K**l
.^^'JSV. *
r#C
ІЖ*
йг :
» ;
.•ч^
*
ЖШ
>ІЗ
^
if ^ П
;
Стр.1
«^
-t>>n иА^мыь^и?,
/ /
О
'I
ФИ ЛОСОФІИ XYII и
ДЕСЯТЬ штньшь ЛЕКЦШ
XYIII
Silf
ПРОФЕССОРА МОСКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА
ш ч.шь ш
£ FfOfI I
ЧИТАННЫЯ ВЪ АУДИТОРІИ ПОЛИТИХНИЧЕСКАГО МУЗЕЯ.
•^(|ч$^ -
И)1
№ •
1890-91
МОСКВА.
\,
Ш^2
'^Шт
<і
с
^
BB.
'yutyik*
Т
l «
жЗп' * 1
Стр.2
ОСНОВНЫЕ ОПРОСЫ ФйЛОСйФІИ
Х І І и XY1X1 вв ^
ЛВКЩЯ 10
ОБЩЕЕ ВВРВНІЕг ЗАДАЧИ фйЛОСОФІЙ И. ИСТОРІЛ ФйЛОСОФІЙ, ЗНАЧЕН1В
ФйЛОСОФІИ ДРЕВНЕЙ И СРЕДКЕВЪКОВОЙ.
Млі.Гг.,
Исторія съ изв стной точки зр нія - наука психологическая и потому
субъективная. Она изучаетъ духовную жизнь ч лов ческихъ обществъ и от -
д льных-ь личностей, - правда не законы, но все же факты и документы этой
жизни, челов ческіе поступки и д ла, какъ выраженія процесса духовнаго
развитія и пОстепеннаго' совершенствования челов ческаго рода, А такъ
какъ внутренняя психическая жизнь другихъ личностей недоступна нашему
знанію непосредственно, такъ какъ, видя вн шнее ея проявлені , мы дол -
жны сами догадываться о мотивахъ пост^пкахъ, о ц ляхъ и стремл@«іяхъ
личностей, творящихъ исторію челов чества. движущихъ впередъ или тор -
мозящихъ его развитіе, - догадки же эти опираются на аналогіи нашихъ собственныхъ
мотивовъ, стремленій и ц лей, то ксторія не можетъ н быть въ
ийв стной м р наукою субъективною. Историкъ, дал , выдвигаетъ на пе •
-
редній планъ рядъ личностей, которыя кажутся ему выразителями внутрен -
няго смысла эпохи, овъ признаетъ изв стныя.событія особенно важными я
р шающими въ ряду другихъ, напр,,одинъ - крестовые походы, другой - н -
мецкую р формацію или французскую революцію. Конечно онъ руководится при
этомъ не только ВН ШНІШЙ объективными признаками взаимнаго отношения
личностей и событій, ибо эти признаки часто сбивчивы и противор чивы и
не все то. что производитъ шумъ и трескъ, велико и важно: главою руководящею
нитью въ оц нк значонія отд льныхъ личностей и событій въ ход
міроваго развитія являются для историка его собствещшя уб жденія о
томъ, что всего важн е для челов ка и ч лов чества, куда направляется
^х ъ развитіе, какія ц ли и идеалы должны руководить лучшими людьми, если
они хотятъ вести народъ по пути прогресса. Исъ этой стороны, сл довательно^иеторія
также наука субъективная, т сно связанная съ душевным*
строемъ самого историка. Ісли-бы историкъ захот лъ устранить изъ своего
пов ствованія всякое истЬлкованіе истинныхъ причинъ и внутранняго смысла
людей и явленій въ связм съ евойственнымъ ему самому поиимані мъ
О сятГпублйчныхГл5кційг
читанныхъ въ Московскомъ ПОЛИТЙХНЙЧ СКОМ*
І^узе зимою Х8а0-1881 годао
''Шл^іоіІГ^^^.фшос.
съ разр.г. Профее. Лист
^ i„fie
Стр.4
™ 4- =душевной
жизни и въ завие-имобти отъ его лмчныжъ йдеаловъ добра, истины,
красоты, прогресса, то онъ бы далъ намъ не исторію той или другой впо -
хм* того или другого народа, а сухой и скучный перечень вн шнихъ фак -
товъ, непонятную и ИЙ ДЛЯ кого незанимательную ем ну людей и происпг -
стйій. й..наоборотъ: ч мъ бол е историкъ вноситъ въ анализъ людей и со -
бытій вйутреиняг-) ев та, субъективной правды своик собетв.енныхъ уб жденій,
страстной преданности своииъ личнымъ идеалами„т м^ онъ выше какъ
историкъ, т м* онъ глубже проникнетъ самъ и, введ іъ насъ в^ интимную ла»
бораторію того творческаго процесса, посредетвомъ котораго челов чество
ъ настоящему непрерывке поглощаетъ въ себя свое прошедшее и созидаетъ
свое будущее» Конечно все это н© только не исключаетъ» но прямо пр дполагаетъ
точное знакіе самихъ людей и событій въ ихъ вн шнихъ чертахъ,в(
ъ
ихъ вн щней связи и поел доват льности, Можно утверждать лишь то, что
при прочихъ равныхъ условіяхъ иеторикъ съ твердыми и ясными мечтами,идеалами
и уб жденіями, несравненно выше историка безличнаго и безетраст-»
наго,
'./•-, '
Но этого мало: иеторикъ долж нъ быть ж художникомъ и только,, ее
ли онъ художкикъ, если онъ облада тъ^силою творчества и силою еамосоз -
нанія, - онъ найдетъ въ себ самом* психологическія нити для правдива -
го и глубокаго понимания другихъ личностей,и собьгаій исторіи^ Каждая
ч лов къ непрестанно носитъ въ себ в.с законы духа, еодержитъ въ себ
въ той или другой степени развитая вс доступный челов ку побуждекія воли,
вс чувства и вс страсти челов ческія, задатки вс хъ идей и открытій/
Найти въ себ все 'его - общечелов ческее, распред лить его въ должной
переспектив и воплотить силою творчества въ галлерею душевныхъ
іиповъ, въ музей живыхъ челов ч скихъ образовъ и д яній - вотъ задача
художника^ Отыскать воплощекія этихъ разнообразных^ душевныхъ ТИПОЕЪ ,
по д ламъ и поступкамъ людей въ прошлой жизни челов чества - связать
живые творческіе образы фантазіи съ изв стными именами, событиями и хронологическими
данными, ксправивъ и пров ривъ ихъ показаниями д йстви -
тельности, - вотъ задана историка. Эта посл дняя задача, очевидно, не
выполнима безъ первой* Ко это ке должно заставить нас* считать исторію
д домъ ф&нтазіи и личнаго произвоіа. Истинный художникъ. находя въ себ
общ ч лов ческое к воплощая его въ типыв
возвышается изъ сферы чисто
личнаго, ему индивидуалыго^евойственнаго въ сферу всеобщаго; -того,что
составляетъ природу всякой духовной личности; въ самомъ субъективномъ
-онъ оттеываетъ объективное, устойчивое ~ познаетъ объективную правду
Стр.5