Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Основные вопросы философии XVII и XVIII вв. (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГрот Николай Яковлевич
Издательство[Каверзнев]
Страниц167
ID81653
Грот, Н.Я. Основные вопросы философии XVII и XVIII вв. : десять публичных лекций, читанные в аудитории Политехнического музея / Н. Я. Грота; Н.Я. Грот .— : [Каверзнев], 1890 .— 167 с. — URL: https://rucont.ru/efd/81653 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕСЯТЬ ш т н ь ш ь ЛЕКЦШ Silf ПРОФЕССОРА МОСКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА ш £ FfOfII ч.шь ш ЧИТАННЫЯ ВЪ АУДИТОРІИ ПОЛИТИХНИЧЕСКАГО МУЗЕЯ. •^(|ч$^И) 1 № • 1890-91 ^ М О С К В А . с \, Ш^2 <і '^Шт ОСНОВНЫЕ ОПРОСЫ ФйЛОСйФІИ Х І І и XY1X1 в в ^ ЛВКЩЯ 10 ОБЩЕЕ ВВРВНІЕг ЗАДАЧИ фйЛОСОФІЙ И. <...> Конечно онъ руководится при этомъ не только ВН ШНІШЙ объективными признаками взаимнаго отношения личностей и событій, ибо эти признаки часто сбивчивы и противор чивы и не все т о . что производитъ шумъ и трескъ, велико и важно: главою руко водящею нитью въ оц нк значонія отд льныхъ личностей и событій въ ход міроваго развитія являются для историка его собствещшя уб жденія о томъ, что всего важн е для челов ка и ч лов чества, куда направляется ^ х ъ р а з в и т і е , какія ц ли и идеалы должны руководить лучшими людьми, е с ли они хотятъ вести народъ по пути прогресса. <...> Все это я считалъ кужнымь сказать г чтобы выяснить предь Вами свою задачу историка фйлософіИо йсторія фйлософіи есть-исторія мыслей» чувствь и стремлений людей т , е , исторія душевной жизни по преимуществу, Въ истолкованіи этой исторіи убйкденія и личные идеалы историка еще важн е, ч мь въ исторіи по литйческой и общественной жизни/ въ исторій поступковъ и д ль людских . <...> Каждый новый шагъ на пути мыслиf эстетической оц нки и нравственныхъ стремленій въ исторіи философі <...>
Основные_вопросы_философии_XVII_и_XVIII_вв..pdf
K**l .^^'JSV. * r#C ІЖ* йг : » ; .•ч^ * ЖШ >ІЗ ^ if ^ П ;
Стр.1
«^ -t>>n иА^мыь^и?, / / О 'I ФИ ЛОСОФІИ XYII и ДЕСЯТЬ штньшь ЛЕКЦШ XYIII Silf ПРОФЕССОРА МОСКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА ш ч.шь ш £ FfOfI I ЧИТАННЫЯ ВЪ АУДИТОРІИ ПОЛИТИХНИЧЕСКАГО МУЗЕЯ. •^(|ч$^ - И)1 № • 1890-91 МОСКВА. \, Ш^2 '^Шт <і с ^ BB. 'yutyik* Т l « жЗп' * 1
Стр.2
Стр.3
ОСНОВНЫЕ ОПРОСЫ ФйЛОСйФІИ Х І І и XY1X1 вв ^ ЛВКЩЯ 10 ОБЩЕЕ ВВРВНІЕг ЗАДАЧИ фйЛОСОФІЙ И. ИСТОРІЛ ФйЛОСОФІЙ, ЗНАЧЕН1В ФйЛОСОФІИ ДРЕВНЕЙ И СРЕДКЕВЪКОВОЙ. Млі.Гг., Исторія съ изв стной точки зр нія - наука психологическая и потому субъективная. Она изучаетъ духовную жизнь ч лов ческихъ обществъ и от - д льных-ь личностей, - правда не законы, но все же факты и документы этой жизни, челов ческіе поступки и д ла, какъ выраженія процесса духовнаго развитія и пОстепеннаго' совершенствования челов ческаго рода, А такъ какъ внутренняя психическая жизнь другихъ личностей недоступна нашему знанію непосредственно, такъ какъ, видя вн шнее ея проявлені , мы дол - жны сами догадываться о мотивахъ пост^пкахъ, о ц ляхъ и стремл@«іяхъ личностей, творящихъ исторію челов чества. движущихъ впередъ или тор - мозящихъ его развитіе, - догадки же эти опираются на аналогіи нашихъ собственныхъ мотивовъ, стремленій и ц лей, то ксторія не можетъ н быть въ ийв стной м р наукою субъективною. Историкъ, дал , выдвигаетъ на пе • - редній планъ рядъ личностей, которыя кажутся ему выразителями внутрен - няго смысла эпохи, овъ признаетъ изв стныя.событія особенно важными я р шающими въ ряду другихъ, напр,,одинъ - крестовые походы, другой - н - мецкую р формацію или французскую революцію. Конечно онъ руководится при этомъ не только ВН ШНІШЙ объективными признаками взаимнаго отношения личностей и событій, ибо эти признаки часто сбивчивы и противор чивы и не все то. что производитъ шумъ и трескъ, велико и важно: главою руководящею нитью въ оц нк значонія отд льныхъ личностей и событій въ ход міроваго развитія являются для историка его собствещшя уб жденія о томъ, что всего важн е для челов ка и ч лов чества, куда направляется ^х ъ развитіе, какія ц ли и идеалы должны руководить лучшими людьми, если они хотятъ вести народъ по пути прогресса. Исъ этой стороны, сл довательно^иеторія также наука субъективная, т сно связанная съ душевным* строемъ самого историка. Ісли-бы историкъ захот лъ устранить изъ своего пов ствованія всякое истЬлкованіе истинныхъ причинъ и внутранняго смысла людей и явленій въ связм съ евойственнымъ ему самому поиимані мъ О сятГпублйчныхГл5кційг читанныхъ въ Московскомъ ПОЛИТЙХНЙЧ СКОМ* І^узе зимою Х8а0-1881 годао ''Шл^іоіІГ^^^.фшос. съ разр.г. Профее. Лист ^ i„fie
Стр.4
™ 4- =душевной жизни и въ завие-имобти отъ его лмчныжъ йдеаловъ добра, истины, красоты, прогресса, то онъ бы далъ намъ не исторію той или другой впо - хм* того или другого народа, а сухой и скучный перечень вн шнихъ фак - товъ, непонятную и ИЙ ДЛЯ кого незанимательную ем ну людей и происпг - стйій. й..наоборотъ: ч мъ бол е историкъ вноситъ въ анализъ людей и со - бытій вйутреиняг-) ев та, субъективной правды своик собетв.енныхъ уб жденій, страстной преданности своииъ личнымъ идеалами„т м^ онъ выше какъ историкъ, т м* онъ глубже проникнетъ самъ и, введ іъ насъ в^ интимную ла» бораторію того творческаго процесса, посредетвомъ котораго челов чество ъ настоящему непрерывке поглощаетъ въ себя свое прошедшее и созидаетъ свое будущее» Конечно все это н© только не исключаетъ» но прямо пр дполагаетъ точное знакіе самихъ людей и событій въ ихъ вн шнихъ чертахъ,в( ъ ихъ вн щней связи и поел доват льности, Можно утверждать лишь то, что при прочихъ равныхъ условіяхъ иеторикъ съ твердыми и ясными мечтами,идеалами и уб жденіями, несравненно выше историка безличнаго и безетраст-» наго, './•-, ' Но этого мало: иеторикъ долж нъ быть ж художникомъ и только,, ее ли онъ художкикъ, если онъ облада тъ^силою творчества и силою еамосоз - нанія, - онъ найдетъ въ себ самом* психологическія нити для правдива - го и глубокаго понимания другихъ личностей,и собьгаій исторіи^ Каждая ч лов къ непрестанно носитъ въ себ в.с законы духа, еодержитъ въ себ въ той или другой степени развитая вс доступный челов ку побуждекія воли, вс чувства и вс страсти челов ческія, задатки вс хъ идей и открытій/ Найти въ себ все 'его - общечелов ческее, распред лить его въ должной переспектив и воплотить силою творчества въ галлерею душевныхъ іиповъ, въ музей живыхъ челов ч скихъ образовъ и д яній - вотъ задача художника^ Отыскать воплощекія этихъ разнообразных^ душевныхъ ТИПОЕЪ , по д ламъ и поступкамъ людей въ прошлой жизни челов чества - связать живые творческіе образы фантазіи съ изв стными именами, событиями и хронологическими данными, ксправивъ и пров ривъ ихъ показаниями д йстви - тельности, - вотъ задана историка. Эта посл дняя задача, очевидно, не выполнима безъ первой* Ко это ке должно заставить нас* считать исторію д домъ ф&нтазіи и личнаго произвоіа. Истинный художникъ. находя въ себ общ ч лов ческое к воплощая его въ типыв возвышается изъ сферы чисто личнаго, ему индивидуалыго^евойственнаго въ сферу всеобщаго; -того,что составляетъ природу всякой духовной личности; въ самомъ субъективномъ -онъ оттеываетъ объективное, устойчивое ~ познаетъ объективную правду
Стр.5