Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (290,00 руб.)

0   0
Первый авторРозанов Василий Васильевич
ИздательствоТип. Э. Лисснера и Ю. Романа
Страниц755
ID81448
Розанов, В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / [соч.] Вас. Розанова; В.В. Розанов .— : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1886 .— 755 с. — URL: https://rucont.ru/efd/81448 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учеиіе 0 пооііаміцомъ п иго форм.м ьі Г/ІЛИЛ II. <...> Учеігіе о космосіі и ег о ф о р м ы : о ІІІ>ИЧІПІІІ iicrn Уч.еніе •) косыос IMA 15A K. н его фор.мы: о і;'Ьлесра0разиостп '2,г2 ^о> йіі 31tj JO' YI У ченіе o косиос ГЛАВЛ XI. и его формы: о Сходств Ученіе о космос ГЛАВА XII. н его форыы: о чіісл и различіи . <...> Ооъ о і н о ш е и і и наукп къ ирирод челои ка u къ его жнзніі. <...> Он образуютъ собою: опред леніе науки '), выд ляюіцее ее нзъ ряда вс хъ і) Зд сь, иакъ и всюду дал е, слоио <ііаука> будетъ уиотребіятьдя НР вь смысд того, что суідестиуетъ иодъ этимг вменемъ, ио въ зваченіи XI .друтихъ областей челов ческаго творчества и строго уитаннвдішающее ои гранпцы пзші , ученіе о строеніи наукп, т. е. о т хъ внутреннпхъ Формахъ ея. иыполнеиіе которыхъ доджно стать содержавіемъ ея будущаго развитія, и ученіе ооъ отпогаеніи ея къ прпрод челов ка и къ его жизви, ы его иили і;і. ней. <...> Диойстиеішое anauouie этого оиред леиія: ero иервая часть раскрнваегь нредыетъ, содерканіе п сущіюсть науки; его втоі)ая <...>
О_понимании._Опыт_исследования_природы,_границ_и_внутреннего_строения_науки_как_цельного_знания.pdf
Стр.1
j -z:...;.• :. :• ..;-:..;..;..: '::• • -.-,...;-• '-• :-• • '.:.'.• -.:.• :-.3 ¥-?, • '• • .;.• '.•.:•• • • .• -. 0 ПОНИМАНІИ. ОПЫТЪИЗСЛМОВАНІЯ 'IIPOll.!, fPAIipVJI ІІІІЛТЕІІІІІІІГСТРОЕІІІІІ ІІЛУІШ КЛКЪ Ц ДЬИАГО ЗПАНІЯ. BAG. РОЗАНОВА. :-:,.• >• ;.• :.:/.i,:;-+• -:/Z.^.. L ЙЯШ ТПИОГРАФТЯ іі. ЛіІГСІІКРТ. II Ю, POMAIITi, АРВАТЪ. МОСКВА. 1880. т^ТТ-?':-ТУ-г ^Г-;;-Г%
Стр.2
I 0 ІІОШШАНІП.
Стр.3
Стр.4
cm O ПОНИМАНІИ. (ІОЫП) ІІЗСГЫОМІЫ ІІРИРОДЫ, ГРАНИЦЪ 11 Г.ИУТРЕНИАГО СТРОЕНІИ НАУКИ КАКЪ Ц ЛЬНАГО ЗНАНІЯ. Вас. Розанова. -f^ca*^ . to МОСКВА. Ш • 1-| -5' ТИПОІТАФІЯ :>. .loooiiKi'A и Ю. РОМАВА •^JVia?^ Арбатъ. домъ Платонова.
Стр.5
О_понимании._Опыт_исследования_природы,_границ_и_внутреннего_строения_науки_как_цельного_знания_(1).pdf
О Ц ЛЕСООІІРЛЗИОСТН. Зііо дяемаго; что исіш ІІІІДІІО ИЗЪ ТОГО, ЧТО ОЪ нозріістаніомъ іісііі>]ічеііііости должны вбзраитать силы іиміраплеііііі, a съ уменьшёніёыгь могутъ уыеііьшаться. Дал е, что второіі члеиъ равенства есть величиыа изм ниющаясн, это исно изъ того, что ёоть различиые сіюсооіа иліі путп ІІСпраіілопія бдногб и того же челов ка, uaup. влиініе на ркзувгі силоіо уб ждеіііи, илііиііе на воооражеыіе е ідою іірекраоныхъ оиразовъ нравстиенио чисгаго челоьвка, иліяніе на чувство дооротою обращенія, и пр. Изъ этихь СИОСОООІІЪ, которые в ь одномъ и томъ же случа ліогутъ прйвести къ одішіі и той же ц ди, однн движутся по пути. ІДІІ находятъ fiaaximum сопротпвленія (наир. д йствіе уб ждёніёмънараЭумъ исіюрченнаго, у котораго носиріимчивоё сердце. ио слаоо разішта сгіоеоииость и люиоиь і;ъ суждеиію), другіе движутся по нутп, гд встр чаютъ miiiimuui соп.ротивдёнія (доброе обращеиіе съ ТЁЛІЪ же ііспорч,енньімъ челои комъ). И воспнтатедя, сііотря по гиыу, ум етъ ди оігь находить и подьзоваться этіімн пу•іи.міі, ведущиыи чврезъ minimum соііротнвлешя, иди ые уи втъ, мы называёпіъ пли саосрбнымъ испраилять другаго, n.ui йё способнымъ. Накоиецъ, что иервыіі чденъ равенства Ііаилагается на три части, пзъ которыхъ иаждая ыожетъ уыеиыііаться (ио никогда — исчезнуть совершенио) ііріі унеличеніи другой части, это также .можыо набдюдать ІІ'Ь разсматриваемомъ приы р : сида исправдяірщаго вдіянія віожётъ дііііотвовать т ыъ болье кбротвое врелія, чвмъ бод е наиряжеиа оиа, — таковы вс ііогрнсаюи;ін впечатл иія, ыаир. смерть близкаго.ліобпмаго чедов ка, утііата іцоровья, нестерпимьій позоръ; въ сдучат. же ліеньшей ііагірижёиностп для достиженія той жо ц ди псиравлнюінил сила должиа д йствовать бод е продолжнтедьное время Цісрсрбжденіе испорченнаго характера путеліъ восшітанія і; ііакЬнёцъ и прододжительнбсть, и напряженность вліянія «ожетъ умёньщііться съ увеліічепіемъ коліічества вліяюіциго (uaup. когда родпые, друзья, учитель, священиикь •і,і,ііпііковб вліяютъ іісіфавляющпмь образоііъ, тигда сііла IUWUIH каждаго изъ нихъ піо;ьет'ь быть ыен е той силы,
Стр.1
360 о ц лисооБРланостн. какая потребовадась бы со стороны одиого вліяющаго; ІІЛІІ спла уб нідеиія, ласки и прекраснаго образа віожетъ быть ыеньше силы одиого уб ждеиія или одной ласки илн одиого прекраснаго образа). На этоіаъ свойств uepuaro члсна разсиіатрнваемаго рапенства осиованы заі.оны иліннія срёды (всего окружашщаго), сосредоточеннаго вліанія (на вс сюроіг.і оьружаемаго), вліянія иародныхъ б дствій, й up., зпаченіе которыхъ никогда не было ыи достаточыо изучено, ни достаточно оц нено. Есть напр. тіиіы челов ческий испорчепности, которые не могутъ быть уничтожены никакимъ другимъ средстводгь, кроім какъ только однимъ страданіемъ, и которые поэтому широко распостраняютсн ьъ періоды спокойной, устаііовиііишйся псторшеской ЖІІЗІИІ. Но подробн йшее разсмотр ыіе всего &ТОГО отеосится къ ученію о Мір челов ческомь и не <;ущестьенно въ ученіи о ц лесообразности. Теперь точнііе опред лимъ, что такое иреодол ваемая сила соаротивденія й преодол вающан сила д йствія ігь ихг взаіімномъ соотношеніи. Каждая ц лесообразності. совершается въ сред , чуждой этой ц лесообразности, іпіертной дли нея. Такъ обіцество, ігь которомъ я хочу осуществит^ кавую либо ндею, во ын возникшую, чуждо ыоей; ц ди, потовіу что не знаетъ ее : такъ матеріалъ, изъ иіітораго худоншлкъ д лаетъ статую, сопротиіілястся его р зцу. Унпчтожнть эту ип«ртность, неподиижно лежаіцее или не соотв ственнб данниіі ц лп совершающееся привестл въц - лесообразное движёніе — и есть то, что предстиптъ д ятельной спл , унйчтожающей сопротивлеиіе лежащаго ыежду idea геі и res, in qiiam idea rei. Ho этою задерживающею средою еще не исчерпывается сила еопротивденіа: оііа предшествуетъ 6'н шнёму объектшиишу процессу ц лесиобразностіі. іі остается еще, когда опъ иовидішоаіу узке «ІКСІНЧІМІЪ. Именио, и въ еамоыъ дух , въ которомъ возізикаетъ idea геі, она должна пребдол ть н которре сопрбтіівдёніе, чтобы пыіііц изь него и статв вв шшш/ь проиессомъ, напр. с.мутіюсть желаеаіагр, неув реііность ьъ сплахъ, равиодушіе къ будуіцеыу; и кргда наконецъ
Стр.2
о цллкооог.і-лзпости. 307 зтотъ процессъ совершился и исе пеоиходиыое длн осущестилспіи ц лй узЕ;е сд лапо, актіпіному пачаду остаетон еще ПОСЛІІДІИІМ']) усйліёмъ воилбтить образъ нъ веіць. Такимъ образомті id, qnod inter ideam rei et rem ipsam есть пнертное дляц ли — приподимое въ ц лесообразный процессь, и безразличиое длн нея —становящеесн черезъ этотъ ироцессъ ея воплощеніемъ; или, что то же, есть путь, no которому проходнтъ идея отъ чистаго пребываііія въ сознаніи субъекта до овеществленія своего во вн шнемъ объект . Сила же преодод вающая сопротивленіе того, что лежитъ на пути идеи къ своему осуществленію во вн шнеыъ ыір , есть сида яіеланія, пробуждаемаго въ дух возникшимъ образомъ или понятіеыъ ц ли, и порою эта спла бываетъ такъ слаба, что не преодол ваетъ даже п субъективнаго сопротіівленія, такъ что возннкшее въ дух не разр шается никакимъ д йствіеыъ, остаетея бозплодпымъ образоыъ и желаніемъ; порою же она развпвается до такихъ разм ровъ, что преодолііваетъ сопротпвленіе ц лыхъ народовъ н даже всего челов чества — до сихъ иоръ, впрочепіъ, всегда иа время •), Условія, которыя способствуютъ увеличенію этоіі д ятельной смлы въ ц лесообразныхъ процессахъ, заслужнваютъ по своей важности саыаго вниыательнаго изученія. Изъ нихъ мы иазываеыъ два — силу воображеиія и ясность ііоиішаііія. Первое, т. е. воображеніе, д даетъ то, что отдалсііное будуіцее, образъ котораго возникаетъ нъ дух , пріобр тая поразителыіую ясность и осязательіюсть, какъ бы прпближается къ духу п входнтъ въ него, Tupusni сопривас&іась мта сила. ВиоочаГипее ііроявлоніе такой силы духа "и мііходимі. у наибод е дароиитыхъ дичностей вьъ наііболіі даровнгыхъ ііиіщдовъ. Taitiix'i. ліічпос.тей, СІІМЫХЧ. оіілі.ііих'1. ігь &сТоріи, мы дунаенъ, IIUJO три: Цеварь^ Инвоаеитій 111 u uami. государь Петръ 1. Бь иервыхъ Д«ухъ особопио поражаетъ насъ удитітелі.іюе еоедииеніе желаиіл съ тонf'liii'ii и іфоііііцателі.ііым'1. умолъ, что давало возыожность иыъ не толі.ко ftiuicTiiq стрііміітьсл ii'ii аадумаппоГі и ли, но п росподствовать надъ сі)едСТИЦІІИ, I'll, третьёмъ цаъ вазваииыхъ людей че было ЙТОГО ІІІНЬЯ избиГмі. иутц сь тіііітцпГоыі. соирсітіпл ніл', u кроы того исчоріл ие такъ ^'I'umo иодготовила для иего иуть, какъ для иервыхь двухъ. Такъ что Ио быль, по всеиу в роятш, маибол е силмю желавшін челов къ иа земл . ') Гопорл «ц лат челов честиа» ыы разуміемъ вс хъ людей, съ ко
Стр.3
36 8 О Ц ЛЕСООБРАЗНОСТІІ. овдадіяшя вс ми его силами. Это д йствіе живости воображкнія; а его неутомимость д лаетъ то, что разъ вознпкшій образъ становйтся неподиижныліъ въ сознаніи --7 и, заедоиля собою все остальиое, заставляетъ челов иа жнть только собою. Этотъ-то- в чно неподвижный и яркій ибразъ (ітдаленнаго будущаго есть источникъ того, что мы иазыиаемъ Фанатпзмоагь, и безъ котораго, вопрекп сложиіішеыуся мн нію :.іы думаемъ не бглваетъ ни ііелчиикъ людей в'ь жизіиі, ни вел.икихъ д лъ въ исторіп. Второе жс, т. е. ясность поынманія, способствуетъ образованію въ челов к твердыхъ понятіН отіюсительно того, необходчыо для будуіцаго, и твердыхъ уб-Ьждеиій, чтп 7чі6 ьто необхбдймбе зюжетъ быть осуіцествлено. X. Ученіе ооъ отношеніи ц лесообразиости къ другпмь еторонакъ бытія раснадается по чисду посл диііхъ на учёніе об'ь отношеиіи ея къ существоваыію, къ суіцностп, 7 къ свойствамъ, къ сходству и различію и къ числу. Разсыотримъ каждое изъ этихъ отиошеиій порознь. Всіікая цг.лесообразность им етъ дв ФЩЭМЫ суідествованія: идеалыіую, которая первоначалыіа no вредіени; и реадьную, которая сл дуетъ за нею во времени, Изг ПІІХЬ аёрвая ееть потенція второй, ц вторая никогда не возыикаетъ и не можетъ возникцуть безъ первоіі; потолу что все, что совершается въ д Йствитедьности иліг что суиіествуетъ въ ней не пройдя ран е черезъ сознаніе того, кто хочетъ этого существовапія или совершсчіія, пе есть уже ц-влесообразность, ио только одна чистая ІЦ)ПЧІІИНОСТЬ. Въ пдеальноМ Форм своего суіцествовапія ц лесообраз нисть заключаетъ въ себ все то, что заключается иъ ея реальной Форм , кром д йствптельностп; т. е. в ь об нхч. Формахъ т же части и такъ же расположеішыіі, no ТОЛЫІО иъ одпой — сознаваемыя и желаемыя, а вгь другоіі — осуществ^івнныя. Процеесъ осуществленія псриыхъ Форігь, пдеалыіыхъ, ІІ есть ц лесообразный процессь, въ которомъ иден духа соприкасаются съ простраистпоиіъ, зам - шённымъ матеріею. Путсаіъ этого соііріікосіісиіеиія пд^и ивешествляются въ ыатеріп, и матерій одухотворяется
Стр.4
о ЦІІЛКСООІ.РЛІИІОСТІІ. 309 іідеими, прйходя п'ь ря-.іумпое, т. е. проіподіііее рап е чёрезъ созііапиз, днііжеіііе. п іірііішман созніінную ирежде Форму. Что nee сказаппое спраііедлііио, въ этомъ ыожно уб - диті.ся разомотріип. какое лиоо едпнпчное іпіденіе ц леСЪобразпЬсти'. I'airlw', чіімъ нвитён процесч ь доказатедьстБа геош іричсскоіі тооремы, нли діиіаіііи сгатуч, илн устроенін государстка,' этотъ процессъ совершптіія въ сознаніц того, кто доказыьаетъ теореаіу, д лаетъ статую нли устрояетъ государстио; т. е. и образъ илн поннтіе д лаеыаго, и процессъ (способъ, путь) д ланія пройдя черезъ сознаніе пройдетъ черезъ ндеальную Форму своего суіцествоііапія. А что эта Форыа есть потенція будущей реальной Формы, это яспо изъ того, что посл дняя никогда не возшпшетъ безъ периой: нп теореыа ие докажется, еслп ранВе не была открыта или обдумана, нп статуя не сд лается, еслн ея образа не было въ душ художника, іш государ(vrno lie устроится, если плаігь устроііства не прошелъ черезъ уыъ ііолптика. Накоиецъ, что иъ результат ц - лесообразиоіі д ятелыіостн всегда является смЬшеніе вещества ІІ духа, это яско 'пзъ того, что еслн въ доказателр^стк теоремы мы устрапимъ звуки слопъ и начертанныи Фіігуры-—то получіітся чистое понятіе геометрпчеекой иетиііы, если въ сд ланноіі стату удалпмъ мраморъ — то ті.іучптся чйстыіі образъ ея, и въ государств , есліі мислсііпо отвлечеыъ его оть жипыхъ людей и іііісаипыхъ заКІИКИІЪ — гюлучится чистая иден государства. XI. Лъ пдеальной Форліз евоего суіцестпованія ц леіііоОразпоеть исегда ііредіііестиуетъ сущностіі того, что иіілесообразио сущестиуетъ ИЛІІ совертается въ д йствнтс.іыіости, ц, создавая эту суіцность, воплоіцается въ 'iiu'Tii ея. 11 въ еамсшъ д л , какъ выше доказаио было, суіцность псего пребываюіцаго слагается пзъ вещества п Форліы, л суііиіпсть всего совершаюіцагося состоптъ въ строеніи •исмента изм непія и въ строеніи процесса, какъ порядка Іііичіолиженія 9тііх'ь эдементовъ. Ц лесообразііость же, 1J. 1'о.іаповъ. 0 иоииыАііш. 2-t
Стр.5