ДОПОЛНЕНІ Я
/
къ
АКТАМЪ ИСТОРИЧЕСКИМЪ.
r
=-.-»
Стр.2
. #
Д O П O Л H EH I Я
къ
АКТАМЪ ИСТОРИЧЕСКИМЪ,
СОБРАННЫЯ И ИЗДАННЫЯ
АРХЕОГРАФИЧЕСКОЮ КОММИССІЕЮ.
ТОМЪ ПЕРВЫИ.
' ^^^^ ^
/
&*
.:'-.•• "
САНКТП^ТЕРБУРГЪ^
ч
Въ ТииогрпФІи Іі Отд ленія Собственной Е. И. В. Каппеляріа.
1846.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВІЕ .
При учрежденіи АрхеограФической Коммиссіи въ 1837 году7
Правитедъство
распорядилось о передач ей старинныхъ бумагъ Губернскихъ
и Областныхъ архивовъ и нужныхъ для ея употребленія рукописей,
принаддел ащихъ Духовнымъ и Гражданскимъ библіотекамъ. По
накопденіи обилънаго запаса ПОДЛИННИКОЕЪ, КОММИССІЯ;
окончательной высылки ихъ изъ Присутственныхъ м стъ;
не ожидая
приготовида
къ изданію собраніе памятниковъ древняго законодательства, управленія
и д ловодства, и въ 1841—1842 годахъ обнародовала ихъ въ
пяти томахъ, подъ заглавіеаіъ: Акты Исторшескіе; т же докуыенты,
которьгё ожидались еще къ полученію, Коммиссія опред лила напечатать
въ вид^ особыхъ Дополненій къ Актамъ.
Большую часть вышедшаго нын въ св тъ перваго тома означенныхъ
Дополкеніи составляютъ грамоты, снятыя съ доставленныхъ Присутственньши
м стамй подлинниковъ. Остальныя мзвлечены: а) изъ ,рукописеи
библіотекъ ИМПЕРАТОРСКОИ Публичном, Академіи Наукъ, Румянцовскаго
Музеума, Синодальной, и изъ архивовъ Сенатскаго7
Главнаго
Московскаго Иностранныхъ Д лъ, Оружеинои Палаты, н которыхъ
монастыреи и проч.; ь) изъ коллекціи сішсковъ;
приготовленныхъ корреспондентомъ
Коммиссіи Соловьевымъ, во время археологическаго путешествія
его по Швеціи въ 1838—1840 годахъ, и с) изъ домашнпхъ
архивовъ частныхъ лнцъ, причемъ н которые документы пріобр теБЫ
покупкою на счетъ Коэшиссіи. Акты и рукописи въ палеограФическомъ
отношеніи, также принадлежность ихъ разньвгь м стамъ и
лицамъ, объяскены въ легендахъ.
Къ приі і чательн йшимъ ііамятникамъ;
пом щеннымъ въ первомъ
том Дополненіи къ Аіітамъ Историческилгь, относятся:
Стр.4
11
11 Уставъ св. великаго князя Бладимира Святосдавича, о церковныхъ
десятинахъ, суд , м гіилахъ;
моканону ХТТТ в ка. /
и проч. Напечатанъ по харатеиному Но
/
2) Уставвыя грамоты Смоленскаго кнлзя Ростислава Мстиславича и
епископа Манупла, данныя епископіи Смолеискои, 1150 года.
3) Жалованныя грайіоты уд льныхъ п великихъ князей и княгинь,
также цареи Всеросоіискііхъ, духовенству, монастырямъ и частныш»
лицамъ, на земскія и другія преимуіцества (1), и такія же грамоты владыкъ
объ освобожденіи церковкыхъ іірпчтовъ отъ данеи (2), XV и
XVI в ка. Дополненіе къ документамъ сего же рода7
Актахъ АрхеограФическои Экспедиціи и въ Актахъ Историческнхъ.
4) Грамоты, уставная Моревскои слободы 15307
ская 1539?
м Ор шковская таможенная 1563 года.
5) Чинъ в нчанія на царство царя Іоанна Васильевича, 1547 года.
6) Грамоты о пом стьяхъ, суд и управленіи, 1555—1556 (3). Первыя
принадлежатъ къ древн йшимъ памятникайіъ пом стнаго нашего
права, а остальныя пополняютъ недостатокъ св д ній о порядк суда
и расправы въ XVI в к .
7) Акты псторическіе о Фамиліи Строгановыхъ (4).
8) Жалованныя грамоты городамъ и волостямъ на торговыя и поземельныя
льготы (5).
9) Уставы о трапезахъ Троицкаго Сергіева и Тихвинскаго монастыреи,
1590 года. Любопытное современное прибавленіе къ іісторіи монашескаго
быта въ XVI в к .
10) Чинъ в нчанія нацарство царя Бориса еодор.овича;
связаннои съ исторіею междоцарствія.
12) Матеріалы для исторіи Смутнаго періода, 1611 — 1613 года (6).
(1) І№ 8, 9, 17, 36, 44, 46, 48, 114, 122, 130, 132, 141, 148, 184—208, 223, 224.
(2) № 214, 2-20.
(3) № 47, 49, S0—83, 85—112, 150.
(4) № 117—120, 126, 128.
(5) № 134, 146, 149, 154.
(6) № 160—170, 231.
1598 года.
11) ІІравая грамота старцу Аврамію Палицыну по спорному д лу съ
Анисьею Катуниною, 1609 года. Дополненіе къ біограФІи его;
т сно
пом щенныі гь въ
губная Каргополь
Стр.5
214
1590
J№ 134. хати, и ихъ ни въ которомъ город не дер>
жати
и ихъ пропущати. А прочитая сю нашу
грамоту, по вс мъ городомъ, наши всякіе приказные
люди, и списавъ съ нее противень сло-.
во въ слово, отдавати назадъ Колскіе волости
крестьяномъ, и они ее держатъ j себя впередъ,
для нашихъ иныхъ приказныхъ людей.
Дана грамота на Москв , л та 7098, апр ля
въ 8 день.
Подлпнннкъ пнсаиъ скоропнсъю, на болъшомъ листщ
вннзу уцплплъ обрывокъ краснііго шелковаго
шнурка, на которомъ прнв шена была большал государственпал
пегатъ. На оборот вверху: царь
и великій князь едоръ Ивановичь всеа Руси.
Далпе слпдующіл подтвержденіл:
Л та 7107, апр ля въ 19 день, государь царь
и великій князь Борисъ едоровичь всеа Русіи
се жаловалные грамоты слушалъ, а выслушавъ
сю грамоту, Колскіе волости старосту
Петрушку Никитина и вс хъ волостныхъ
крестьянъ Колскіе волости пожаловалъ, вел лъ
имъ сю грамоту подписати на свое государево
царево и великого князя Бориса
едоровича
всеа Русіи имя, и се у нихъ грамоты рушити
не вел лъ никому нич мъ, а вел лъ у нихъ
ходити о всемъ по тому, какъ у нихъ въ сей
грамот писано.—«Подписалъ государевъ царевъ
и великого князя Бориса
едоровича
всея Русіи дьякъ Иванъ Нармацкой. 5
Л та 7122, маія въ 5 денъ, государь царь и
великіи князь Михаило едоровичь всеа Русіи
се жаловалные грамоты слушалъ, а выслушавъ,
Колского острогу старосту Ивашка Симанова
и вс хъ жилцовъ Еолского оетрогу пожаловалъ,
вел лъ имъ сю грамоту подписати
на свое государево царево и великого князя
Михайла едоровича всеа Русіи имя, и рушити
у нихъ се і рамоты не вел лъ никому нич
мъ, а вел лъ у нихъ ходити о всемъ по тому,
какъ у нихъ въ сеи грамох
подписадъ государевъ
писано.—^«А
царевъ и великого
князя Михайла едоровича всеа Русіи діакъ
Василей Семеновъ.»
Л та 7132, ноября въ 2 день, мы жъ великій
государь царь и ведикій князь Михайло едоровичь,
всеа Русіи самодержецъ, и отецъ нашъ
государевъ великій государь свят йшій патріярхъ
Филаретъ Никитичь Московскій и
всеа Русіи, се грамоты слушали, а выслушавъ,
Колского острогу старосту
и вс хъ жилцовъ Колского острогу пожаловали,
вед ли имъ сю нашу грамоту подписати
на наше царьское имя, и рушити у нихъ се
нашіе грамоты не вед ли ни въ чемъ, а вел -
ли у нихъ ходити о всемъ по тому, какъ въ
нашей грамот
132 году написано.—«А подписалъ
государевъ царевъ и великого князя
Михайла едоровича всеа Русіи діакъ ПрокоФей
Пахиревъ.»
ІГ. Се язъ царь и великіи князь едоръ Ивановичь
всеа Русіи пожаловалъ есмя Колскіе волости
крестьянъ, старосту ВешнячкаКузмина,
да крестьянъ,Васюка Олекс ева, ТроФИмка Торопова
съ товарыщи, и вс хъ крестьянъ Колскіе
волости, что они намъ били челомъ, а сказали:
въ нын шнемъ деи въ 98 году приходили
деи къ нимъ въ Колу водость и въ иные въПоморскіе
водости, войною^ Н метцкіе Свійскіе
люди, и къ острогу деи ихъ приступали, и
дворы посадцкіе они сами пожгли, ув давъ
ихъ приходъ, и кабатцкои деи дворъ и гостинъ
дворъ тутожъ сгор ли,потому что туто
на посад стояли близко иныхъ дв ровъ} а они
деи въ острог
съ Н метцкими
людми билися, и многихъ людей Н метцкихъ
побили, и воеводку взяли, а отсид лися они
въ острог Божьимъ милосердьемъ, а нашимъ
счастьемъ.; а для осадного времени взяли они
у Датцкихъ Н мецъ у торговыхъ въ долгъ
четыре пушки, дв пушки полковые, ядра у
нихъ по три Фунта, да дв пушки скоростр лные,
да четыре пищали болшихъ и сь зельемъ,
а дати деи имъ за т пушки шестьдесятъ
пять рублевъ, сее весны, да т мъ деи нарядомъ
они и отсид ли острогъ, a у нихъ деи
опричь того наряду не было никакого наряду.
Стр.1
1590
И язъ царь и великій князь едоръ Ивановичь
всеа Русіи, выслушавъ ихъ чедобитья, пожаловалъ
есмя Колскіе волости старосту Вешнячка
Кузмина съ товарыщи, и вс хъ крестьянъ
Колскіе волости, далъ имъ лготы на три годы,
на нын шней 98 и на 99 и на^ 100 годъ, во
всякихъ нашихъ подат хъ, за то что они намъ
служили, Н метцкихъ людей побили, и воеводку
Н метцкого Кавпія взяли и къ намъ его
прислали, и острогъ въ Кол волости отсид
ли, и за то что у нихъ Н метцкіе люди анбары
и суды выжгли, и дворьі около острогу
вызжены, и всю волость вывоевали. А въ т
имъ лготные л та, въ три годы, нашіе дани и
оброку съ дворовъ и съ анбаровъ и съ судовъ
ихъ, въ которыхъ суд хъ они промышляютъ,
и съ угодей не платити, ни ратныхъ людеи
опричь осадного времлни у нихъ не имати, и
гостиного двора и кабатцкого двора имъ не
ставити, и торговати имъ въ т лготные
л та везд безпошлинно, а въ которыхъ город
хъ торговати и въ кодкихъ суд хъ, и отомъ
дана имъ наіда жаловалная особная грамота,
за нриписью діяка нашего Ондр я Щелкалова;
а въ т имъ лготные л та дворы свои на
посад поставити и суды, въ чемъ промышляютъ,
устроити по прежнему, и крестьянъ на
посадъ называти не съ тяглыхъ м стъ, отъ
отща сына и отъ братьи братью и отъ дядь
племянниковъ, а съ тяглыхъ м стъ имъ крестьянъ
не называти. А за нарядъ есмь Колскіе
волости крестьяномъ пожаловалъ, вел лъ
есшя имъ дати Володимеру Загряскому шестьдесятъ
пять рублевъ, изъкакихъ доходовъ нибуди.
Дана грамота на Москв , л та 7098,
апр ля въ 8 день.
Подлпннпт тсетъ скоропнеью, на большот
215
155. — 1590. УКАЗЫ о ТРАПЕЗАХЪТРОИЦ-^ 135.
КАГО СЕРГІЕВА И ТИХВИНСКАГО МОНАСТЫРЕИ.
I.
Всегодичное обхожденіе Троицкого Сергіева
манастыря, и росходъ Троицкои Сергіева
манастыря, на братью въ трапез
ства и
питіе, оприченьно кормовъ и игуменьскыхъ
пот шеней.
Во всякую нед лю за об домъ ства обычная,
шти да каша гречневая съ горохомъ, a
иногда безъ гороху, да пиво сычено; въ ту же
нед лю на ужин , въ л тнюю пору яица, a
иногды млеко, прем няа, а въ зимню пору
сыры, а иногды каша овсяная, а въ гов нія на
ужинахъ нед лныхъ селди Н мецькыя; а въ
понед льникъ каша овсяная; въ вторникъ каша
гречневая; въ среду и пятокъ горохъ, ли ино
чіо^ прем шг^, ства посная; въ четвертокъ
каша овсяная, ли гречнева жъ; въ суботу яичница,
ли каша гречнева, да пиво обычно.
М сяца септемврія 1. Святаго Симіона Столплпстщ
внп.чу прпмптнм гетыре дпрогкн, въ котбрыл
былъ тіродптъ шнурокъ съ прпвпсью большон
государственнои netamn. Ha оборотп вверху: царь
и великій князь едоръ Ивановичь всеа Руси.
Обп грамоты прпнадлежатъ Императорскон Академт
Наукъ.
ника: трезвонъ въ четыре колоколы красныя
да въ Вилневець, ства, рыба да пиво сычено,
а хл бы б іыя. Чюдо архангела Михаила: трезвонъ
въ красныя два, ства обычная да пиво
сычено, хл бы б лыя. Предпразнество Рожеству
пресвятыя Богородица: трезвонъ въ красныхъ
два, да пиво сычено. Рожество пресвятыя
Богородица: бд ніе, колачи, да рыба въ
сковородахъ,да по три м ры меду. Богъотець
Іакима и Анны: трезвонъ въ красныхъ два, да
пиво сычено. Отданіе Богородици: ства обычноя,
да пиво сычено. Обновленіе Храма: трезвонъ
въ четыре колоколы, и паремьи и славословіе
ведикое, пиво сычено да рыба. Въздвиженіе
честнаго крестаі бд ніе, икра, колачи, да
по три м ры меду. Князя Михаила Черниговскаго:
трезвонъ въ четыре колоколы, рыба да
пиво сычено. Отданіе Воздвиженія: лоііша г о
рохова да пиво сычеио. Зачатіе Іоанна Предотечи:
сущь да пиво сычеио. Память чюдотворца
Сергія: бд ніе, кормъ болшей, колачи и
рыба, пироги и оладьи, да по пяти м ръ меду.
Стр.2
216
1590
135. Преставленіе Тоаниа Богослова: бд ніе, рыоа
да по три м ры меду.Преподобиаго Харитона
ІІспов дника: вечерня большая, пиво сычено
да рыба.
М сяць октябрь. Покровъ пресвятыя Богородици:
вечерня большая, корыъ манастырьской
съ пироги, и по пяти аі ръ меду, а иногды
икра безъ кодачея, пиво сычено. Святаго
апостола и евангелиста Луки: капустники да
пиво сыченое. Святаго апостола Іякова брата
Божля: пиво сычено. Святаго великомученика
Димитрея: бд ніе, колачн да рыба, ли нкра,
колачи да по три м ры меду.
М сяцъ ноябрь. Святыхъ Безсребреникъ
Козмы и Дамьяна: пиво сычено. Преподобыаго
Варлама Наугородского: бд ніе, колачи да
рыба, по три м ры меду. Соборъ архангела
Михаила: вечерня болъшая, да пиво сычено.
Святаго отца Іоанна Милостиваго: каша да
пиво сыченое.ч
Святаго Іоанна Златоуста: бд -
ніе, колачи да рыба, по три м ры меду. Святаго
ааостола Филиппа: славословіе великое,
каша, ли яичшща, да пиво сычено, да по два
яица ко штемъ, а вечер на ужин колачи, да
изъ да, да селди Переславьскыа, ли иная рыба,
да по три м ры меду; а носилникы по лежиемъ
носятъ, до об да, медъ и рыбу и по полуколача.
16 (*); трезвонъ во вс колоколы, посл
вечерни поютъ понахиду Никону, ядятъ посл
вечерни, икра, ли лопша безъ колачей, да по
малой м рк меду, да по дв м рки пива обычнаго,
а вечерню и панахиду поютъ во церькви,
понахида бываетъ со св щами; корагь Никоновъ;
калачи да рыба да икра, пироги и оладьи,
да-. по четыре м ры меду ; а ужипы н ть.
Предпразнество Введенія святыя Богородици:
ства обычная да пиво сычено. Бведеніе во
церъковь святыя Богородици: бд ніе, колачи,
да рыба, да по три м ры меду; ужина бываетъ
на братью. Отданіе Введенію: лопша да пиво
сычено. Преподобнаго Алимпа Столпника и
Освященія церькви святаго мученика Гегоргіа:
{*) Т. е. шестнадцатое число ноября.
(**) Сверху строкн т мъ же иочеркоиъ: tuaniicaao квасу».
ШТІІ р пныя, да каша пшенная съ медомъ, да
пиво сычеио. Святаго апостола Андр я Первозваннаго:
славословіе великое, икра, ли лопша,
да пиво сычено.
М сяцъ декабрь. Преподобнаго Савы Освященнаго:
бд ніе, рыба дапиво сычено, ли медъ.
Святаго Николы: бд ніе, калачи да изъ да,
селди Переславьскыя и ііо три м ры меду, a
въ среду ли въ пятокъ икра. Зачатіе святыя
Анны, егда зачатъ святую Богородицю: вечерня
большая, рыба, а въ среду ли въ пятокъ
икра, ли лопша, да пиво сычено. Святыхъ мученикъ
Еустратія и прочихъ: вечерня большая,
рыба да пиво сычеио, а въ среду икра.
Святаго СтеФана Сурожскаго: вечерня больг
шая, рыба да пиво сычено, а въ сре.ду каша съ
головизнами, ли лопша съ дерьцемъ. Предпразднество
Христова Рожества: каша горохова,
ли лопша, да пиво сычено, а въ нед лю
рыба. Преставленіе Петра митрополита: бд -
ніе, колачи, да изъ да, да рыба и по три м ры
меду. Часы царьскыя Христова Рожества: на
об д каша тертая съ сокомъ, а на ужин на
крилошан пот шеніе, и нед льщикомъ, и
пономаремъ, и проскурникомъ по полуколача,
да по два звена рыбы, по звену осетрины, да
по дв м ры меду и по дв м ры пива обычного.
Предпразднество Христова Рожества: на
об д шти борыцевыя да лопша съ перьцемъ
(аще ли субота ли нед ля, служба Златоустаго,
на об д укрухи, по четвертьки колача, да по
малой м рк меду (**), а «Отче нашъ» не творятъ,
а понагеи не носятъ, скатертей и солоницъ
н тъ; a no вечерни лопша съ перьцемъ
да пиво сыченое. Рожество Господа нашего
Исуса Христа: бд ніе, колачи да рыба и по
три м ры меду, а на ужин рыба да пиво сычено.
Соборъ святыя Богородици: рыба осетрина
да пиво сычено. Отданіе Рожеству: рыба
да пиво сычено.
М сяць генварь. Обр заніе Господа нашего
Исуса Христа и память иже во святыхъ отца
Стр.3
1590
ппшего Василія: звопъ якоже и въ нед лю, вечерия
большая, рыба да по три м ры меду.
4 (*): братьи на об д и на ужин ства обычная,
а крылошеномъ, и попу нед льиому (**},
и понамаремъ, проскурнику и водоносомъ пот
шенія, ужинаютъ посл братьи, по полукодача
имъ, да по судоку въ ух , да по дв селди
жареныхъ, да по дв м ры меду и по дв пива
обычнаго; аще ли есть Ереіценіе въ суботу,
лн въ нед лю, ли понед льникъ^ тогды бо поютъ
часы царьскыя назади въ пятокъ, и пот
шеніе на братью не бываетъ, а бываетъ пот
шеніе крыдошеномъ всегда въ навечеріи часовъ
царьскыхъ.Въ навечеріи Крещенія братья
дятъ, во вторый часъ нощи, шти борьщевы,
лопша съ перьцемъ да пиво сычено. Боголвлеиіе
Господа и Бога Спаса нашего Исуса Христа:
бд ніе, иіти борщевы, колачи, да рыба св -
жея, и по три м ры меду; а на ужин рыба да
пиво. Соборъ святаго Предотечи: рыба да пиво
сычено. Святаго отца еодосія: вечерня болшая,
рыба да пиво сычено. Святаго Савы
Сербьскаго: бд ніе, рыба св жея да по три
м ры меду. Отданіе Креіценію; рыба да пиво
сычено. Преподобяаго Антонія Великого: бд -
ніе, да рыба св жея сковарадами, да по три
м ры меду. Преподобнаго Еу имія: бд ніе,
рыба сковарадами, да по три м ры меду, ли
пиво сычено, вс мъ тріемъ. Григорія Богослова:
вечерня болшая, рыба да пиво сычено. Іоанна
Златоустаго: вечерня большая, рыба да пиво
сычено. Святыхъ Тріехъ Святитель, Васидья
Великого, Григорья Богослова, Іоанна Златоуста:
бд ніе, колачи, да рыба, да по три м ры
меду.
М сяць Февраль. Предпразднество Стр тенія
Господня: ства обычная да пиво сычено.
Стр тенія Господа нашего Исуса Христа; бд -
ніе, рыба да по три м ры меду. Отданію: яглы,
али лапша, да пиво сычено. Въ мясопустный
пятокъ дятъ, по вечерни, посл понахиды:
(*) іЧетвертое число явварш въ ркп. выставлево на
(**j Въ ркп. снед ль» сокрлщенво.
Дополн. къ Акт. ІІСТОР.
.*
217
икра, ли лопша, да по малои м рк меду и no ^
дв пива; а понахида св чами. Въ суботу масопустную:
.колачи, да рыба, и по дв м ры
меду да по дв пива. Въ нед лю мясопустную,
загов йно: на об д шти, Да каша, да пиво
сычено, а на ужин сыри, или каша, да пиво
сычено. Въ пятокъ сырный и въ среду ства
обычная, каша молочьная;а ужинын тъ, дять
посл часовъ и вечерни въ 7тмый часъ дни.
Въ суботу сырную: шти, да рыба и пиво сыче- "•
ное; того же дне, посл трапезы, ходитъ игуменъ
по кельемъ пос щати старьцевъ, лежьневъ,
и даеть имъ по ковшу меду б лого и йо
другому обарнаго. Въ нед дю сырную, въ загов
йно: шти, да каша, да пиво сычено; того
же дни ходатъ игуменъ на Подолъ, ко Введенію,
прощатися, и даеть имъ по Дв м ры
меду б лаго и по дв м ры пива обычнаго; a
вечерню поютъ раыо во церькви, и посл вечерни
ходитъ игуменъ по образомъ Божіимъ
и къ чюдотворцу Сергію, ц луютъ и притсладываются
два два, такоже ко игумену ходатъ
по два вм ст прощати, игуменъ ихъ рукою
благосіовляеть,
того же дни на ужин двоя
рыба, да по три м ры меду, да колачи, да отъ
игумена по ковшу меду обарного^ а не имонъ
малой безъ канона, ли какъ настоятель изволит
. Святаго Дмитрея чюдотВорца Прилуцкаго:
вечерня болшая , на братыо рыба да
пиво сычено. Преставленіе святаго Алексія митрополита:
бд ніе, на братью колачи, да рыба,
и по три м ры меду. На едоров нед л въ
среду: росолъ и капуста, да по дв м ры възвару
медвена. йа
едоров же нед л въ пятокъ:
ядь, лопша съ перьцемъ да перевара сычена;
а надъ кутьею поютъ соборомъ. Въ суботу
святаго еодора: ядь, икра, ли лопша, да
перевара сычена. Въ нед лю Соборную: рыба
да по три м ры меду. Обр теніе честныя главы
святаго Предотечи Крестителя Іоанна: выходъ,
псаломь избранный, славословія н тъ;
пол , а въ текст пропущеио.
28
Стр.4
J\? 135 . я
218
Дь
Щ 90
і лопша да пиво сычено. Въ другую нед -
лю поста: ядь, лопша да пиво сычено, ли обычно.
Вь третію нед лю поста крестапок.іонную:
иа славословіи, игумеиъ соборомъ выне-'
сетъ крестъ иа блюд
изо алтоіш, таже игуменъ
и братья ц луютъ его; того дни ядъ на
братью, икра, ли лопша, да по три м ры меду.
Таже въ среду крестопоклоігаую ядь, лопша,
да пироги съ макомъ да ст> ыедомъ, да пиво
еычеио. Въ 4'іо нед лю: ядь, лопша да пиво
еычено.
М сяць мартъ. Святыхъ великомученикъ
40: выходг. на заутреп и еуангеліе, славословія
жс н тъ; ядь, пироги съ макомъ, да икра
ли лопиіа, да пиво сычеио. Свлтаго Алекс я
Челов ка Божія: ства обычиая да блины съ
медомъ. Таже на пятой нед л^Ь поста, вечеръ
Аидігііева стоянія, ства обычная да каша тертая,
предъ не имопомъ па братью пот шеніе,
по дч м ры гіива сычеиаго, и пыотъ въ траиез
^ а ие ийюиъ меньшей и безъ канона, a
звопятт, па третьемъ часу поіци, об дня же
ирежесвящсиая. На той же пед л въ четверхокъ:
ства, лопша съ перьцемъ да пиво сычеио.
Па пятой же пед л въ пятокъ: на вечерни
выходъ, об дня прежеовяш,еная, а иа братью
иот шепіе, предъ ие имоиомъ по дв ы ры
пива сычена, піютъ въ xpanesbj а не иліонъ
меншей безъ каноиа, а звоиятъ па четвертомъ
часу иощн. Въ суботу Похвала: ства, колачи^
да ])ыба, да no три м ры меду. Предпразнество
Благов щеііію: лопша да пиво сычено.
Благов іценіе пресвятыл Богородици: бд ніе
со св ш.алхп, Ііства, колачи, да рыба св жея
сковородайіи, и по тргі м ры меду, а ужиыы
и тъ) аще ли въ нед лю, па ужиігь рыба же
да пнво сычсно. На вербиой иед л въ пятокъ:
ства, лопша да пиво сычеио. Таже и въ суботу
^азо})сву: ства, рыба да ппво сычепо. Въ
Борбпое воекресеыіе:
ства, колачи, да рыба
св жеи сковородамн, да по три м рьх аіеду.
Въ вслпічий чствертокъ полупоідшща пе бы(*J
til j жпиа бъіопетъі вь ркп. прішисаио на по.і >.
ваетъ, а ства на братью Лопша 'съ перьцемъ,
да пиво на братью сычено; въ той же четвертокъ,
вечер , предъ не имономъ^ пот шеніе
на братью, по дв м ры пива сыченаго, а крылошеномъ,
кои страсти поютъ, ііо три м ры
меду, полунощница лсе ие бываетъ. Въвеликый
пятокъ, вечер , той же звонъ и въ Ееликую
суботу. Въ великую суботу дятъ, вечер , по
просвир и по дв м ры квасу, въ І-й часъ
нощи, безъ скатертей и безъ Солоницъ. Въ Великъ
день звонъ во вс колоколы единъ, доволенъ
велми, а на братыо ства: колачіт, да по
два яица ко штемъ, да осетрина Шехоньская,
да ина рыба добра жъ, да по три м ры меду,
а на ужин рыба же да по Дв м ры iv^yj да
всю Святую нед лю трезвонятъ во вси колоколы,
вечерню, и заутреиюю, и об дню, а неимоиъ
ііо обычаю во еДинъ колоколъ. Въ понед
лникъ на Святоіі нед ли, въ среду и въ
пятокъ: ства, колачи, да рыба и по три м ры
меду. Въ суботу на Святой нед ли: рыба да
пиво сычено. Въ нед лю въ Радуницу: рыба
да пиво сычено. Въ нед'Ьлю М роносиць: рыба
да пиво сычено. Въ среду Преполовеиія: выходъ
и паремьи, а на утрени славословіе; на
братью рыба да пиво сычено, и ужина бываетъ
(*).
М сяць апр ль. Святаго великомученика
Егоргія: бд ніе, на братью рыба да по три
м ры меду. Святаго еуангелиста Марка: на
братью ства по обычаю, да пиво сычено.
М сяцъ май. Святаго отца Аеонасія, въ той
же день Бориса и І^л баг вечерня большая, на
братыо рыба да пиво сычено. ПреподобнагО
еодосія игумена Печерьскаго: вечерня болъшая,
рыба да пиво сычено. Святаго апостола
Іоаииа Богослова: бд ніе всенощыгое,
ства,
рыба да по три м ры меду. Святаго чюдотворца
ВГиколы: вечерня большая, ства, рыба
да пиво сычено. Бъ среду па 6 нед ли Отдаиіе
празник-у Велику дни: па братыо пиво сычено
да рыба, и ужшіа есть; также на Препло
Стр.5