ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Р. А. БЕЛОШАПКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки магистрантов
51.04.03 Социально-культурная деятельность
Направленность:
Менеджмент социально-культурных проектов и программ
(уровень магистратуры)
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 351.85: 008(075.8)
Печатается по решению
ББК 71.4к4р30я73-9
Б 43
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский Государственный
Педагогический Университет»
Рецензенты:
Аминов С. Р., кандидат культурологии, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
Богач М. А., кандидат педагогических наук, доцент
Сургутского государственного университета
Б 43
Белошапка, Р. А.
Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере : учебно-методическое
пособие : направление подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, направленность «Менеджмент
социально-культурных проектов и программ» / Р. А. Белошапка ; Департамент образования и
молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2021. – 87, [1] с. – Текст: непосредственный.
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения теоретических основ проектов и программ в
социально-культурной сфере обучающихся по образовательной программе магистратуры, направления подготовки
51.04.03. Социально-культурная деятельность, направленность: менеджмент социально-культурных проектов
и программ.
Пособие включает в себя учебно-методический комплект по курсу «Теоретические основы проектов и
программ в социально-культурной сфере»: учебно-тематическое планирование, основное содержание модулей
курса, методическое сопровождение изучаемых тем, содержание, формы и виды самоконтроля и контроля работы
обучающихся.
Предназначено для использования в процессе обучения, подготовке к производственной практике магистрантов,
обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», направленность:
менеджмент социально-культурных проектов и программ.
УДК 351.85: 008(075.8)
ББК 71.4к4р30я73-9
© Белошапка Р.А., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ....................................................................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ................................................................................... 8
1.1. Проект и программа: исторический аспект ................................................................................ 8
1.2. Признаки проекта и программы в социально-культурной сфере .......................................... 19
1.3. Основные принципы социокультурного проектирования ...................................................... 23
1.4. Социально-культурная сфера как область проектирования ................................................... 28
1.5. Технология социально-культурного проектирования ............................................................ 34
1.6. Сущность социально-культурных проблем ............................................................................. 39
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ................................................................................. 47
2.1. Жизненный цикл, фазы проекта и программы ........................................................................ 47
2.2. Прогнозирование в социально-культурном проектировании ................................................ 54
2.3. Моделирование в социально-культурном проектировании ................................................... 59
2.4. Формирование ресурсной базы ................................................................................................. 66
2.5. Экспертиза социально-культурных проектов .......................................................................... 73
2.6. Инновационный социально-культурный проект ..................................................................... 80
Список рекомендуемой литературы ............................................................................................ 86
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Людям, взаимодействующим в современном социуме на всех уровнях жизнедеятельности,
имеющим сегодня высокие стандарты, необходимо качественно и мобильно, порой, оперативно,
уметь анализировать происходящее, определять проблемы, решать конкретные задачи, в частности, в
социокультурной сфере. На протяжении многих десятилетий в сфере организации досуга эффективно
применялись технологии, которые на сегодняшний день уже не совсем актуальны. Это связано с тем,
что данные технологии не позволяли досконально и всеобъемлюще решать современные проблемы.
На смену предыдущим технологиям пришли новые, одна из которых – проектирование.
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных
социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический
подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы
акцентируется нормативная сторона изменений, образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации
и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком
абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и
способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного
или отчетного характера, не является нормативным документом в строгом смысле, который включает
перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы
решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные
управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.
Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает
модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему
с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; втретьих,
задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками
проблемной ситуации.
Термин «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперед) в самом общем смысле означает
процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого объекта, специфическую деятельность,
результатом которой является определение возможных вариантов развития новых процессов и явлений.
Близкими к нему по сути являются понятия планирования, прогнозирования, моделирования,
конструирования и предвидения, однако чаще всего планирование, прогнозирование и моделирование
признаются частью проектной работы.
Определение «социокультурное проектирование» разными авторами представляется как
- управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы,
внутри которой происходит реализация проекта (С. Э. Зуев);
- конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение
социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам (В. А. Луков);
- специфичная плановая деятельность, суть которой состоит в научно обоснованном определении
основных параметров формирования будущих социальных объектов или процессов при максимальном
соблюдении и согласованности интересов общества, социальных слоев и групп, а также
отдельно взятой личности (А. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко);
самое распространенное и устойчивое определение
- специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность,
сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке
целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности),
разработке путей и средств достижения поставленных целей (Г. М. Бирженюк, А. П. Марков).
На соотношение социального и социокультурного проектирования существуют разные точки
зрения: одни авторы признают последнее результатом синтеза социального и культурного проектирования,
им как некое новое образование, имеющее свою специфику; другие считают, что социокультурное
проектирование – это проектирование, осуществляемое в сфере культуры и социальной
жизни, и соответственно, не синтез, а составляющая часть социального проектирования. Точки зрения
авторов на сущность социального и социокультурного проектирования:
научно-практическое «движение» (Д. Б. Дондурей);
тип управленческой деятельности (Г. М. Кузицын, В. И. Курбатов, О. В. Курбатова);
особый тип организации мыслительной работы (В. Л. Глазычев);
инструмент государственной политики (О. И. Генисаретский, Д. М. Булавина);
4
Стр.4
способ создания новых объектов (В. М. Розин);
специфическая плановая деятельность (А. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко);
специфическая творческая деятельность и целенаправленно организуемый процесс социокультурной
коммуникации субъектов (А. П. Марков, Г. М. Бирженюк);
моделирование характеристик объектов для последующего решения (Г. А. Антонюк,
И. В. Бестужев-Лада);
специфическая технология, нацеленная на диагностику проблем (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова);
инновационная, стратегическая деятельность (С. Э. Зуев) и др.
В то же время большинство авторов считает, что социокультурное проектирование осуществляется
в социальном и культурном пространстве, являющемся фундаментальной формой общественного существования
людей и необходимым ресурсом (условием) их социальной и культурной деятельности.
Ряд специалистов считает, что социокультурное проектирование сформировалось в 1980-х гг.
XX в. С этого времени оно все больше рассматривается как особый вид интеллектуальной деятельности,
расширяются сферы применения проектных методов, проникая в культурную и образовательную
деятельность. Все это было обусловлено несколькими причинами: кризисом технологий традиционного
планирования (например, некоторых государственных программ: продовольственной программы,
развития образования и культуры); появлением новых, более сложных задач в сфере экономики,
культуры и образования; верой в проектирование как способ, дающий возможность решить ряд проблем
XX в. – экологическую, образовательную, социальную и др.
Ряд специалистов считает, что в это время стали появляться и развиваться комбинированные
формы проектной деятельности:
развитие художественного и технического проектирования привело к появлению дизайна;
соединение социального и культурного – к появлению социокультурного;
синтез социального, духовного и педагогического – к появлению идеологического проектирования
и т. д.
Под социокультурным проектированием в общем смысле понимается конструирование индивидом,
группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного
по месту, времени и ресурсам. Социокультурное проектирование все больше рассматривается
как особый вид интеллектуальной деятельности, расширяются сферы применения проектных методов,
проникая в культурную и образовательную деятельность. Это было обусловлено несколькими
причинами: кризисом технологий традиционного планирования (например, некоторых государственных
программ: продовольственной программы, развития образования и культуры); появлением новых, более
сложных задач в сфере экономики, культуры и образования; верой в проектирование как способ, дающий
возможность решить ряд проблем XX в. – экологическую, образовательную, социальную и др.
Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает
деятельность, способствующую разрешению конкретной ситуации:
разрабатывает модель того, что «должно случиться» в соответствии с наличными ресурсами;
соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства
достижения цели (можно экспериментировать);
задает обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками
проблемной ситуации;
ориентация на обязательное изменение к лучшим вариантам решения проблем.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее
в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение,
противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме
(задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования
и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством
сохранения или совершенствования социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих
(как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам, а также – созданием
и реализацией нового социокультурного продукта. При этом следует отметить потенциальное
многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными
представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений),
зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов,
так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной
и культурной целостности.
5
Стр.5
Социокультурное проектирование относится к инновационной технологии, так как с её помощью
происходит изменение к лучшему, преобразование реальности, создание новых объектов в социокультурной
сфере. С помощью данной технологии возможно эффективно решать самые разные
нестандартные задачи, актуальные проблемы в социокультурной сфере, выстраивая логичную цепочку
процесса решения актуальной проблемы: анализ проблемы → причины создавшейся проблемы →
определение цели и задач → определение путей решения проблемы → разработка мероприятий проекта
→ реализация → анализ результатов. Технология социокультурного проектирования опирается
на методологию и логику создания социально-культурных явлений и объектов. Чтобы выявить причину
создавшейся проблемы, необходимо рассматривать, анализировать всю совокупность обстоятельств
и факторов, препятствующих решению создавшейся ситуации. В качестве результата будет
социально-культурный проект, являющийся предполагаемой моделью будущего.
Социокультурное проектирование представляет возможности для продуктивного и результативного
творческого мышления, самостоятельного выбора форм, методов и средств в процессе разработки
и реализации нового продукта – проекта, способности к проектным изменениям к лучшему при
минимальных или ограниченных ресурсах. Вместе с этим планирование технологично, так как выстраивается
с определенной последовательностью действий на базе соответствующих традиционных
и инновационных социально-культурных практик.
Овладение основами социально-культурного проектирования современными специалистами социокультурной
сферы необходимо, так как данная технология дает широкую возможность ее применения во
всех сферах организации досуга и решения проблем в социокультурной сфере в целом, что связано с проектированием
новейших разработок различных мероприятий на научно-обоснованной основе, с применением
современных управленческих технологий. Социально-культурное проектирование способно объединять
все профессии социально-культурной сферы, что позволяет эффективно, обстоятельно, оптимально
решать консультативно-методические, организационно-управленческие, аналитические профессиональные
функции. Это обеспечивает конкурентоспособность специалистов, совершенствования их
профессионального опыта и компетентности. Именно поэтому проектная технология характерна для художественного
и научного творчества, социокультурного управления, социокультурной коммуникации.
Весь процесс проектирования, каждый его этап (разработка, реализация, продвижение) носят
коммуникативный и коммуникабельный характер. Коммуникация происходит с командой проекта,
участниками проекта, аудиторией проекта, социальными партнерами, со специалистами из самых
различных областей, с донорами, поддерживающими проект всевозможными ресурсами, с представителями
власти на самых разных уровнях и др.
Технологическая сущность социально-культурного проектирования конкретно и точно просматривается
в составляющих элементах интеллектуальной деятельности. Именно поэтому, структура
социально-культурного проектирования является многоуровневой, включающая в себя ценности,
объекты проектирования, целеполагание, методы и средства, материал.
В связи с тем, что обучение магистрантов по направлению подготовки 51.04.03 Социальнокультурная
деятельность, имеет направленность «Менеджмент социально-культурных проектов и
программ», особое место в процессе освоения направления занимает проектирование.
Учебно-методическое пособие «Теоретические основы проектов и программ в социальнокультурной
сфере» раскрывает теоретические аспекты, сущность и методологию проектов и программ
в социально-культурной сфере.
Цель: способствовать освоению студентами теоретических основ и практических умений в социально-культурном
проектировании.
грамм в социально-культурной сфере;
- оценивать сущность разработки проектов и программ в социально-культурной сфере.
Задачи учебной дисциплины:
- анализировать, сравнивать, выделять особенности теоретических аспектов проектов и проПланируемые
результаты обучения
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-1 – способность организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения
и социокультурного проектирования.
ПК-1 – способность ставить задачи научного исследования, выбирать методы экспериментальной
работы, содержательно интерпретировать результаты научных исследований, внедрять инновационные
достижения науки в деятельность учреждений социально-культурной сферы.
6
Стр.6
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
- исторический аспект социокультурного проектирования;
- отличие проекта от программы в области социокультурного проектирования;
- содержательные особенности социально-культурной сферы как области исследования;
- логику и технологию обоснования замысла, методы проектов и программ в области и социокультурного
проектирования;
- структуру проектов и программ в области социокультурного проектирования;
- о способах внедрения инновационных достижений науки в проекты и программы социально-культурной
сферы;
- жизненный цикл, фазы проекта и программы;
уметь:
- раскрывать понятия проекта, программы в области социокультурного проектирования;
- выделять признаки проекта и программы в области социокультурного проектирования;
- характеризовать основные принципы проекта и программы в социокультурного проектирования;
- ставить задачи научного исследования в проектах и программах социальнокультурной сферы;
- выбирать методы работы в процессе исследования и разработки проектов и программ;
владеть:
- способами описания классификации социально-культурных проектов и программ;
- способами описания видов проектов и программ в области социокультурного проектирования
(исследовательские, творческие, управленческие);
- способами объяснения сущности жизненного цикла, фаз проекта и программы в области социокультурного
проектирования;
- способами ставить задачи научного исследования, выбирать методы экспериментальной работы,
бот в области социокультурного проектирования;
- методами формирования ресурсной базы;
иметь опыт:
- организации исследовательских и проектных работ в области социокультурного проекно-культурной
сфере.
внедрять инновационные достижения науки в деятельность учреждений социально-культурной сферы;
- методами анализа внутреннего и внешнего окружения, исследовательских и проектных ратирования;
-
оценивания, содержательной интерпретации результатов научных исследований в социаль7
Стр.7