В.М. Лобанов
Несколько слов Я. Д.Минченкове и его книге
Источник: Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград.
1965. Издание пятое
OCR Ловецкая Т.Ю.
От издательства
Воспоминания о передвижниках Якова Даниловича Минченкова -- одно из интереснейших
мемуарных произведений, оставленных нам деятелями русской художественной культуры.
Впервые книга вышла незадолго до войны, в 1940 году, небольшим тиражом и со временем стала
почти библиографической редкостью. Возникла потребность в новом ее издании.
Новое издание, выпущенное в 1959 году, значительно отличалось от первого. Текст был заново
сверен с автографом (хранящимся в Центральном государственном архиве литературы и искусства в
Москве). При этом был внесен ряд уточнений, восстановлены многие купюры, сделанные при
редактировании первого издания. Впервые была опубликована отсутствовавшая в первом издании глава
"Меценаты искусства и коллекционеры". Книгу дополнили статьи В. М. Лобанова и С. П. Варшавского,
характеризующие автора воспоминаний и их значение как литературного и историко-художественного
памятника. Новое издание, в отличие от первого, было иллюстрировано портретами художников и
воспроизведениями их работ, частично малоизвестных и публикуемых впервые.
В последовавших затем третьем и четвертом изданиях редакция несколько пересмотрела и
дополнила иллюстративный материал.
Выпускаемое ныне пятое издание по тексту и иллюстрациям повторяет предыдущее.
В литературно-художественных и артистических кругах Москвы девяностых и девятисотых годов
квартира писателя В. А. Гиляровского в Столешниковом переулке звалась "Столешниками". Она была
одним из мест, где часто встречались люди самой разнообразной социальной принадлежности, самых
различных взглядов и направлений.
Чаще всего заглядывали сюда, конечно, люди, связанные с искусством. Л. Н. Толстому и Ф. И.
Шаляпину, А. П. Чехову и И. Е. Репину, А. М. Горькому и В. М. Васнецову, М. Н. Ермоловой и А. И.
Южину была хорошо знакома дорога в Столешники. Их, как и многих других, неудержимо тянуло к В. А.
Гиляровскому -- талантливому писателю, превосходному журналисту, жизнерадостному и бесконечно
доброму человеку.
Обычно литературная и артистическая Москва собиралась в Столешники к пятичасовому
вечернему самоварчику. Здесь беседовали, обменивались мыслями и новостями текущей жизни, иногда
спорили.
В. А. Гиляровский, с утра занятый редакционной работой, старался возвращаться домой к этому
времени. Он всегда стремительно влетал в столовую с ворохом самых последних, свежих новостей, а
часто приводил с собой кого-нибудь из интересных людей, встреченных им в редакции или на улице.
Однажды, помню, вместе с ним появился в столовой человек интеллигентного, типично
"чеховского" вида тех времен, среднего роста, сухощавый, с бородкой, с усталыми глазами и медленными,
застенчивыми движениями.
-- Знакомьтесь, -- громовым голосом произнес Гиляровский, обращаясь к присутствующим, среди
которых в тот вечер, кажется, были и А. И. Куприн, и И. А. Бунин, и живописец С. А. Виноградов.
-- Это художник Яков Данилович Минченков, только что из Питера, привез картины передвижной
выставки -- масса нового от Репина, Маковского, Дубовского и других.
-- Картины, Владимир Алексеевич, только еще едут, -- поправил пришедший. -- Они пока в вагоне,
а мне как уполномоченному Товарищества по организации выставки надо кое-что собрать у москвичей
вместо тех вещей, что остались у покупателей в Петербурге. А Илья Ефимович и Владимир Егорович
наказали вам, москвичам, кланяться и просили нам, передвижникам, помочь!
Яков Данилович, подсев к столу, начал медленно, глуховатым голосом рассказывать
художественные новости Петербурга: об отношении публики к выставке, о проданных картинах...
Организация выставок в наше время резко отличается от того, что делалось в этой области полвека
назад.
Стр.1