Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Жестокий талант

0   0
Первый авторМихайловский Николай Константинович
Издательство[Б.и.]
Страниц34
ID8113
Аннотация(Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. Томы II и III. СПб. (1882)
Кому рекомендованоФилософия
Михайловский, Н.К. Жестокий талант : Очерк / Н.К. Михайловский .— : [Б.и.], 1882 .— 34 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8113 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исходный PDF-файл здесь: http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf2/fmdosmih.pdf Человек -- деспот от природы и любит быть мучителем. <...> Достоевский ("Дядюшкин сон") Я до того дошел, что иногда теперь думаю, что любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать. <...> Так именно и произошло со многими по случаю смерти Достоевского. <...> Ничего подобного не было, а со смерти Достоевского прошло только полтора года или, пожалуй, уже полтора года. <...> Тотчас после смерти Достоевского мы представили читателю беглую характеристику литературной физиономии покойника, предполагая с течением времени возвратиться к более подробному развитию некоторых частностей. <...> Между прочим, было упомянуто, что к тому страстному возвеличению страдания, которым кончил Достоевский, его влекли три причины: уважение к существующему общему порядку, жажда личной проповеди и жестокость таланта. <...> Второй и третий темы полного собрания сочинений Достоевского представляют для этого прекрасный повод. <...> Во второй том вошли: "Бедные люди", "Двойник", "Господин Прохарчин", "Роман в девяти письмах", "Хозяйка", "Слабое сердце", "Чужая жена и муж под кроватью", "Честный вор", "Елка и свадьба", "Белые ночи", "Неточка Незванова", "Маленький герой"; в третий том "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели", "Скверный анекдот", "Зимние заметки о летних впечатлениях", "Записки из подполья", "Крокодил или необыкновенное событие в пассаже", "Игрок". <...> В них, в этих старых мелочах, можно найти задатки всех последующих образов, картин, идей, художественных и логических приемов Достоевского. <...> Но этой задачи мы на себя не берем и посмотрим только на те черты повестей и рассказов, вошедших во второй и третий томы, которые оправдывают заглавие предлагаемой статьи: жестокий талант. <...> Прежде всего надо заметить, что жестокость и мучительство всегда занимали Достоевского, и именно со стороны их привлекательности, со <...>
Жестокий_талант.pdf
МИХАЙЛОВСКИЙ Н.К. ЖЕСТОКИЙ ТАЛАНТ (Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Томы II и III. СПб. (1882) Источник:Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. - М., 1957. Html-версия - В. Есаулов, июнь 2007. Исходный PDF-файл здесь: http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf2/fmdosmih.pdf Человек -- деспот от природы и любит быть мучителем. Достоевский ("Игрок") Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. Достоевский ("Дядюшкин сон") Я до того дошел, что иногда теперь думаю, что любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать. Достоевский ("Записки из подполья") Странная вещь, эта дружба! Положительно могу сказать, что я на девять десятых стал с ним дружен из злобы. Достоевский ("Крокодил") I Опять Достоевский*. * - См. ниже, гл. II "Записок современника" Да, опять Достоевский, и, может быть, это повторится еще не раз. Не то чтобы Достоевский представлял собою один из тех центров русской умственной жизни, к которым критика должна волейневолей часто возвращаться ввиду бьющего в них общего пульса. Есть люди, которые желали бы сделать из него нечто подобное; но, несмотря на старательность этих людей, принимающихся за свое дело с терпением дятла, ничего как-то из их усилий не выходит. Один г. Орест Миллер чего стоит! Он именно подобен дятлу, когда в своих статьях и публичных лекциях, им же несть меры и числа, восхваляет Достоевского, воздает хвалу Достоевскому, восторгается Достоевским, благовестит о Достоевском и восклицает: о Достоевский! Правда, этими склонениями и ограничивается роль г. О. Миллера как пропагандиста и комментатора, но все-таки подумайте, сколько тут вложено труда! А где результат? Более стремительный Владимир Соловьев действует наскоком. Мне попалась как-то литографированная речь или лекция г. Соловьева о знаменитом покойнике. Она была построена приблизительно так: в мире политическом данной страной управляет всегда в конце концов один человек; то же самое и в мире нравственном: здесь всегда есть один духовный вождь своего народа; этим единым вождем был для России Достоевский; Достоевский был пророк божий! Я ручаюсь за слова "пророк божий" и за
Стр.1