УДК 37.015.4
ББК 88.33
Э34
Перевод выполнен при финансовой поддержке NORLA
Эйестад Г.
Э34
Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру
Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. — М.: АЛЬПИНА
ПАБЛИШЕР, 2014. — 294 с.
ISBN 978-5-9614-4693-7
Все родители хотят, чтобы их дети, повзрослев, умели делать правильный
выбор, не пасовать перед трудностями, быть справедливыми по отношению
к себе и другим, жить в гармонии с собой. Одним словом, чтобы мы,
родители, могли быть уверены, что наши сын или дочь готовы к выходу
в жизнь и точно знают, что делают. Для этого необходимо развивать у детей
здоровую самооценку. Любящие мамы и папы всегда поддерживают своих
детей, но одной лишь любви недостаточно. Важно занять осознанную позицию
родителя: интересоваться потребностями и нуждами своего ребенка,
задумываться о том, что вы сообщаете детям своим поведением, заботиться
об атмосфере в семье. Практические рекомендации, примеры из жизни
и анализ конкретных ситуаций помогут вам использовать полученные
знания в воспитании детей, а также развиваться и расти вместе с ними.
Книга будет полезна родителям и всем тем, кто так или иначе взаимодействует
с детьми.
УДК 37.015.4
ББК 88.33
Все права защищены. Никакая часть этой
книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то
ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного
или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа
к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru.
ISBN 978-5-9614-4693-7 (рус.)
ISBN 978-82-05-40746-6 (норв.)
© Gyldendal Norsk Forlag AS 2011
© Шинкаренко Н.В., перевод, 2014
© Издание на русском языке,
перевод, оформление.
ООО «АЛЬПИНА ПАБ ЛИШЕР», 2014
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I
О САМООЦЕНКЕ И ОСОЗНАННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ. . . . . . . . . . . 9
Глава 1. О самооценке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Замысел книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Что такое самооценка?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Осознанное родительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Что такое осознанное родительство? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Инструменты для достижения осознанного родительства . . . 34
Часть II
САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ
(от рождения до двенадцати лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 3. Мозг — это конструктор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Почему первые годы жизни имеют такое значение . . . . . . . . . . 45
Память о годах, которые мы не помним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Впечатления упорядочиваются и классифицируются . . . . . . . . 48
Как повторяющийся опыт превращается в привычки . . . . . . . . 50
«Автобиография» имеет значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 4. Инструмент осознанного родительства:
аффективная настройка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Аффективная настройка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Настройка посредством речи — слышать по-настоящему . . . . 65
Глава 5. Инструмент осознанного родительства:
круг безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Привязанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Динамика в круге безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Стр.6
6
САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Баланс и дисбаланс в круге безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Что дает ребенку круг безопасности?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Следствия сложившейся привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Глава 6. Тихая гавань: что тебе надо делать,
когда мне неспокойно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Телесный контакт необходим. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Примите детскую зависимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Душа в душу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Когда уместно активное слушание и отражение? . . . . . . . . . . . 109
Глава 7. Поддержка жажды познания: что тебе надо делать,
когда я чувствую, что все в порядке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Поиграй со мной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Используйте чувство юмора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Дай мне возможность научиться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Смотри за мной и помогай мне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Глава 8. Безопасное познание:
как устанавливать границы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
С какой целью вы устанавливаете границы?. . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Не злитесь! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Не нервничайте, меньше кричите и ругайтесь. . . . . . . . . . . . . . . 139
Чем заменить ругань?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Укрепляйте самооценку ребенка, работая над собой . . . . . . . . 149
Часть III
САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Глава 9. Развитие мозга в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Золотой шанс для укрепления самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Глава 10. Исследование жизни в подростковом возрасте:
великий проект становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Подросток в кругу безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Авторитетный взрослый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Проект становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Быть родителем подростка: как к этому подготовиться? . . . . 175
Зависимый и самостоятельный —
две стороны одной медали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ
7
Глава 11. Безопасность в подростковом возрасте:
быть под оптимальным наблюдением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Ослабьте контроль, но не теряйте его. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Родители, проявляющие теплоту и требовательность . . . . . . . 197
Глава 12. Установление границ в подростковом возрасте:
взрослый, с которым можно поговорить. . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Теплота в установлении границ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Полное принятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Обсуждайте с подростком причины
установления границ и последствия их нарушения . . . . . . . . . 214
Поддерживайте увлеченность и достижения . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Личные границы подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Личные границы родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Недовольные подростки — или недовольные родители?. . . . . 223
Что мы можем сделать вместо того, чтобы ругать. . . . . . . . . . . 230
Глава 13. Подростковый возраст:
уникальная возможность улучшить самооценку . . . . . . . . . 243
Растопить лед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Высказываться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Вмешаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Снятие нервозности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Просить прощения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Часть IV
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Глава 14. Уверенный и свободный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Пять заповедей осознанного родительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Вы не одиноки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Все нуждаются в страховочной сетке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Никогда не поздно исправить погрешности . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
В жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Стр.8