Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Ивовые - Итальянское искусство. Т. 19 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823)
Издательство[Б.и.]
Страниц565
ID81578
Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823). Новый энциклопедический словарь / [под общ. ред. К. К. Арсеньева] Ивовые - Итальянское искусство. Т. 19 / Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823) .— : [Б.и.], 1910 .— 565 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/81578 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Иммунптетъ народпыхъ прсдставителоіі Ийператорскііі культъ . . . . ІІмперіаліізмъ . <...> . Инквпзпція Инородцы Иностравцы Инстпнктъ Инстіітутъ международпаго права Интегралі.ное исчпслепіе Интегрпровапіе дпффоренціальиыхъ уравнепііі Иптернаціоналъ Инфекціонныя бол зни Инфузоріи Ипотека, Ппотечная система Иридій Ирландія Ирландская лптсратура, Ирландскій языкъ Исключптельное полож ні Искъ Исландія . ., • Исландская лптература Испанія Испапская лптсратура, ІІспапскій языкъ s музыка Испанско пскусство Исполненіе приговоровъ Исполноніе р шенііі Истерія Исторпческая школа юрпстовъ Исчпсленіо конечпыхъ разііостоп Италія Итальяпская литоратура Итальянская фплософія Итальяискііі языкъ Итальяиское ііскусство , М. <...> Пестіікъ одпнъ, спдячій, безъ ножіси, пли съ ст бли весьма слабые, тонгсіе до 2—3 мм. въ попе- бол е или мен е развитою ноя:і;ою. <...> Онъ состоитъ речішк , столющіеся по земл ), ііли высокія, мощ- нзъ двухъ (кли 3—4) сросшнхся плодолистиковъ; иыя, ипогда колоссальныя дер вья, какъ, напр., н - число плодолистпковъ можно опред лпть по чпслу ісоторые впды тополя, достнгающіе 4 м. въ по- простыхъ илп 2—4 расщепленныхъ рылецъ, коиеречнцк . <...> Стебли в твистые н многіе впды пвы торыхъ бываетъ столько же, сколько и плодозам чательны свопыъ в твленіемъ, а именно въ ліістпковт.; столбикъ же обыкновенно одпні.. <...> Сорежка со- тучія, развпваіотся въ <...>
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Ивовые_-_Итальянское_искусство._Т._19.pdf
Стр.1
=^новыи ЖІОШШШІ CJ ш Ш Девятнадцатыа томъ. Ивовыя—Итальянское искусство. D1 ь. ИЗДАТЕЛИ: і • \ \ С.-ПЕТЕРВУРГЪ. Тнпогрвфія Акиіонернаго Общества •Бронгаувь-Ефдопъ*- Прачешный. б. Ф. А. БРОКГАУЗЪ (Л йіщигъ). И. А. ЕФРОНЪ (С.-Петербургъ).
Стр.2
щшопрми mmi новый
Стр.3
2>\ новый ЩШОПРЕШІ Ы D Девятнадцатыи томъ. Ивовыя—Итальянское иснусство. ИЗДАТЕЛИ: Ф. А. БРОКГАУЗЪ (Л йпцигъ). И. А. ЕФРОНЪ (С.-П т рбургъ). 4; С.-ПЕТЕРВУРГЪ. Тпографія AmiioHcpsaro Ойщества •Брокгаузь-Ефроніі»' Прзчешпый, S.
Стр.4
Стр.5
Новый_энциклопедический_словарь__[под_общ._ред._К._К._Арсеньева]_Ивовые_-_Итальянское_искусство._Т._19_(1).pdf
515 ІІНСТИТУГЬ ЫЕЖДУНАРОДНАГО ІІРАВА—ІІНСТИТУТЪ ФРАНЦУЗСКІЙ стоящіе члонами II., лишены права участвовать въ голосованін. Сравнительно небольшо чнсло членовъ II. объясняется отчастп стромл ніемъ прпвлечь къ коллектпвпой работ ліішь нанбол е авторнтетныхъ ученыхъ, отчастп неудобствамп слишкомъ многолюдныхъ собрапій для серьезнаго обсужденія научиыхъ вопросовъ. Во глав II. стонтъ бюро изъ президента, трехъ внце-президентовъ п главнаго секретаря. Фактнчески особ нно важную роль играетъ главный секретарь, нзбпраеыыіі на тріі сегсіп: онъ тішстъ протоколы сессій, вед тъ токущую корреспонденцію, составляетъ различныо отчсты, наблюдаетъ за ходомъ занятій компссііі, которымъ поруча тся предварптельнал разработі;а темъ въ періодъ между съ здамп, п т. д. М сто жптольства главпаго секретаря счптаотся оффпціал ьнымъ м стопребывані мъ Й. Средства И. слагаются пзъ членскихъ взносовъ н частпыхъ ііожертвованііі; никакія правнтельственныя субсіідіи н приніиіаются. Д ятелі.ность II. находптъ выраженіе: 1) въ періодическпхъ (разъ въ годъ или разъ въ 2 года) обіцііхъ съ здахъ нлп сессіяхъ, на которыхъ обсуждаются п р шаются вс вообще очередныл д ла и 2) въ постоянныхъ занятіяхъ бюро и разныхъ комнссіі) (бюро руі;оводіітъ работамп И. въ періодъ м жду сессіямп, колнссіп подготовляютъ къ съ здамъ проекты р шенін no порученныыъ пмъ для разработкп вопросамъ). М сто зас даній И. (сессіп пли съ зды) избираотся каждый разъ особо. До сихъ поръ вс хъ этпхъ съ здовъ было 28, въ 20 различныхъ городахъ. Свопми авторптетнымн мн ніямп, выраженныяи въ форм краткихъ, прекрасно редактированныхъ положеній. напоминающпхъ статыі закона илп трактата, И. не пр дъявляетъ прптязаній па непосредственное направленіе международноіі жизнп, но, огранпчивая свою задачу чисто-академическимъ всестороннпмъ изсл - дованіемъ предмета, онъ все же является важнымъ факторомъ м ждународной жизни. Говоря словамп Муанье, онъ какъ бы подготовляетъ главы къ будущему международному кодексу, вызываетъ къ д ятельпости отд льныхъ ученыхъ, ставнтъ нмъ пнтересные вопросы и, будучн самъ центромъ соврсменнаго развптія науки международнаго права, вдохновляотъ пхъ идеей безпристрастія и справедливостп. Нпчуть не теряя своего строго научнаго характера, И. вліяетъ косв пно и на практику ыеждународпыхъ отношеній. Для ознакомленія съ многочнсленнымпработами пм ются, помимо вышедиіихъ досел въ св тъ 26 тт. «Annuaire de ГІпstitut de droit internationab, два спеціальныхъ указателя, составленяыхъ ЬеІіг'омъ (для 1873—93 гг.) и Descamps'oMb (для 1894—1904гг.). Подробные отчеты объ отд льныхъ съ здахъ И. см. въ «Revue generale de droit international public» и въ «Revue de droit international et de legislation corapaт&е*.—Литература. «Communications et documents relatifs h, la fondation de I'lnstitut de droit international» (1873); Rolin-Jacquemyns, «De la necessite d'organiser une institution scientifique permanente pour favoriser I'dtude et les progris du droit internationab («Rev. d. droit intern, et de legisl. сошрагёе» за 1873 r.); Moynier, «L'lnstitut de droit internationab (1890); Labra, «El Institute de derecho internacional, su historia, sus hombres y su representacion» (1890); B. Be seep азовъ, «Интернаціональный й. межчународнаго права въ Гент » (СПБ., 1874); П. Казанскій,«И. международнаго права» (Казань, 1893); гр. Л. Камаровскій, «Первое трохл тіе И. международнагоправа» (М.І 1877);егоже, «Поповоду двадцати516 л тія И. международнаго іірава» (<;РусскаяМыслы, 1893, сент.). France) — высше учрождоніо для спосп шествованія паукамъ п искусствамъ. Состоптъ нзъ 5 акадомііі: францувсиоіі академіи, академіи надписей, академін паукь, академін художествъ и академііі наукъ нравствеиных-ь и полптнческихъ. Члепамъ (и пностраннымъ сотрудппкаиъ, но не корреспопдентамъ) каждой изъ этихъ академііі прнсвоено зваіііс членовъ И. Въ до-революціонной Фраидііі существовало 5 спеціальныхъ академій (французской, надписоіі и м дал й, паукъ, жнвошіси и скульптуры, архнтоктуры). Ііаціоііалыіыіі конвептъ 8 августа 1793 г. вотировалъ уираздненіо академіи, «какъ учрежденій аріістократнч скаіо характера, позорлщпхъ науки и ученыхъ». 25 октября 1795 г. днректорія учреднла н а ц і о н а л ь н ы й И. н a у к ъ и ііскусствъ (Institut national des sciences et des arts), на который возложена была обязанность «собнрать открытія u совершенствовать науки и псиусства». Первоначалыю И. подразд лялсл на отд ленія: 1) наукъ физическихъ u математическихъ. 2) наукъ нравственныхъ ц полптііческихъ и 3) лнтературы и художествъ. Въ первомъ отд леніи было 10 секцііі, во второмъ—6, въ тр тьемъ—8. И. состоялъ нзъ 144 члеповъ (no G въ каждой секціп), пребывавшиіъ въ Парііж , и столькнхъ же сотрудннковъ (associes), разс янныхъ въ разпыхъ частяхъ Франціи; кром того, онъ избиралъ 24 сотрудннка (по 8 въ каждомъотд леніи) нзъ пностранныхъ ученыхъ. Въ 1803 г. Наполеонъ преобразовалъ И., подразд ливъ его на 4 отд ленія: 1) наукъ физнческихъ п матоматическпхъ, 2) французскаго языка н словесности, 3) древнеп исторіи и лптературы, 4) художествъ. Въ 1806 г. націоналыіый И. п - ренменованъ во ф р а н ц у з с і: і іі. Людовпкъ XVIII возвратнлъ отд леніямъ И. первоначальное названіо академій. 26 октября 1832 г. возстановлено отд леніе И. по паукамъ нравствениымч. и политнч скимь, упразднсниое въ 1803 г., при чемъ еыу прнсвоеио панменованіе анад міи правственныхъ и политіічсскнхъ иаукъ. Каждая ІІЗЬ академій нм етъ еженед льныя зас данія п одно торжественвое годовое. Хозянственными д лами И. зав дуетъ центральная адмнвистратіівііая компссія, состоящая изъ 10 члеповъ, іізбнраемыхъ на годъ, по два отъ каждоіі изъ академін, п поіірем пныхъ секретарей академііі.—Ср. Aucoc, «L'Institut de France. Lois, statute et reglements» (П., 1889); De Franqueville, «Lepremier sifeclede I'lnstitut de France» (1895 — 96).—!. Французская акадомія (Academie frangaise) развплась іізі. ннтиынаго частнаго кружка 10 лицъ, нын почтп соворшенно забытыхъ (І^одо, ПІаплэнъ, д Гомбо, де Малльвнлль, Жири и др.), которые около 1630 г. стали собираться въ дом Конрара, для обм на мыслей іі обсужденія вопросовъ дня. По ипнціатіів Ришелье кружокъ этотъ иревратнлсл въ академію. 29 яиваря 1635 г. образована Academic frangaise, стар йшая изъ оффнціалыіыхъ акадомій Европы. Къ 1637 г. число членовъ этого общества, въ которое прпняты были Бальзаісъ, Вожола, Вуатюръ и др., возросло до 40, и р шено было, что чпсло члеіювъ академіи впредь не должно превышать этой нормы (сорокъ безсмертныхъ). Протекторомъ академіи былъ Рпшолье, а посл его смерти — канцлеръ Сегье. Въ 1672 г. король Людовикъ XIV іірншілъ академію подъ своо пепосредственное иокровитольство. Въ револіоціоііную эпоху архіівъ акадоміп, благодаря іірисутствію духа Морелле, былъ спасеііъ. По уставу 10 іюля 1816 г., фраыцузская акадсмія Инсхитутъ <|)|>аии .мкііі (Institut de Н. Н. Бравченко.
Стр.1
517 языка, разъяснені его трудностей и поддоржаиіо ого хараі;тора п началъ въ н прикосновепностіі». Важп йшимъ предметомъ заиятій акад міи служптъ обсужденіо вопросовъ, касающихся граммаТІІКИ, рнторики, поэзіп u ісритпческое нзучені (І)раііцузскііхъ писателеіі, какъ для иодготовленія изданій класспковъ, такъ и въ особенности для составленія словаря фраицузскаго языка («Dictionnaire de I'Academie franQaise»; перво пзд. вышло въ 1694 і'.). Французская академія состсштъ пзъ 40 члоновъ, изъ которыхъ избираются директоръ п канцлеръ: изъ среды чл новъ избира тся также цепром ііный секретарь (онъ ж казначей). Выборы для зам щенія вакансін, отісрывшейся за смортью акадомііка, пронзводятся закрытыми запискамн (au scrutin, par billets), въ особо назначаемомъ для того зас данііі, прп участіи н меи е 20 академпковъ. Для иринятія вновь нзбраннаго акаДемика назначаетыіпублнчноезас даніе, въ которомъ онъ пронзноситъ вступпт льную р чь, съ иохвальнымъ отзывомъ о д ятельностн того академика, кресло котораго онъ насл дуоть; одинъ изъ академиковъ отв чаотъ вновь избранному. Вліяніе академіи было особенно велііко въ такъ назыв. классическую эпоху французской лнтературы. Многі порвостеп нны д ят ли французской лит ратуры остались вн ея ст нъ (Декартъ, Паскаль, Реньяръ, Мольеръ, ЛаРошфуко, Лесажъ, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Бомарше, Бальзакъ, Ламеннэ, Т офиль Готь , Зола н др.).— Ср. Р е 11 і s s о n et d'01 і r e t, cHistoire de I'Academie fransaise» {П., 1730, 1858); Mesnard, «Histoire de ГАс. Fr.» (IL, 1857); Houssaye, «Histoire du 41-u fauteuil de I'Academie frangaise» (П., 1855); R o u x e 1, «Chroniques des elections h I'Academie frangaise» (1888).—II. A it a д e м i я падппсеіі (Academie des inscriptions et belleslettres) понын носнтъ названіе того уч наго общества, которое было открыто 16 іюля 1701 г. не для изученія надішсей и дипломовъ, а для составлонія ихъ, по порученіямъ Людовика XIY. Оно возніікло изъ коыиссін 4 членовъ французской акадсмін, которая называлась La petite Academie. Въ настоящое вр мя академія надпіісеіі им етъ своей задачой изучепі нм етъ ц ;іыо «очнщ ніе и утвсрждені крнтическое и филологическое изсл дованіе древнихъ іі восточныхъ языковъ и среднев ковыхъ нар чій, въ частностп жо—истолковапі титуловъ, диіілоічовъ н вообщо дровностей Франціи. Вс хъ ордіінарпыхъсячленовъ 40. Академія нздаетъ: «Мёmoires» (съ 1717 г.), «Collection de notices et extraits des manuscrits de la Bibliotheques royale et d'autres bibliotheques publiques», обширную «Histoire litteraire de la France», начатую бенедпктіінцами конгрсгаціи св. Мавра (St. Maur), «Recueil des historiens de la France», съ 1867 r.— «Corpus inscriptionumSemiticarum» и др.—III. Академія паукъ (Academie des sciences), основанная Кольберомъ въ 1666 г., іюдразд ляется на два отд - ленія—математическо н физическоо. Вс хъ ордпнариыхъ членовъ 68. Еж годпо избііраотся вицепрезид нтъ, поочередно пзъ одного изъ отд леній; no истечсніи года онъ становптся іірезндентоыъ. Пр зіідентъ, вице-ирезіідеитъ u оба непрем нные сеіфетаря, вм ст съ 2 члонами, избранными огь академіи въ цснтралыіуюадмннистратіівную комііссію ІІ., образуютъ бюро акадоміи. Академія издаетъ протоколы своихъ зас данііі («Comptes rendus»), «Memoires» и ^Memoires de savants etrangers».— Cp. Maiudron, «L'Academie des sciences» (1887).— IV. Академія художествъ (Academie des beaux-arts) заступила м сто до-революціонныхъ, нсторіи вс хъ временъ, ИНСТИТУТЪ ФРАІЩУЗСКІЙ ИНСТИГУщи (франц.) 518 |1возціікшііхъ въ XVII в. Academic de sculpture et de peinture u Academie d'architecture. Вс хъ opдинарныхъ членовъ 40. Она ежегодно назначаегь копкурсы на риискую премію (Prix de Rome) no части живошіси, скульптуры, зодчества, гравпрованія и музыкальной композиціи; получивші псрвую пр мію становятся воспитанниками французской Academie de Rome. Академія художествъ пздаетъ, между прочнмъ, «Dictionnaire general des beaux-arts».—V. Академія нравственныхъ н полнтпческнхъ ыаукъ (Academic des sciences morales et politiques). Вс хъ чл новъ 40. Бюро академіи состоитъ изъ президепта, віще-презид нта и непр м ннаго секретаря. При академіи состоитъ постоянная комиссія no опублпковааію ордонансовъ французскііхъ королей. Академія издаотъ «Memoires», «Seances et travaux». Вс акад міи, кром французской, выбираютъ сверхъ постоянныхъ членовъ, вольныхъ академиковъ (асаdemiciens libres), иностранныхъ членовъ и корреспонд нтовъ. Институхъ эксперяментальной меднИ,ІІиы (Императорскій), основань принцемъ Александромъ Детровнчеыъ Ольденбургскпмъ въ 1890 г. съ ц лью всесторонняго пзученія причинъ бол зней, особенно заразиыхъ и практическаго прим неиія способовъ борьбы съ ними. Поводомъ къ созданію И. явллось открыті Пастёромъ способа пріівивокъ противъ б ш нства, который въ Россіи былъ впервые приы ненъ, по пннціатив основателя И., въ 1886 г. Всякій врачъ им етъ возможность приложить въ II. своп сплы къ изученію научно-практпческцхъ вопросовъ, пользуясь б зплатно (едпновременно вносится 25 руб.) вс ми необходимыми научными пособіями u руководствомъ со стороны спеціалистовъ, зав дующнхъ отд леніямп Й., u ихъ помощнпковъ. Такі посторонніе работникп называются практпкантами. Они могутъ, при ж ланіп, пользоваться въ И. столомъ іі квартирою на льготныхъ условіяхъ. Научныя отд ленія И.: 1) отд лъ фпзіологіи, 2) общей міікробіологііі, 3) эпизоотологіп, 4) общей патологіи, 5) гигіены, 6) біологической хпмііі, 7) патологической анатоміи, 8) иастеровскій прививочный, 9) патологическій, 10) патолого-біологическііі, 11) клиннка іі лабораторія кожновенерическихъ бол зней и сифнлидологіи (клпннка эта построена въ 1906 г. на средства Спнягнныхъ и пожертвована II.) u 12) бпбліотека. Въ 1901 г. ііри И. основана лабораторія для приготовленія противочумныхъ препаратовъ (сыворотки п лнмфы), пом щающаяся около Кронштадта, въ форт имп. Александра I. На содержані И. отпускается ежегодно 130000 руб. u на противочумную лабораторію 60000 руб. Доходы И. отъ продажп приготовляемыхъ въ немъ различныхъ л чебныхъ препаратовъ п вакцннъ, п отъ платы за содпржаніе и л ченіе больныхъ достіігаютъ 80000 руб. въ годъ. Во глав II. стоитъ попечитель, а блпжайшее зав дываніе возлагается на директора п на сов тъ И., образуемый изъ зав - д ющихъ отд леніямп. Дпректоры И.: Шперкъ (ум. въ 1894 г.), С. М. Лукьяновъ (до 1902 г.), C.'H. Впноградскій, В. В. Подвысоцкій (1906—1912) и топерь состонтъ почетнымъ дпректоромъ И. П. Павловъ(1913). Зданія И. занимаютъ площадь въ 13 526 кв. саж. на Аптекарскомъ о-в въ Петербург . Съ 1892 г. И. издаетъ на русскомъ и французскомъ яз. журналъ «Архіівъбіологическнхънаукъ», выходящій выпусками ч резъ каждые 2—3 м сяца. ІІистнтуцін (Institutiones)—одннъ нзъ закоішдательныхъ сборниковъ ІОстиніана, вошедтій 17*
Стр.2
519 ИіІСТРУКЦІЯ—ІІПСтМЕІІТОІіКА въ составъ Corpus juris civilis. Состав.ченъ пзъ матеріаловъ, входішшихъ въ составъ учобппковъ (II. тожъ) различныхъ класснческихъ юрпстовъ (главнымъ образомъ, И. и res cottidianae Гая, отчастіі И. Флорентпна, 5г льпіана п Марціана). По форм своей И. представляютъ собою законъ, a no существу —такой же учебшікъ, какъ п т учсбнііки, по образцу которыхъ он составлепы. II. оііубликованы п получпліі спл закона въ 533 г. Он разд - лены на книги, кніігп—на тптулы.титулы—напараграфы (а не на leges). Расположеніе иатеріада п число (4) кнпгъ такое же, какъ въ II. Гая; но такъ какъ болыпая часть 4-й киигл И. Гая, въ которой трактовались устар вшія въ YIB. no Р. Хр. формы процесса, отпала, то въ II. ІОстіініана 4-я кппганачинается съ обязательствъ нзъ д лнктовъ. Кром того, добавлены два не встр чающіеся у Гая титула: de officio judicis п de publicis Judiciis. Въ виду того, что между 1 п 2 кннгой 11., съ одноіі стороны, п между 3 и 4, съ другоіі, встр чаются ііротпвор чія, необходимо допустпть, что оба сотрудппка Трпбоніана, еофплъ п Доро ей, составилп каждый по 2 кнпги И. (кто какія именно— непзв стно). Пзъ сохраннвшпхся рукоппсей II., очень неточныхъ и нов рныхъ (Бамбергская, Турпнская н др.), нн одна не старше IX в. Наплучшее совреыенное изд. II. прпнадлежигь II. Крюгеру (1-е нзд. 1867, 2- —1899).—Учебніікп рпмскаго права, составленные по систем И., издаются u въ-настоящее время. Наилучіпіе нзъ н мецкпхъ—«I.» Зома (14-е изд. 1911), Пухты (iKursus der I.», 10-е изд., обработанное Крюгероыъ, 1893) н Залысовскаго (9-е изд., обработанное Ленелемъ, 1907), а изъ фр'нцузскпхъ—Ортолана, «Explication historique des I.» (12-е нзд., 1883) и Аккарія, «Precis de droit romain» (4-е изд., 1886—91). ІІііструки,ія — наставленіе, наказъ. Въ русскомъ оффпціальномъ язык терыинъ этотъ употребчяется въ двоякомъ смысл : 1) И. называется распоряженіе, нздава мое исполнительноіі властью въ псполненіе илп развптіе закона. Весьма часто нзд; ніе подобныхъ II. предусыатривается въ самомъ закон . Такъ, въ ст. 25 положенія о выборахъ въ государственную думу 3 іюня 1907 г. предусматріівается изданіе миннстромъ внутреннпхъ д лъ И., опред ляющен подробности порядка пронзводства выборовъ. 2) II. называется также наставленіе пли наказъ, издаваемый какимъ-либо учрежденіемъ илп начальствующпмъ лпцомъ для руководства подчнневнымъ лпцамъ. ІІнсхрумеиталыіая музыка—ыузыка, исполняемая псключптельно на одномъ или н^мсолькихъ пнструментахъ, въ самыхъ разнообразныхъ сочетаніяхъ, по безъ участія челов ческихъ голосовъ. Какая II. музыка старше, чистая нли сопровождающая п ніе,—трудно сказать. Весьма в - роятно, что духовые ішструменты первоначально употреблялись независпмо отъ п нія, а струнные, напротивъ, въ качеств аіскомпанирующпхъ п нію. У греісовъ іігра соло на флепт была въ большомъ распространеніи уж въ VI в. до Р. Хр.; такъ, напр., Сакадъ изъ Аргоса (585) за свою превосходную игру на флеііт получплъ награду на пнеіГіскнхъ играхъ. Н сколько позже (559) отличалсл въ игр иа кнеар Агелай изъ Тегеіі. И. музыка древнихъ, соировождавшая п ніе, сводилась, в - роятно, просто къ подыгрывапію голосамъ въ унпсонъ іілн октаву. Только въ среднихъ в кахъ начала зарождаться маогоголосная, художественная И. музыка, исполнявшался на разныхъ св тскпхъ цразднпствахъ и во время представленін мистерій. Съ иоявленіемъ струиныхъ пнструментовъ (IX в. 520 посл Р. Хр.) II. музыка приняла новое направленіе; самымъ распространоннымъ сольнымъ и сопровождающнмъ инструментомътрубадуровъ п страпствующпхъ музыкантовъ стала віола (см.). Подворгаясь различнымъ нзм неніямъ, віола явилась родоиачальникомъ д лаго ряда другпхъ смычковыхь ннструментовъ. Въ XVI ст. такпхъ ннструментовъ, разлпчвыхъ по велпчии , появплось много; сначала онп служплн, главнымъ образомъ, для успленія нлп зам ны чолов ческнхъ голосовъ, прц нсполііоніп сложныхъ хоровыхъ сочиненій знаменптыхъ контрапунктпстовъ, а зат мъ мало-по-малу получплн самостоятельное значепіс. Совремешіая И. музыкаобразовалась пзъ сліянія 1) органноіі музыки, 2) лютневоіі п 3) п нія solo съ II. акісомііаниментомъ. Оргапная музыка пм ла въ лиц І.-С. Баха своего лучшагО представптеля (токкаты, форшііпліі, фугп). Легкііі клавесннныіі стиль французовъ (Куііореиъ, Рамо) и итальянцевъ (Скарлати п др.) восходптъ къ стплю музыкіИдля лютнп. У І.-С. Баха u его сынов іі этотъ іітальяно^французскііі стпль сливается съ органнымъ и даетъ начало фортепіанному полііфонііческому стплю. П ніе соло съ аккомііапііментомъ, какъ въ опер , такъ и вь церквп, послужпло прототппомъ для И. ансамблеіі, въ которыхъ мелодія іюручалась одному иліі н сколькпмъ ісовцертііруіощнмъ инструментамъ, a сопровождеиіе — какому-нибудь басовому пнструменту (continue). Такъ ВОЗНІІКЛІІ скрніііічныя сонаты п тріо-сонаты, сыгравшія очепь впдную роль въ нсторіп И. музыки. Древн іігаей формоіі чистоіі (абсолютноіі) И. музыкой являются танцовалыіыя ііьесы (преіімущественно для струннаго авсамбля). Эта форма въ Германіи u Англіи въ Х ІІ в. была иостепевно доведена до худон«еств внаго совершенства u уже въ начал XVII в. привела къ вознпкновевію варіаціонноіі сюнты. Изъ того жо псточііііка образовалась нтальянсісая соиата (Canzone de sonar), no своему нмнтаціонному стилю близкая къ воиальвой музык . Сліяніе нтальянской сонаты съ н моцкоіі сюитой дало начало камервой сонат (sonata da camera). Зат мъ появіілпсь французская увертюра, виртуозиый концортч,, современная сопата, форма котороіі логла въ основу разпыхъ И. авсамблей (киартотъ, спмфовія). Весь этотъ ростъ И. музыки завершплся въ XIX в. развіітіемъ программноГі плп ііллюстріірующоіі музыкп (Берліозъ, Лнстъ, Вагнеръ).—CM. W a s і е 1 е w sk і, «Geschichte d. Instrumentalmusik im XVI. Jahrhundert» (1878) и «Die Violine im XVII. Jalirh.» (1874); H. Riemann , «Die Variationenform in der alten deutschen Tanzsuite» («Musik. Wochenblatt», 1895); его же, «Die franziisische Guvertllre zu Aufang des XVIII. Jahrb.» (тамъ жс, 1898); L. T o r c h i, «La musica instrumentale in Italia nei secoli XVI, XVII ed XVIIb («Revista musicale», 1897, стр. 581 n сл д.; 1898, стр. 455 u сл д.; 1899, стр. 255 н сл д.). ІІііструіменховка или оркестровка— распред леніе частей изв стноп оркостровой комиозпціп мелсду отд льными іінструыептамп, прп чемг композпторъ комбниируетъ посл дніе въ разныхъ сочотаніяхъ съ ц лью полученія различныхъ характерпстичныхъ звучпостей и тсмбровъ, дающпхъ въ совокупности наибол о яркую п характоріістнчную звуковую окраску даннаго музыкальнаго произведеііія. Обыісновенно лредполагается, что процессъ И. совершается улсе посл юго, какъ компознторъ набросалъ въ общихъ чортахъ свое сочиноиіе; только потомъ, прн деталыюй разработк , овъ распред ляетъ всю музыігалыіую ткапь между отд лыіымііііііструмонтаміі.Точііотаісъзкеііроіізводнтся
Стр.3
321 РІНСТРУМЕНТЪ—ИІІСТРУМЕНТЫ IT. какой-шібудь фортегііаііпоіі н т. п. пьесы, когда иеролагатель готоваго законченнаго пронзведеніи выбпраотъ самыл подходящія и ііыпгрышныя сочетанія іінструмептовъ, могущіл наибол е ярко представпть ого музыкалышя красоты и особенности. Съ т хъ поръ, одгіако, какъ оркестровыс нпструмепты, благодаря Гайдну п Моцарту, сд лалпсь ііндіівпдуаліізованными носіітолямп самыхъ разнообразиыхъ отт нковъ выражепія, обусловлонныхъ нер дко осиовнымъ характеромъ главныхътемъ пропзведепія, такой способъ II., когда композиторъ сначала сочиняетъ, а потоыъ шіструлеіітирустъ свое проіізведоніе, всо бол е и бол о уступаетъ м сто другому способу: порвоначальныГі эскизъ сочнненія является лншь соіфащепнымъ пріемомъ нотаціп, и композпторъуже прп іісрвоначальной музыкалыіоіі копцепціп темъ п ІІХЪ разработк сознательно разсчіітываетъ на т плп другіе ннструмеиты и ихъ комбпнадін. Подъ И. разуи етса такжс учоніе объ отд льпыхъ іінструментахг оркестра и пхъ сочетаніяхъ (н м. Instrumentationslehre), въ которомъ изучаются объемъ, особенности томбра, общіп музыкальпый характеръ, основы техннкп и т. д. каждаго шіструмепта, а также соединенія пхъ въ груішы. Соотв тственно этому, ученіе объ И. распадается на а) учені объ отд льныхъ инструментахъ и б) оркестровку, т.-е. ученіе о соедішеиіи ниструментовъ въ оркестръ. Пособія no PL: A. В. Mar х, «Compositionslehre» (тт. Ill—IV); Lobe, «Compositioiislebre> (т. II); Berlioz , «Traite de I'instromentation»; Gevaert , «Traite d'iastrumentaliou» (1863; русск. перев. Чайковскаго 1868, 2-е изд. 1901), pacump. іі иерераб. (1885) подъ загл. «Nouveau traite d: instriimentation> (русск. перев., М.,1892), вторая часть—«Cours complet d'orchestration» (1890, русск. перев., M., 1898); Э б. Праутъ, «Элемеит. курсъ инструментовкп» (пер. съ англ., М., 1900); Riemann , «Katechismus der Musikinstrumente»; Гпро, «Руководство къ ирактпческому пзуч нію пнструм нтовкіі» (1892). Изъ русскихъ орпгнналыіыхъ руководствъ ц нны краткія «Зашіскп no инструнентовк » Глішкп и провосходпыя «Осповы оркестровкн» Н. А. РимскагоК о р с а к о в a (2 тома: текстъ п образцы). ІІііструмепт ъ въ техипк . Съ незапамятиыхъ временъ челов къ, даже на низшихъ ступеняхъ культурнаго развитія, употреблялъ орудія, сл жнвпіія ему для облегченія производпмоГі рукаміі работы. Оь усложпеніеыъ обработки пзд лій п съ увелпчеіііемъ разнообразія обрабатываемыхъ матеріаловъ, усовершенствовались п орудія для обработкп іі, принниаа всо бол е спеціальныя формы, въ наше время развплись въ разнообразные И., каждый изъ которыхъ исполняетъ строго опред - ленную функцію. Хотя подъ пменеыъ И. подразум ваютъ также н разліічныс изм рптелыіые іірпборы, употребляемые въ физпк , хнміп п геодезіп, оптпческіе прііборы для астропомііі п многіе другіс предметы вплоть до «музыкальныхъ II.», но въ т сномъ смысл слова И. сл довало бы называть лишь таі ія прпспособл нія, при помощи которыхъ усіілія, пронзводіімыя мускульпою снлою челов ка нлн машиною, вызываюгь въ предмот изм ненія формы, сообразно съ требованіяыіі его обработкп. Изм ненія формы предмета могутъ происходпть лнбо всл дствіо своііств ніюп ыногимъ натеріаламъ иластіічностіі (коваиіе, выдавлііваніе, штампованіе), лпбо иутемъ сдвига частицъ матеріала (пробпваніе дыръ, разр зываніс ножнпцаіміі),. либо наконецъ, путомъ скалывапія и отд ленія струпсіпі (обработка зубнломъ, р зцомъ, сверломъ, пилою, наіііілыііікомъ). При современпоыъ состояіііп техііііки, приііужд н522 ноіі считаться съ необходпмостью йбрабатывать саиые разнообразные матеріалы, по пренмуідеству отличающіеся болыиой твердостью и сопротнвляемостью ыеханнческішъ успліямъ, вопросъ объ изготовленія достаточно кр пкихъ и раціонально работающихъ И. им тъ первостепенное значеніе; энономичность въ расходованіи энергіп прн обработк также играетъ не посл днюю роль, какъ прц ручноіі, такъ, въ особенностп, при механической обработіі ыатеріаловъ при помощи машинъ и орудій. Особенное значеніе въ этомъ отношеніи пл етъ обработка нзд ліГі путемъ отд ленія стружки, т.-е. строганіе, обтачнваніе на токарномъ станк , сверленіс, обработка фрезеромъ п т. п.; при этихъ способахъ обработкн по преимуществу приы няется механнческая сила, и результаты отъ введенія улучіііоііііі въ качеств И. сказываются ощутптельн е, ч мъ прп ручной обработк ; помпмо этого, u въ количествепномъ отношенін способъ механнческон обработкц ііут мъ отд ленія стружкн преобладаетъ въ современноіі техник . Насколько серьезное внпманіе обращается на д ло усовершенствованія р жущихъ II., указываютъ хотя бы изв стны опыты американскаго инженера Тейлора, которые пронзводіілись въ теченіе 26 л тъ, при чемъ количество тщательно зарепістрпрованныхъ опытовъ было болыие 30000; опыты этп быліі предпрпняты съц лыо опред лпть напвыгодн пшія величпны разлнчныхъ элемонтовъ р занія: скорости снпманія стружки, угла наклона р зца п т. п., а также для отысканія наибол иодходящаго матеріала для р зцовъ. Въ д л изготовленія 11. важную роль играетъ выборъ надлежащаго матеріала, закалка и правильность пзготовленія. Существуетъ немало заводовъ, занимающихся цсключнтельно изготовленіемъ И., съ выработанными многол тнею практпкой методами производства.Во всякомъ бол е илц мен езначнтельномъ заводскомъ хозянств заготовка II. н снабженіе пмп свопхъ ыастерскихъ составляетъ особый н притомъ весьма важныіі отд лъ, отъ правнльнаго веденія котораго часто завпситъ усп шность всей д ятельностп предпріятія. В. Е. 11ііс-гр. монтч. шанцевый — предназначается, главнымъ образомъ, для устройства окоповъ и укр пленій (шанцовъ); составляетъ часть снаряженія армій вс хъ государствъ н разд ляется на носпмый (людьмя), ны ющіііся всегда при войскахъ, u возимый въ обоз н инженервыхъ паркахъ. ПТанцевый II. употребляется сл дующііі: лопаты обыкновенныя п малыя, кпрко-мотыгц, топоры, ломы и разпообразный плотнпчный, слесарный, кузнечный II. Каждая рота и хоты носптъ 140 лалыхъ лоііатъ u 30 топоровъ; саперная рота—100 болышіхъ лопатъ я 70 лепшхъ топоровъ; каждый полевоГі пнженернып паркъ вознтъ шёсть тысячъ лопатъ, топоровъ н проч. Болыпіе запасы шанцеваго И. находятся въ пнженерныхъ осадныхъ париахъ u въ складахъ ііередовыхъ,м стныхъ, кр постныхъ и центральныхъ. Инсхруменхы. Въ музык употр бляютъ Н. трохъ родовъ: струнные, духовые и ударные. Къ струннымъ II. относятся: скрппка, альгь, віолончель, контрабасъ, фортепіано, арфа п подобные ей II. (цнтра, гусли и т.п.), гіітара, мандолина, лютня, балалайка и т. д. Къ духовымъ II. относятся вс т , пзъ которыхъ звукъ нзвлекается помощью вдуванія въ ннхъ воздуха; no способу образованія звука духовы II. могутъ относяться къ лабіальнымъ (ryenumb) нліі язычковымъ трубамъ; по татеріалу они д лятся на деревянпыо ІІ м дные. Органъ и родственныо ему И. (гармоніумъ, шарманка, оркестріоаъ п др.) являются соединешомъ мноіихъ духовыхъ И. Къ ударпымъ II. отпосятся лптавры, колокола, ксплофонъ (поддающіеся настройк ) u барабаны, та
Стр.4
523 ИНСУІІРЫ—ИНТКГРАЛЫШК нсаислЕіііЕ релкп, тамтамъ, буб нъ, треугольникъ, кастаньеты u пр., производящіе шумъ, неопред ленный въ смысл высоты звука. Берлпнское королевское собраніемузыкальныхъИ. (дир кторъ 0. Флейшеръ) лвляется самой значительной коллекціей этого рода. См. каталоги Карла Энгеля (1873—74), Гппкинса (1883), Магильона (1-е пзд., 1880 н 2-е-1893), Фл йшера (1892); Rtlhlmann, «Geschichte der Воgeniustrumente> (1882); Wasielewski. «Geschichte der Instrumentalmusik im XVI. Jahrh.» (1878); M. П туховъ, «Народны музык. И. музел спб. консерваторіи» (СПБ., 1884); А. Эйхгорнъ, «Полная коллекція музык. И. народовъ центральной Азііі» (СПБ., 1885); А. Фаминцынъ, «Гусли» (СПБ., 1890) u «Домра> (СПБ., 1891); М. П тух о в ъ, «Опытъ систомат. каталога пнструмент. музся СПБ. конссрваторін» (СГІБ., 1893) и «Краткій словарь народныхъ русск. музык. И.» (въ музыкальномъ календар -альмаяах иа 1896 г.). родъ, жпвшііі въ равнин р. По, съ гл. гор. Медіоланомъ (нын шній Миланъ); вм ст съ боями—самый могущественныіі и воинственный народъ въ ііталійскоіі Галліи. Покоренные рнмлянами неаадолго до второй Пунической войны, И. приняііи языкъ и цравы рнмлянъ. Инсультть—приступъ бол зни. АпоплекснНнсубры (Insubres) — древне-галльскій на524 оси OY перес каетъ е только въ одноіі точк . Возьмеыъ на н й дв произвольныхъ точіги А и Б, опустнмъ изъ нпхъ порп ндикуляры А'А и В'В на ось ОХ и предложимъ соб наііти площадь A'ABB', огранпчеішую осью ОХ, ординатами А'А и В'В и дугою крпвой АВ. Эта задача являотся основною во всемъ вопрос о вычнсленіи площади плоскнхъ криволинеііныхъ фнгуръ: къ ней сводятся вс остальныя подобныя задачи. Пр жд , ч мъ вычнслнть эту площадь, нулсно, конечно, спачала опред лнть, что мы подъ ней подразум ваомъ. Для этого бер мъ на дуг АВ рядъ промежуточныхъ точеиъ ческій И.—ударъ, апоплексія. Инсъ-ннъ-Мекерфпльдъ (Іпсе-іп-Маkerfield)—гор. въ англіііскомъ графств Ланкаширъ блпзъ гор. Виганъ. Прядильныя фбр. (хлоичатой бумагп) и каменоиугольныя копіі. 22034 ж. Интальн—см. Глиптика (XIII, 741). ІІнхарсія — художественно - промышленное пронзводство, состоящее въ томъ, что въ дерево ид лываются кускп дерева же, но другого цв та, посл чего общая поверхность фона и этихъ кусковъ состругива тся вгладь и отполировывается. Прн изготовл ніп такихъ И. сначала употреблялось дерево двоякаго сорта—т мное и св тлое: первое для фона, второе для вставокъ въ него, нліі наоборотъ; впосл дствіи стали пускать въ д ло и дерево, подкрашенное въ разлпчные цв та. Эта отрасль декоратнвнаго искусства возннкла, повіідимому, въ Италіи и достигла та.мъ высокаго совершенства въ XV в.; столяры-интарсіаторы воспроизводили почти исключительно мотивы линейнаго илп растительнаго орвамента. Съ XVI в. И. стала употребпяться для украшенія креселъ, столовъ, шкафовъ, ларцевъ п др. роскошной мебели и, не ограничиваясь орпаментомъ, стала изображать также фнгуры челов ка іі животныхъ, ландшафты и архптектурные виды. Такого рода И. мастерски изготовлялась въ Аугсбург , Нюрнберг , на Рейн и въ Голландіи. Во Франціи вкусъ къ Ж. распространился особевно сильно при Людовик XIV. Пнтегралыхое исчислеиіе — наука, занимающаяся отысканіемъ такъ назыв. ннтеграловъ, изученіемъ ихъ свонствъ и прпложеніемъ ихъ къ р шенію различныхъ вопросовъ геометріи и анализа. Понятіе объ интеграл возникастъ при разсмотр ніи ц лаго ряда важн іішихъ вопросовъ чистой и прикладной мат матшсн. К,акъ прим ръ, разсмотримъ вопросъ объ опред ленін площади плоскихъ криволинейвыхъ фигуръ. Пусть им ется кривая линія L, отнесенная къ прямоугольныш> осямъ ОХ и OY и выраженная ураввевіемъ Для простоты разсужденія мы предположимъ (какъ и изображено на рис), что ова въ разбпраемой части я лежитъ вышо оси ОХ (въ области положптсльныхъ ординатъ), и что всякая параллель къ y = fW (1). д ленію получпмъ S = пред. [ASj + Д82 І=П или 8=:пред. ^ j ^Si і —I (2). шая и нанболыпая ордннаты кривой L на протяженіи дуги M^jM; (на нашемъ рис. у0 Возьмемъ какую угодио пзъэтнхъ траііецііі, напр., РІ-ІМ^ ^ jPjH пусть у0 и Y (такъ назыв. выходящій прямоуголышсъ). На нашомъ рнс. входящій прямбугольникъ будетъ Pi-iM^^ j Р; , а выходящііі —P^R^jMiP! . Очовидно, что: площ. вход. прям. < AS; < площ. вых. прям (3). Положимъ т перь ОА'=:а=х0 , О {=уіи ОРа = х2 ОРІ^Х ; ... OB' = b=:xn Тогда P^jPi r^X; — XJ_J и н равенства (3) переписываются такъ: ... и Y^P ; Mj); на отр зк P^jPj , какъ на основаніп, построимъ два прямоуголышса съ высотами у0 (такъ назыв. входящій прямоугольннкъ) и Y будутъ нанмень= P^j М j_ , перпендиі уляры M^,, МоР,... на ось ОХ. Тогда вышеупомянутый многоуголышкъ разобьется на трапеціи A'AMjP,, PjM,M2 площадп пусть будутъ ASj, Д55 P, и т. д., которыхъ ,... AS,, . По опре+... + Д8 п ] при л = о о получится ломаная AMJMJ... В, вписанная въ крпвую. Вычисляемъ площадь прямолпнейнаго многоугольнпка A'AM^o... ВВ' п зат мъ пореходпмъ къ пред лу, ув лнчивая число п до безконечности п умеиыпая до нуля каждую хорду AM,, MjM^ и т. д. Прод лъ, къ которому стр мптся прп этомъ площадь вышеупомянутаго многоугольннка, п называется площадью крнволіінеііііой фигуры A'ABB'. Пусть она будетъ S. Чтобы получпть формулу для вычисленія S, нужно перевести предыдущее опред л ніе на языкъ анализа. Опустпмъ сначала изъ точекъ М„ М2 Mj, Mj.... M^jMj..., которыя пусть разд лятъ всюэту дугуна п частей: AM,, M^Ij,.... М^^і,... МП _1 Б. Если провестн хорды AMj, MJMJ..., TO ... М^^М;...
Стр.5