Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемеровский государственный институт культуры , Шунков А. В., Умнова И. Г., Поморцева Н. В., Ртищева О. В.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц320
ID816811
АннотацияВ сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Большинство представленных в двух разделах «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» и «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства» исследовательских и методических концепций авторов (ученых-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, студентов и магистрантов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья) обнаруживают неослабевающий интерес к национальным истокам, духовному наследию, культурным традициям народов. В сборнике объединяются материалы теоретиков и практиков из Китайской Народной Республики, Объединённых Арабских Эмиратов и Республики Беларусь, Казахстана и различных регионов России.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0277-5
УДК78
ББК85.31
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сборник научных статей. Вып. 9. / ред. А. В. Шунков; И. Г. Умнова, Н. В. Поморцева; пер. О. В. Ртищева; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2022 .— 320 с. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0635-3 .— ISBN 978-5-8154-0277-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/816811 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Министерство культуры и национальной политики Кузбасса Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Факультет музыкального искусства МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 9 Кемерово 2022 1
Стр.1
УДК 78 ББК 85.31 М89 А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент, Редакционная коллегия: В. И. Марков, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения ректор Кемеровского государственного института культуры (гл. редактор) Рецензенты: Кемеровского государственного института культуры; Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, проректор по научной и инновационной деятельности Кемеровского государственного института культуры; С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, доцент ВАК, Составители и научные редакторы: профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России (1-й раздел); Н. В. Поморцева, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры (2-й раздел) Перевод: О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры М89 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.); сост. и науч. ред.: И. Г. Умнова, Н. В. Поморцева ; пер. О. В. Ртищевой. – Кемерово : КемГИК, 2022. – Вып. 9. – 320 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0635-3 В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств. УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0635-3 © Авторы статей, 2022 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2022 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Содержание девятого выпуска сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» во многом обусловлено тем, что в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. В то же время публикуемые в разделах сборника материалы, как и в предыдущих выпусках, охватывают широкий круг вопросов, актуальных не только в музыкальной этнографии и фольклористике, краеведении и культурологии, но в педагогике и методике музыкального воспитания, музыкальном исполнительстве. Большинство представленных в двух разделах («Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» и «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства») исследовательских и методических концепций авторов (ученых-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, студентов и магистрантов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья) обнаруживают неослабевающий интерес к национальным истокам, духовному наследию, культурным традициям народов. В сборнике объединяются материалы теоретиков и практиков из Китайской Народной Республики, Объединённых Арабских Эмиратов и Республики Беларусь, Казахстана и различных регионов России. Значительная часть первого раздела сборника отведена для обсуждения проблем становления и развития культурных традиций разных народов. Состояние наследия малочисленного народа Арктики (музыкальный фольклор энцев) интересует О. Э. Добжанскую; использование древних барабанов в Южной и Юго-Восточной Азии (традиционный музыкальный инструментарий) описывают Т. В. Карташова и В. Ю. Антипова. Героический эпос олонхо и образцы песенного фольклора в операх композиторов Якутии изучается И. Г. Чичковой. Трансформации культурного наследия славян анализируются в песенной традиции старожилов Западной Сибири Т. А. Котляровой и В. А. Котляровой, а рудименты славянской музыкальной культуры обнаружены в исполнительстве группы «Грай» А. А. Киселёвой и Е. А. Зайцевой. Переплетение традиций и новаций с разных ракурсов рассматривается А. С. Едакиной (на примере инструментальной музыки современных уральских композиторов), Т. С. Лизуновой (в характеристике разножанровой баянной музыки), В. С. Захарченко и Л. А. Матвеевой (в анализе творчества для детей композиторов Дальнего Востока России). Авторов, наряду с наследием, характеризующим жизнь повседневную, светскую, привлекает изучение опыта духовной жизни, поэтому в разделе публикуются статьи Т. С. Стенюшкиной и Э. В. Крымовой о русских духовных стихах, М. В. Сиксимовой о малоизученных исторических фактах, связанных с формированием и развитием церковно-певческой хоровой культуры в Царицыне на рубеже XIX–XX веков. Внимание ряда исследователей сконцентрировано на наследии маститых композиторов и деятельности самобытных исполнителей: транскрипции знаменитой чаконы И. С. Баха описывает А. А. Картавая, в контексте школы Сезара Франка трактуются романтические традиции во французской камерно-инструментальной музыке А. С. Старостиной, о русской стилистике размышляют Е. В. Смирнова и Д. Д. Максимова. Художественные особенности транскрипции Ф. Листа баллады Ф. Шуберта «Лесной царь» анализирует Жэнь Пэйюань; И. А. Комар и А. А. Тихомирова предлагают обзор научно-исследо3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………………………………… 3 Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Добжанская О. Э. История изучения музыкальной культуры энцев: междисциплинарный дискурс………………………………………………………………………….... 6 Карташова Т. В., Антипова В. Ю. Феномен парных мембранофонов в культурах Южной и Юго-Восточной Азии…………………………………………………………. 13 Чичкова И. Г. Роль героического эпоса олонхо и образцов песенного фольклора в операх композиторов Якутии………………………………………………………….. 18 Едакина А. С. Трансформация фольклора в музыке современных уральских композиторов………………………………………………………………………………….. 24 Киселева А. А., Зайцева Е. А. Рудименты славянской музыкальной культуры в исполнительстве группы «Грай»…………………………………………………………… 29 Котлярова Т. А., Котлярова В. А. Трансформация песенной традиции старожилов Западной Сибири………………………………………………………………………….. 34 Стенюшкина Т. С., Крымова Э. В. Особенности музыкальной и поэтической стилистики духовных стихов……………………………………………………………….. 37 Лизунова Т. С. Жанровая палитра современной музыки для баяна…………………... 44 Максимова Д. Д. Новаторство в русском стиле игры на гитаре Сергея Руднева……. 49 Шабаев Э. Р., Звонков Д. А. Становление новосибирской школы обучения игре на балалайке………………………………………………………………………………...… 55 Евдущенко Д. А., Тихомирова А. А., Дударенко П. Ф. Исполнительская и педагогическая деятельность Р. А. Лагонды: взгляд из XXI века…………………………... 60 Цзинбо Чэнь. Размышления о некоторых теоретических и исторических аспектах фортепианного исполнительства………………………………………………………… 66 Вдовенко С. В. Развитие концертмейстерского искусства Якутии в 40–60-е годы ХХ века…………………………………………………………………………………….. 70 Ивачева Д. А. Театральность в философском дискурсе……………………………….. 76 Сиксимова М. В. Хоровое исполнительство и храмовая архитектура как часть культурного ландшафта Царицына……………………………………………………… 82 Сюе Юйбо. Вокальные произведения композиторов второй половины XX века на стихи китайских поэтов: научно-исследовательская мысль и музыкальная практика……………………………………………………………………………………...…. 88 Цзи Цзэюй, Гуревич В. А. Особенности звучания гитары в творчестве современных китайских композиторов………………………………………………………………… 95 Кирсанова А. Д., Чалдина Ю. И., Кравченко Ю. Г., Шишкина М. В. Музыкальное воплощение образов стихотворения А. С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» в романсах русских композиторов……………………………………………………..... 99 Смирнова Е. В. Российский композитор Татьяна Чудова: «Сочинять нужно ради того, чтобы сочинять»……………………………………………………………………. 106 317
Стр.317
Матвеева Л. А., Захарченко В. С. Художественный мир детства в творчестве композиторов Дальнего Востока России……………………..………………………… 112 Картавая А. А. Чакона И. С. Баха из партиты № 2 для скрипки соло ре минор в транскрипциях…………………………………………..……………………………… 120 Старостина А. С. Преломление романтических традиций во французской камерно-инструментальной музыке второй половины XIX столетия: школа Сезара Франка……………………………………………………………………………………. 130 Каменских М. С. Становление и развитие монотембрового виолончельного ансамбля от барокко до современности…………………………………………………… 137 Нагайчук Н. Г., Третенков В. М. Путь становления джазового коллектива Анатолия Берестова……………………………………………………………………………... 143 Комар И. А., Тихомирова А. А. Сонорика в музыкальной композиции второй половины ХХ века: теория и практика……………………………………………………….. 147 Умнова И. Г. «Рок» Кима Брейтбурга: к проблеме авторского мюзикла……………. 162 Жэнь Пэйюань. Художественные особенности переложения для фортепиано баллады Ф. Шуберта «Лесной царь» Ф. Листа…………………………………………. 168 Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Котляров М. Г., Котлярова Т. А. Влияние цифровых платформ на сохранение и актуализацию традиционной музыкальной культуры…………..…………………… 172 Потешкина О. И. Принципы раннего обучения детей музыкальному фольклору в учреждениях общего или дополнительного образования…………………………… 176 Солод А. А. Фольклорный ансамбль как средство воспитания детей………………... 181 Гулая А. С. Вокальная и психологическая подготовка исполнителей народной песни к концертному выступлению………………………………………………………… 184 Шорохова И. В., Яруцкая Л. Н. Лидерство как важнейшее профессиональное качество современного руководителя хорового коллектива………………………….. 188 Се Сяоцао. Роль дирижерского жеста хормейстера в интерпретации музыкального сочинения………………………………………………………………………………… 195 Шалкевич А. П. Хоровое пение как процесс формирования творческих способностей детей…………………………………………………………………………………. 200 Кокина О. С. Формирование интереса к вокально-хоровому искусству в творческом коллективе общеобразовательной школы……………………………………………… 207 Барабаш Т. В. Актуальные методы профессиональной подготовки студентавокалиста в условиях дистанционного обучения……………………….……………... 215 Тихомирова А. А. Курс сольфеджио для вокалистов в аспекте историко-стилевого подхода…………………………………………………………………………………….. 222 Гончарова Е. А., Короткова В. А. Эстрадный вокальный ансамбль как форма организации педагогического процесса……………………………………………….…….. 227 Пригодич Е. О. Ансамблевые формы работы на занятиях по фортепиано как средство развития исполнительских навыков студентов вуза……………….…………….. 231 Ян Аожань. Здоровьесберегающие технологии как средство преодоления сценического волнения пианиста………………………………………………………………… 237 318
Стр.318
Шешуков А. А. Комплекс упражнений для формирования и развития исполнительского дыхания на лабиальных духовых инструментах………………………………... 242 Мицкевич Н. А., Доронина В. О. Особенности переложения скрипичных произведений для домры………………………………………………………………….…… 247 Никульникова Н. В. Культура звука домриста как объект педагогического исследования…………………………………………………………………………..………….. 251 Рябчевская Ж. А., Лопатин П. В. Освоение жанра старинной сюиты в классе гитары…………………………………………………………………………….………. 258 Безменникова С. Н. Профессиональная компетентность преподавателя народных инструментов как фактор формирования имиджа организации дополнительного образования………………………………………………………………………………... 263 Стерхова В. С. Профориентация учащихся ДМШ и ДШИ для поступления в профессиональные учебные заведения искусства и культуры: проблемы и пути их решения………………………………………………………………………………… 267 Егорова С. П., Добжанская О. Э. Постановка мюзикла как путь развития музыкальных и творческих способностей учащихся ДШИ………………………………… 274 Мороз Т. И., Емельянова А. А. Игровые технологии на уроках музыки в средних классах…………………………………………………………………………………….. 279 Лопатин П. В. Дисмузия – музыкальная дислексия: проблемы и методы их решения…………………………………………………….……………………………… 285 Жук А. В., Поморцева Н. В. Специфика работы с младшими школьниками с ОВЗ на уроках слушания музыки………………………….…………………...……………… 290 Сюн Сяосяо. Эмоциональное развитие дошкольников на уроках музыки в Китае: приемы и инструменты……………………………………………….…………………. 295 Бархатова А. Ю., Захарченко В. С. Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе музыкального воспитания…………………………………. 300 Савчук О. А., Поморцева Н. В. Коррекционные возможности логоритмических игр и упражнений в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием речи……………………………………………..….………………… 306 Сведения об авторах…...……………………………………...……………………….. 311 319
Стр.319

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.