Стр.4
Глинка и его значен\е въ истор\и музыки / первенствуетъ между музыкальными нац\ями, а первевство ея до сихь поръ было вполнё заслуженное. Но въ истор\и искусства каждаго народа, призннаго совершать великое на этомъ поприщё, наступаетъ, наконецъ, время равновёс\я и состязан\я, когда созрёвш\я силы народнаго творчества мёряются съ иноземнымъ преобладан\емъ и, наконецъ, перевёшиваютъ его; но еще долго остается въ силё привычка, такъ часто руководящая людей въ эстетической оцёнкё и въ этомъ случаё склоняющая публику на сторону не своего, а чужого, на сторону не отечественныхъ талантовъ, пробивающихъ себё дорогу, а иностранныхъ, пользующихся давнишнимъ авторитетомъ; эта силой историческихъ обстоятельствъ созданная несправедливость разрушается не вдругъ и не скоро. Содёйствовать этому разрушен\ю, развёять предразсудки противъ роднаго творчества, прочно установить значен\е отечествевныхъ художниковъ, точно опредёлить мёру и характеръ ихъ заслугь, дёлается задачёй критика, — задачей тёмъ болёе драгоцённою, что ею исполняется обязанность не только предъ искусствомъ, но и предъ народомъ. Искусство, безспорно, есть одинъ изъ важнёйшихъ рычаговъ народнаго развит\я: его объединяющая и одушевляющая сила ничёмъ не замёнима при создан\и народнаго самосознан\я. Для русской музыки теперь наступаетъ то переходное время, которое я выше назвалъ временемъ равновёс\я и состязан\я. Еще въ салонахъ и концертныхъ залахъ преобладаютъ сочинен\я итал\янск\я и нёмецк\я; еще Мендельсонъ у одной части публики, Верди у другой ея части не потеряла ни \оты своего обаян\я; еще молодые русск\е композиторы волей-неволей тяготятъ къ этимъ или другимъ иностраннымъ образцамъ. Но между тёмъ давно уже скрылся за могильную доску величественный образъ русскаго композитора, соединившаго въ одномъ себё все 4
Стр.5