Яков Данилович Минченков
Репин Илья Ефимович
Источник: Минченков Я. Д. <...> Автопортрет [Илья Репин, 1878]
Он ушел от нас тихо, незаметно, в чужой стране, вне круга товарищей-передвижников и своих
поклонников. <...> Пограничная черта, отделявшая Страну Советов от Финляндии, положила грань между советской
общественностью и Репиным, творцом "Грозного", "Крестного хода", "Бурлаков" и целой галереи
портретов. <...> Я стараюсь воскресить перед собой образ Репина, великого реалиста в живописи, как я его
понимаю -- во всей правде, со всеми его противоречиями и непоследовательностью в жизни. <...> О черточках, выражающих малого человека, не было бы необходимости говорить, они не
представляли бы никакого значения, если бы не принадлежали такой величине в искусстве, как Репин, и
потому всегда хотелось найти им объяснение, найти оправдание репинских противоречий, помня о
громадной его роли в искусстве и о том наследии, которое он нам оставил. <...> При канонизации святых в римской церкви против кардиналов, излагающих благочестивые
подвиги кандидата в святые, выступает "сатана", обрисовывающий его греховность; я беру на себя смело
совместить эти две роли, не опасаясь того, какая чаша весов перевесит в оценке Репина. <...> В воспоминаниях о Репине я начну со своего юношеского возраста и последую до жизненного
предела великого художника. <...> Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и
казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его
картинах. <...> Впервые увидел я Репина в Петербурге, когда вступил в заведование передвижной выставкой в
1898 году. <...> В Петербург съехались передвижники и устраивали выставку в
помещении Общества поощрения художеств. <...> Чувствовалось необыкновенное обаяние
огромного таланта или гения, как иные называли Репина. <...> Однажды он ужинал в
ресторане Донона, а в соседнем зале шел товарищеский обед передвижников <...>
Репин_Илья_Ефимович.pdf
Яков Данилович Минченков
Репин Илья Ефимович
Источник: Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград.
1965. Издание пятое
OCR Ловецкая Т.Ю.
Автопортрет [Илья Репин, 1878]
Он ушел от нас тихо, незаметно, в чужой стране, вне круга товарищей-передвижников и своих
поклонников.
Пограничная черта, отделявшая Страну Советов от Финляндии, положила грань между советской
общественностью и Репиным, творцом "Грозного", "Крестного хода", "Бурлаков" и целой галереи
портретов.
Он заканчивал свой долгий путь в тяжелых материальных условиях, в одиночестве.
Немного писем пришлось получить от него в последние годы, и в каждом письме чувствовался все
больший и больший упадок сил великого старика.
Он прощался в письмах со всеми каждый год, и все еще жил.Жил как бы ни для кого.
Я стараюсь воскресить перед собой образ Репина, великого реалиста в живописи, как я его
понимаю -- во всей правде, со всеми его противоречиями и непоследовательностью в жизни.
В его натуре я видел поразительную двойственность. Он казался мне то гением в творчестве,
борцом с сильной волей, преодолевающим на своем пути всякие жизненные трудности, громким эхом,
откликающимися на все общественные переживания, служителем доподлинной красоты, -- то, наоборот, в
моей памяти всплывают черточки малого, не обладающего волей человека, не разбирающегося в простых
явлениях жизни, и мастера без четкого мерила в области искусства. Напряженно старался я разгадать, кто
Стр.1