УДК 372.3/4*00
ББК 74.102
Г37
Гербова В.В.
Г37 Конспекты занятий по развитию речи у детей 2–4 лет : метод.
пособие для педагогов дошкольных организаций /
В.В. Гербова. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2021. — 157 с.
ISBN 978-5906992-38-3
В пособии представлены конспекты занятий, основанных на
системе развития речи в разновозрастном детском коллективе или
разновозрастных группах малышей, разработанной автором в соответствии
с ФГОС ДО. Авторская система базируется на игровых
методах и приемах. Занятия систематизированы по тематическому
принципу для проведения их с сентября по май месяц. Конспекты
включают в себя фронтальные занятия, которые можно проводить
с детьми всех возрастов, и занятия с возрастными подгруппами.
В приложении представлены дидактические игры, игры-инсце
нировки, импровизации с движениями, песенки, пальчиковые
игры, а также игры драматизации и сценарии детских праздников.
Методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных
организаций со смешанными группами детей в возрасте 2–4 лет
(младшая разновозрастная группа), воспитателям частных детских
садов, а также воспитателям центров кратковременного пребывания
детей.
УДК 372.3/4*00
ББК 74.102
ISBN 978-5906992-38-3
© Гербова В.В., 2017
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................ 3
Особенности развития речи детей 2–4 лет ................................... 3
Особенности работы по развитию речи в младших разновозрастных
группах ............................................................................ 7
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ................................................... 14
СЕНТЯБРЬ ........................................................................... 15
Прогулки ............................................................................. 15
Игрыинсценировки .............................................................. 17
Хороводные игры .................................................................. 17
ОКТЯБРЬ............................................................................. 19
Игрысюрпризы .................................................................... 19
Фронтальные занятия ............................................................ 20
Занятие 1. Продолжаем знакомить детей друг с другом.
Играимпровизация по стихотворению Н.Пикулевой
«Был у кошки день рождения» ..................................... 20
Занятие 2. Продолжаем рассказывать детям о них самих.
Играинсценировка по сказке Ч. Янчарского «Все едят то,
что любят» ................................................................. 22
Занятие 3. Звуковая культура речи: звук а ......................... 24
Вариант первый. Игры с куклой Аленушкой ................. 24
Вариант второй. Переполох на птичьем дворе ............... 26
Занятие 4. Дидактические игры и упражнения на тему
«Овощи» .................................................................... 28
Вариант первый ......................................................... 28
Вариант второй ......................................................... 29
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 31
Занятие 1 (с детьми 2–3 лет). Чтение немецкой народной
песенки «Три веселых братца»...................................... 31
Занятие 2 (с детьми 3–4 лет). Чтение детям стихотворений
А.Барто из цикла «Игрушки». Заучивание одного из
стихотворений (по выбору воспитателя) ......................... 32
Занятие 3 (с детьми 4 лет). Игры и упражнения с овощами.... 32
НОЯБРЬ .............................................................................. 33
Играсюрприз ....................................................................... 33
Фронтальные занятия ............................................................ 34
Занятие 1. Чтение детям: Е.Чарушин. «Курочка»,
К.Чуковский. «Цыпленок».......................................... 34
154
Стр.155
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук у.
Дидактическая игра «Кто позвал?» ............................... 34
Занятие 3. «Бунт в уголке игрушек» ................................. 36
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 38
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 39
Занятие 1 (с детьми 2—2,5 лет). Дидактическое упражнение
«Поручения» .............................................................. 39
Занятие 2 (с детьми 2–2,5 лет). Дидактическое упражнение
«Что звучит?» ............................................................ 40
Занятие 3 (с детьми 2–3 лет). Чтение стихотворения
И.Сельвинского «Как кого зовут?» .............................. 40
Занятие 4 (с детьми 3–4 лет). Повторение знакомых
стихотворений ............................................................ 41
Занятие 5 (с детьми 4 лет). Рассматривание знакомых детям
сюжетных картинок: «Африка», «Лес» ......................... 42
ДЕКАБРЬ ............................................................................ 42
Игрысюрпризы .................................................................... 42
Фронтальные занятия ............................................................ 43
Занятие 1. Игрыинсценировки на тему «Из чего и как
готовят еду»............................................................... 43
Вариант первый. Сварим суп из овощей ........................ 43
Вариант второй. Учимся готовить творожную запеканку .... 45
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и. Повторение
стихотворения А. Барто «Лошадка» .............................. 47
Занятие 3. Рассказ о приключениях Зеленой Елочки.
Заучивание стихотворения к новогоднему празднику ..... 49
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 51
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 52
Занятие 1 (с детьми 2—2,5 лет). Чтение детям русской народной
песенки «Зайчикпобегайчик по лесу ходил...» .................. 52
Занятие 2 (с детьми 2—2,5 лет). Играем с матрешками ........ 53
Занятие 3 (с детьми 3–4 лет). Дидактическая игра
«Куда что положить»................................................... 53
Занятие 4 (с детьми 3–4 лет). Играинсценировка «Будем
учиться заваривать чай» .............................................. 54
Занятие 5 (с детьми 4 лет). Дидактическое упражнение «Какие
глаза?». Играинсценировка «Наша неваляшка» ............ 56
ЯНВАРЬ .............................................................................. 57
Игрысюрпризы .................................................................... 57
Фронтальные занятия ............................................................ 57
Занятие 1. Играисценировка «Шаг назад — и оглянуться!»
Чтение детям «Тихой сказки» С.Маршака ..................... 57
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук п (п’).
Сюжетноролевая игра «Ярмарка» ............................... 59
Занятие 3. Звуковая культура речи: звук б (б’) .................... 61
155
Стр.156
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 63
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 64
Занятие 1 (с детьми 3,5—4 лет). Умные руки, умные
пальчики ................................................................... 64
Вариант первый. Какая у кого песенка? ........................ 64
Вариант второй. Как на горке снег, снег... .................... 65
ФЕВРАЛЬ ............................................................................ 66
Игрысюрпризы .................................................................... 66
Фронтальные занятия ............................................................ 67
Занятие 1 ....................................................................... 67
Вариант первый. Незнакомка ...................................... 67
Вариант второй. Знакомим детей с Аней,
Митей и Кисом ........................................................... 68
Вариант третий. Кафемороженое .............................. 69
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук м (м’) .................. 70
Занятие 3. Подберем мебель для Элиной комнаты ............... 72
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 72
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 74
Занятие 1 (с детьми 2—2,5 лет). Повторение пройденного
материала (по выбору воспитателя) .............................. 74
Занятие 2 (с детьми 2–3 лет). Рассказывание детям
(без наглядного сопровождения) ................................... 75
Занятие 3 (с детьми 3–4 лет). Играинсценировка
«Про девочку и ее котенка» ......................................... 75
Занятие 4 (с детьми 4 лет). Пальчиковые игры ................... 76
МАРТ ................................................................................. 78
Игрысюрпризы .................................................................... 78
Фронтальные занятия ............................................................ 78
Занятие 1 ....................................................................... 78
Вариант первый. Дидактические игры: «Кто где живет?»
«Где был, не скажу, кого видел, покажу» ....................... 78
Вариант второй. Поможем Эле выбрать одежду
и обувь. Чтение стихотворения А.Шибаева
«Кто кем становится» .................................................. 79
Вариант третий. В зоопарке. Чтение детям одного
из произведений об обитателях зоопарка ........................ 81
Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки к (к’), г (г’).
Игрыимпровизации на стихи А.Усачева «Кто идет?
Куда идет?», Л.Пантелеева «Карусели» ........................ 82
Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин .................... 84
Вариант первый. Рассматривание картины «Коза
с козлятами». Дидактическая игра «Пустите в теремок» .... 84
Вариант второй. Рассматривание картины «Дети играют
в кубики». Дидактическое упражнение «Кто в домике
живет?» ..................................................................... 86
156
Стр.157
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 87
Занятия с возрастными подгруппами ....................................... 89
Занятие 1 (с детьми 2–2,5 лет). Русская народная игра
«Зеркало» ................................................................. 89
Занятие 2 (с детьми 2–3 лет). Дидактическая игра «Покажи,
что нарисовано на картинке» ....................................... 90
Занятие 3 (с детьми 3,5–4 лет). Пальчиковые игры ............. 90
Занятие 4 (с детьми 3–4 лет). Заучивание стихотворений:
«Мамин день» Г.Виеру, «Моя бабушка» С.Капутикян .... 92
АПРЕЛЬ .............................................................................. 92
Игрысюрпризы .................................................................... 92
Фронтальные занятия ............................................................ 93
Занятие 1. Четвероногий друг для Эли. Дидактическая игра
«Помогите, доктор!» .................................................... 93
Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки ф, в ................... 95
Занятие 3. Упражнения на совершенствование речевых
навыков ..................................................................... 98
Занятие 4. Литературный калейдоскоп .............................. 99
Занятия с возрастными подгруппами ..................................... 100
Занятие 1 (с детьми 3,5–4 лет). Чтение в лицах и заучивание
стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька
лесная...» ................................................................ 100
Занятие 2 (с детьми 4 лет). Подготовка к составлению
описательных рассказов ............................................ 100
МАЙ ..................................................................................................... 101
Игрысюрпризы .................................................................. 101
Фронтальные занятия .......................................................... 102
Занятие 1. Идем искать весну ......................................... 102
Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки т, д ................. 102
Занятие 3. Играинсценировка «Спешите, спешите!» ........ 104
Занятие 4. Игра «И вот этак, и вот так» ........................... 105
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ...................................................... 107
ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................... 112
Приложение 1. Литературноречевой материал
для использования на занятиях и вне занятий .............. 112
Приложение 2. Дидактические игры для детей 3–4 лет ....... 124
Приложение 3. Песенки и игры с музыкальным
сопровождением ....................................................... 130
Приложение 4. Сценарии детских праздников ................... 145
157
Стр.158