Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Дневники путешествий в Индию и Бирму (130,00 руб.)

0   0
Первый авторМинаев Иван Павлович
Издательство[Б.и.]
Страниц99
ID8213
АннотацияВторое путешествие по Индии и Бирме. Дополнение к дневнику поездки. Третье путешествие по Индии и Бирме
Кому рекомендованоЭтнография
Минаев, И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму : Дневник / И.П. Минаев .— : [Б.и.], 1886 .— 99 с. — География .— URL: https://rucont.ru/efd/8213 (дата обращения: 17.07.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. Г. Минаев Дневники путешествий в Индию и Бирму Второе путешествие по Индии и Бирме (1880) Дополнение к дневнику поездки (1880) Третье путешествие по Индии и Бирме (1885-86) Оригинал здесь -- http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/suedostasien.html ОТ РЕДАКЦИИ В научном наследии крупнейшего русского индолога XIX в. <...> Однако свои впечатления от второй и третьей поездок И.П. Минаев так и не успел превратить в законченное исследование. <...> Напомним, что именно так он поступил с дневником своего первого путешествия. <...> Дневники Ивана Павловича Минаева нуждаются, таким образом, в пояснениях исторического, социально-экономического, политического, лингвистического и биографического характера. <...> Иго колониального режима, тормозившее и уродовавшее начавшийся процесс развития капитализма в стране, вызывало недовольство и возмущение в самых разнообразных слоях индийского общества, ускоряло рост национально-освободительного движения. <...> В сознании основных классов индийского общества эта переломная эпоха вызывала серьезные потрясения и сдвиги. <...> Не будучи в состоянии в силу своего в целом идеалистического мировоззрения осознать это решающее обстоятельство в качестве главной и определяющей причины, Минаев, тем не менее, оказался способным нарисовать объективно верную картину положения и умонастроений современного ему индийского общества. <...> Благодаря своей разносторонней образованности и отличному владению несколькими индийскими языками (не говоря уже о знании ряда европейских), Минаев без труда общался с представителями самых различных общественных и этнических групп Индии. <...> Минаев хотел знать, что думают сами индийцы об этом доблестном сыне маратского народа. <...> 4 февраля брахман при встрече с Минаевым осуждающе отозвался о деятельности маратского патриота. <...> Послушайте, как военщина и торгующие говорят о туземцах, чего они хотят, и вы поймете, почему бирманец подстреливает их из-за куста. <...> Словами, идущими от самого сердца, он как бы обращается <...>
Дневники_путешествий_в_Индию_и_Бирму.pdf
И. Г. Минаев Дневники путешествий в Индию и Бирму Второе путешествие по Индии и Бирме (1880) Дополнение к дневнику поездки (1880) Третье путешествие по Индии и Бирме (1885-86) Оригинал здесь -- http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/suedostasien.html ОТ РЕДАКЦИИ В научном наследии крупнейшего русского индолога XIX в. Ивана Павловича Минаева особое место занимают его индийские дневники. В Индии Минаев побывал трижды -- в 1874--1875, 1880 и 1885-1886 гг. Во время первого путешествия он также посетил Цейлон и Непал, а во время третьего -- Бирму. Результаты путешествия 1874--1875 гг., наиболее продолжительного, обобщены им в известной книге "Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского" (СПб., 1878, части I--II), а также в нескольких исторических, этнографических и публицистических статьях. Однако свои впечатления от второй и третьей поездок И.П. Минаев так и не успел превратить в законченное исследование. Он умер в расцвете творческих сил, оставив после себя свыше 130 опубликованных и ряд незавершенных работ, в том числе -- свои индийские дневники. Путевые заметки обычно пишутся не для современников или потомков, а в первую очередь для самого себя. "Дневники" И.П. Минаева в этом отношении -- не исключение. Свои наблюдения, оценки, настроения и мысли Минаев записывал день за днем и, разумеется, без какой-либо классификации и системы. Мимолетные впечатления и детальные описания, рассуждения разнообразных собеседников, их скрытые намеки и откровенные высказывания, зафиксированные в "Дневниках", он редко сопровождал сколько-нибудь значительными пояснениями. Сам И. П. Минаев в них не нуждался, а с запросами возможных будущих читателей он, естественно, не считался при составлении дневников. Мы имеем основание предполагать, что Минаев хотел по возвращении в Россию превратить их в новый обширный труд или в серию развернутых очерков 1. Напомним, что именно так он поступил с дневником своего первого путешествия. О намерении Минаева опубликовать свои дневники говорят также те немногие страницы, относящиеся, в частности, к путешествию по Бирме, которые отлились в законченную литературную форму в самом процессе записывания. Во всяком случае, можно утверждать без риска впасть в ошибку, что в том виде, в каком путевые заметки двух последних поездок ныне предстают перед читателем, т.е. в их дословном воспроизведении, они не были бы опубликованы самим автором. Дневники Ивана Павловича Минаева нуждаются, таким образом, в пояснениях исторического, социально-экономического, политического, лингвистического и биографического характера. В силу особенностей такого литературного жанра, как дневники, освещение крупнейших событий в Индии и Бирме, которых нередко касаются записи 1880 и 1885--1886 гг., дано очень неравномерно. Порой события изображены необычайно рельефно, порой же -- фрагментарно, показаны только отдельными своими сторонами. Они запечатлены иногда лишь в скупом словесном рисунке, в то время как по смыслу речь идет о многокрасочном полотне, с большим историческим фоном, отлично знакомом автору, но далеко не всем читателям. Ярким примером может послужить краткая фраза, которую 14 февраля 1880 г. И.П. Минаев посвятил Васудеву Балванту Пхадке (см. прим. 68), славному борцу и защитнику угнетенных индийских масс, осужденному в 1879 г. английским судом на бессрочную каторгу: "Пхадке имел чистые, высокие намерения, неудачу его не трудно было предсказать". Минаев ограничился здесь тем, что выразил в немногих словах чувство искреннего преклонения перед Пхадке и одновременно дал верную, но нерасшифрованную оценку его деятельности, нуждающуюся, следовательно, в пояснении,-- в изложении политической биографии Пхадке, истории самого подвига и его значения для освободительной борьбы народов Индии. Пример этот показывает, что задача пояснить в примечаниях смысл отдельных записей (притом записей весьма разнообразного характера) оказалась очень сложным делом. После кончины инициатора и первоначального подготовителя данного издания -- академика
Стр.1