Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере (220,00 руб.)

0   0
АвторыБелошапка Римма Анатольевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц88
ID818457
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для изучения теоретических основ проектов и программ в социально-культурной сфере обучающихся по образовательной программе магистратуры, направления подготовки 51.04.03. Социально-культурная деятельность, направленность: менеджмент социально-культурных проектов и программ. Пособие включает в себя учебно-методический комплект по курсу «Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере»: учебно-тематическое планирование, основное содержание модулей курса, методическое сопровождение изучаемых тем, содержание, формы и виды самоконтроля и контроля работы обучающихся. Предназначено для использования в процессе обучения, подготовке к производственной практике магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», направленность: менеджмент социально-культурных проектов и программ.
Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере : учебно-методическое пособие : направление подготовки магистрантов 51.04.03 Социально-культурная деятельность. Направленность: Менеджмент социально-культурных проектов и программ (уровень магистратуры) / Р. А. Белошапка .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/818457 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические_основы_проектов_и_программ_в_социально-культурной_сфере.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Р. А. БЕЛОШАПКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки магистрантов 51.04.03 Социально-культурная деятельность Направленность: Менеджмент социально-культурных проектов и программ (уровень магистратуры) Сургут, 2021
Стр.1
УДК 351.85: 008(075.8) Печатается по решению ББК 71.4к4р30я73-9 Б 43 Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский Государственный Педагогический Университет» Рецензенты: Аминов С. Р., кандидат культурологии, доцент Сургутского государственного педагогического университета Богач М. А., кандидат педагогических наук, доцент Сургутского государственного университета Б 43 Белошапка, Р. А. Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере : учебно-методическое пособие : направление подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, направленность «Менеджмент социально-культурных проектов и программ» / Р. А. Белошапка ; Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 87, [1] с. – Текст: непосредственный. Учебно-методическое пособие предназначено для изучения теоретических основ проектов и программ в социально-культурной сфере обучающихся по образовательной программе магистратуры, направления подготовки 51.04.03. Социально-культурная деятельность, направленность: менеджмент социально-культурных проектов и программ. Пособие включает в себя учебно-методический комплект по курсу «Теоретические основы проектов и программ в социально-культурной сфере»: учебно-тематическое планирование, основное содержание модулей курса, методическое сопровождение изучаемых тем, содержание, формы и виды самоконтроля и контроля работы обучающихся. Предназначено для использования в процессе обучения, подготовке к производственной практике магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», направленность: менеджмент социально-культурных проектов и программ. УДК 351.85: 008(075.8) ББК 71.4к4р30я73-9 © Белошапка Р.А., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ................................................................................... 8 1.1. Проект и программа: исторический аспект ................................................................................ 8 1.2. Признаки проекта и программы в социально-культурной сфере .......................................... 19 1.3. Основные принципы социокультурного проектирования ...................................................... 23 1.4. Социально-культурная сфера как область проектирования ................................................... 28 1.5. Технология социально-культурного проектирования ............................................................ 34 1.6. Сущность социально-культурных проблем ............................................................................. 39 РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ................................................................................. 47 2.1. Жизненный цикл, фазы проекта и программы ........................................................................ 47 2.2. Прогнозирование в социально-культурном проектировании ................................................ 54 2.3. Моделирование в социально-культурном проектировании ................................................... 59 2.4. Формирование ресурсной базы ................................................................................................. 66 2.5. Экспертиза социально-культурных проектов .......................................................................... 73 2.6. Инновационный социально-культурный проект ..................................................................... 80 Список рекомендуемой литературы ............................................................................................ 86 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Людям, взаимодействующим в современном социуме на всех уровнях жизнедеятельности, имеющим сегодня высокие стандарты, необходимо качественно и мобильно, порой, оперативно, уметь анализировать происходящее, определять проблемы, решать конкретные задачи, в частности, в социокультурной сфере. На протяжении многих десятилетий в сфере организации досуга эффективно применялись технологии, которые на сегодняшний день уже не совсем актуальны. Это связано с тем, что данные технологии не позволяли досконально и всеобъемлюще решать современные проблемы. На смену предыдущим технологиям пришли новые, одна из которых – проектирование. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; втретьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Термин «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперед) в самом общем смысле означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого объекта, специфическую деятельность, результатом которой является определение возможных вариантов развития новых процессов и явлений. Близкими к нему по сути являются понятия планирования, прогнозирования, моделирования, конструирования и предвидения, однако чаще всего планирование, прогнозирование и моделирование признаются частью проектной работы. Определение «социокультурное проектирование» разными авторами представляется как - управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта (С. Э. Зуев); - конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам (В. А. Луков); - специфичная плановая деятельность, суть которой состоит в научно обоснованном определении основных параметров формирования будущих социальных объектов или процессов при максимальном соблюдении и согласованности интересов общества, социальных слоев и групп, а также отдельно взятой личности (А. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко); самое распространенное и устойчивое определение - специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей (Г. М. Бирженюк, А. П. Марков). На соотношение социального и социокультурного проектирования существуют разные точки зрения: одни авторы признают последнее результатом синтеза социального и культурного проектирования, им как некое новое образование, имеющее свою специфику; другие считают, что социокультурное проектирование – это проектирование, осуществляемое в сфере культуры и социальной жизни, и соответственно, не синтез, а составляющая часть социального проектирования. Точки зрения авторов на сущность социального и социокультурного проектирования:  научно-практическое «движение» (Д. Б. Дондурей);  тип управленческой деятельности (Г. М. Кузицын, В. И. Курбатов, О. В. Курбатова);  особый тип организации мыслительной работы (В. Л. Глазычев);  инструмент государственной политики (О. И. Генисаретский, Д. М. Булавина); 4
Стр.4
 способ создания новых объектов (В. М. Розин);  специфическая плановая деятельность (А. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко);  специфическая творческая деятельность и целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов (А. П. Марков, Г. М. Бирженюк);  моделирование характеристик объектов для последующего решения (Г. А. Антонюк, И. В. Бестужев-Лада);  специфическая технология, нацеленная на диагностику проблем (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова);  инновационная, стратегическая деятельность (С. Э. Зуев) и др. В то же время большинство авторов считает, что социокультурное проектирование осуществляется в социальном и культурном пространстве, являющемся фундаментальной формой общественного существования людей и необходимым ресурсом (условием) их социальной и культурной деятельности. Ряд специалистов считает, что социокультурное проектирование сформировалось в 1980-х гг. XX в. С этого времени оно все больше рассматривается как особый вид интеллектуальной деятельности, расширяются сферы применения проектных методов, проникая в культурную и образовательную деятельность. Все это было обусловлено несколькими причинами: кризисом технологий традиционного планирования (например, некоторых государственных программ: продовольственной программы, развития образования и культуры); появлением новых, более сложных задач в сфере экономики, культуры и образования; верой в проектирование как способ, дающий возможность решить ряд проблем XX в. – экологическую, образовательную, социальную и др. Ряд специалистов считает, что в это время стали появляться и развиваться комбинированные формы проектной деятельности:  развитие художественного и технического проектирования привело к появлению дизайна;  соединение социального и культурного – к появлению социокультурного;  синтез социального, духовного и педагогического – к появлению идеологического проектирования и т. д. Под социокультурным проектированием в общем смысле понимается конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Социокультурное проектирование все больше рассматривается как особый вид интеллектуальной деятельности, расширяются сферы применения проектных методов, проникая в культурную и образовательную деятельность. Это было обусловлено несколькими причинами: кризисом технологий традиционного планирования (например, некоторых государственных программ: продовольственной программы, развития образования и культуры); появлением новых, более сложных задач в сфере экономики, культуры и образования; верой в проектирование как способ, дающий возможность решить ряд проблем XX в. – экологическую, образовательную, социальную и др. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает деятельность, способствующую разрешению конкретной ситуации:  разрабатывает модель того, что «должно случиться» в соответствии с наличными ресурсами;  соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели (можно экспериментировать);  задает обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации;  ориентация на обязательное изменение к лучшим вариантам решения проблем. В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или совершенствования социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам, а также – созданием и реализацией нового социокультурного продукта. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. 5
Стр.5
Социокультурное проектирование относится к инновационной технологии, так как с её помощью происходит изменение к лучшему, преобразование реальности, создание новых объектов в социокультурной сфере. С помощью данной технологии возможно эффективно решать самые разные нестандартные задачи, актуальные проблемы в социокультурной сфере, выстраивая логичную цепочку процесса решения актуальной проблемы: анализ проблемы → причины создавшейся проблемы → определение цели и задач → определение путей решения проблемы → разработка мероприятий проекта → реализация → анализ результатов. Технология социокультурного проектирования опирается на методологию и логику создания социально-культурных явлений и объектов. Чтобы выявить причину создавшейся проблемы, необходимо рассматривать, анализировать всю совокупность обстоятельств и факторов, препятствующих решению создавшейся ситуации. В качестве результата будет социально-культурный проект, являющийся предполагаемой моделью будущего. Социокультурное проектирование представляет возможности для продуктивного и результативного творческого мышления, самостоятельного выбора форм, методов и средств в процессе разработки и реализации нового продукта – проекта, способности к проектным изменениям к лучшему при минимальных или ограниченных ресурсах. Вместе с этим планирование технологично, так как выстраивается с определенной последовательностью действий на базе соответствующих традиционных и инновационных социально-культурных практик. Овладение основами социально-культурного проектирования современными специалистами социокультурной сферы необходимо, так как данная технология дает широкую возможность ее применения во всех сферах организации досуга и решения проблем в социокультурной сфере в целом, что связано с проектированием новейших разработок различных мероприятий на научно-обоснованной основе, с применением современных управленческих технологий. Социально-культурное проектирование способно объединять все профессии социально-культурной сферы, что позволяет эффективно, обстоятельно, оптимально решать консультативно-методические, организационно-управленческие, аналитические профессиональные функции. Это обеспечивает конкурентоспособность специалистов, совершенствования их профессионального опыта и компетентности. Именно поэтому проектная технология характерна для художественного и научного творчества, социокультурного управления, социокультурной коммуникации. Весь процесс проектирования, каждый его этап (разработка, реализация, продвижение) носят коммуникативный и коммуникабельный характер. Коммуникация происходит с командой проекта, участниками проекта, аудиторией проекта, социальными партнерами, со специалистами из самых различных областей, с донорами, поддерживающими проект всевозможными ресурсами, с представителями власти на самых разных уровнях и др. Технологическая сущность социально-культурного проектирования конкретно и точно просматривается в составляющих элементах интеллектуальной деятельности. Именно поэтому, структура социально-культурного проектирования является многоуровневой, включающая в себя ценности, объекты проектирования, целеполагание, методы и средства, материал. В связи с тем, что обучение магистрантов по направлению подготовки 51.04.03 Социальнокультурная деятельность, имеет направленность «Менеджмент социально-культурных проектов и программ», особое место в процессе освоения направления занимает проектирование. Учебно-методическое пособие «Теоретические основы проектов и программ в социальнокультурной сфере» раскрывает теоретические аспекты, сущность и методологию проектов и программ в социально-культурной сфере. Цель: способствовать освоению студентами теоретических основ и практических умений в социально-культурном проектировании. грамм в социально-культурной сфере; - оценивать сущность разработки проектов и программ в социально-культурной сфере. Задачи учебной дисциплины: - анализировать, сравнивать, выделять особенности теоретических аспектов проектов и проПланируемые результаты обучения Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1 – способность организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования. ПК-1 – способность ставить задачи научного исследования, выбирать методы экспериментальной работы, содержательно интерпретировать результаты научных исследований, внедрять инновационные достижения науки в деятельность учреждений социально-культурной сферы. 6
Стр.6
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать: - исторический аспект социокультурного проектирования; - отличие проекта от программы в области социокультурного проектирования; - содержательные особенности социально-культурной сферы как области исследования; - логику и технологию обоснования замысла, методы проектов и программ в области и социокультурного проектирования; - структуру проектов и программ в области социокультурного проектирования; - о способах внедрения инновационных достижений науки в проекты и программы социально-культурной сферы; - жизненный цикл, фазы проекта и программы; уметь: - раскрывать понятия проекта, программы в области социокультурного проектирования; - выделять признаки проекта и программы в области социокультурного проектирования; - характеризовать основные принципы проекта и программы в социокультурного проектирования; - ставить задачи научного исследования в проектах и программах социальнокультурной сферы; - выбирать методы работы в процессе исследования и разработки проектов и программ; владеть: - способами описания классификации социально-культурных проектов и программ; - способами описания видов проектов и программ в области социокультурного проектирования (исследовательские, творческие, управленческие); - способами объяснения сущности жизненного цикла, фаз проекта и программы в области социокультурного проектирования; - способами ставить задачи научного исследования, выбирать методы экспериментальной работы, бот в области социокультурного проектирования; - методами формирования ресурсной базы; иметь опыт: - организации исследовательских и проектных работ в области социокультурного проекно-культурной сфере. внедрять инновационные достижения науки в деятельность учреждений социально-культурной сферы; - методами анализа внутреннего и внешнего окружения, исследовательских и проектных ратирования; - оценивания, содержательной интерпретации результатов научных исследований в социаль7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.