Сборник научных и методических трудов
молодых исследователей
ВЫПУСК 12
Сургут 2022
0
Стр.1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сборник научных и методических трудов
молодых исследователей
ВЫПУСК 12
Сургут 2022
1
Стр.2
УДК 80(08)
ББК 80я43я5
Ф 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Бреусова Е.И., кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия:
Колягина Т.Ю., кандидат филологических наук, доцент
Руднева О.В., кандидат филологических наук, доцент
Ответственный редактор:
Колягина Т.Ю., кандидат филологических наук, доцент
Ф 54 Филологические штудии : сборник науч. и метод трудов молодых
исследователей. Выпуск 12 / Департамент образования и науки
ХМО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО –
Югры «Сургутский государственный педагогический университет»;
[редакционная коллегия : Т. Ю. Колягина, О. В. Руднева] ; ответственный
редактор Т. Ю. Колягина. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2022. – 110, [1] с. –
Текст : непосредственный.
Сборник статей «Филологические штудии» представляет собой обновленное
серийное издание научных работ молодых исследователей. В издание вошли
исследования ее традиционных участников – студентов кафедры филологического
образования и журналистики Сургутского государственного педагогического
университа, а также студентов филологического факультета Евразийского
национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан) в рамках
меморандума университетов о взаимопонимании. Кроме того в сборнике публикуются
научные пробы пера старшеклассников г. Сургута.
В сборник включены материалы языковедческого, литературоведческого,
методического характера. В них отражены результаты исследования проблем современной
лингвокультурологии, нейминга, теории коммуникации, представлен
анализ выразительных средств и идиостиля отдельных писателей, рассматриваются
вопросы преподавания русского языка и литературы в школе. Также в сборник
включен новый раздел, в котором публикуются материалы школьников – призеров
вузовского конкурса научно-исследовательских работ.
Издание адресовано студентам филологических факультетов, учителямсловесникам
и учащимся общеобразовательных школ, всем любителям русского
языка и литературы.
УДК 80(08)
ББК 80я43я5
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1
ЛИНГВИСТИКА
Плотникова Т.Д., Первухина В.А. Семантическое поле
«Сургут» в представлениях сургутских студентов
(на материале ассоциативного эксперимента) .............................................. 5
Абдрахманова К.М., Джамбаева Ж.А. Особенности
номинации кондитерских предприятий (на примере эргонимов
г. Астаны и г. Москвы) .................................................................................... 11
Жансеитова А.А., Журавлева Е.А. Нейминг в СМИ Казахстана:
тенденции развития и специфика (на примере интернет-медиа) ................ 16
Мантула Д.М., Сафонова Н.Н. Мем как популярное средство
современной медиакоммуникации ................................................................. 21
Раздел 2
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Бирковская А.В., Исина Н.У. Поэтика выразительных средств
в прозе Виктории Токаревой .......................................................................... 24
Полоз П., Аюпова Г.К. Особенности идиостиля М.Д. Симашко
(на примере исторического романа «Маздак») ............................................. 30
Раздел 3
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Донцова К.Н., Бреусова Е.И. От исследовательской деятельности
к познавательной активности школьника ...................................................... 35
Гоголина И.А., Первухина В.А. Использование занимательных
орфографических диктантов на уроках русского языка ............................... 40
Смородина И.К., Сафонова Н.Н. Методика обучения орфографии
в 5 классе с применением метода визуализации ........................................... 46
Смогаржевская М.А., Ермаковская Т.А. Лингвистические игры
на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной
компетенции обучающихся ............................................................................ 52
Коротаева Ю.Е., Сафонова Н.Н. Из опыта применения сингапурской
методики на уроках русского языка для развития коммуникативной
компетенции у обучающихся ......................................................................... 60
Нальгиева А.Б., Сафонова Н.Н. Применение технологии «броуновское
движение» на уроках русского языка для формирования коммуникативной
компетенции у обучающихся ......................................................................... 64
3
Стр.4
Раздел 4
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
Величко Е.А., Колягина Т.Ю. Приемы работы с художественной деталью
на уроках литературы 5 классе (на примере произведений И.А. Бунина
«Лапти», «В деревне») .................................................................................... 68
Цветкова М.В., Ганущак Н.В. Методические подходы к изучению
лагерной тематики в школьном курсе литературы (на примере
рассмотрения УМК по литературе, рекомендуемых Министерством
образования и науки РФ) ................................................................................ 72
Усманова А.И., Ермаковская Т.А. Организация студии исследовательского
чтения «Листайл» для обучающихся 10–11-х классов (экспериментальная
работа по формированию исследовательской компетенции с использованием
анализа стилевых особенностей художественного текста) .......................... 77
Бельская В.А., Колягина Т.Ю. Формирование исследовательской
компетенции у обучающихся на примере работы с жанром
портретного очерка ......................................................................................... 83
Раздел 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Набиева З.А., Кашкарева А.П. «Важно ценить то, что имеешь,
иначе можно потерять всё и превратиться в дикого зверя»:
сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Конспект урока литературы (7 класс) ............................................................ 86
Чертыковцева Е.П., Кашкарева А.П. «…Как первый миг блаженства
любви, звуков»: Фёдор Михайлович Достоевский и музыка.
Конспект урока литературы (10 класс) .......................................................... 95
Раздел 6
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
Возня Д.О., Полиенко Н.Н. Мотив карточной игры в русской
литературе (на материале произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и
Л.Н. Андреева) ................................................................................................. 105
4
Стр.5