463
АЭРОПДАЦЪ
очередь, уравнов шпвающуюся вертикальной составляющеп
собствениаго в са зм я, и вся спстема
будетъ въ равнов сіи. Такимъ образомъ, мы подошлп
къ схем летящаго А. (рис. 5), въ которомъ
та же наклонная къ горпзопту иоддерживающая поверхность
подвергаетья д йствію сл дующихъ сплъ:
1) собственная лоступатсльная сііла двнженія (тяга
вращающагося впвта) горпзонтально впередъ; 2) собственный
в съ А.—вертикально внпзъ, п 3) сопротнвленіе
воздуха—вверхъ перпонднкулярно къ поверхностп.
Разложеніеыъ этого сопротпвленія на
дв составляющія получпмъ, что горцзонтальная
поглощаетья тягой впнта, т.-е. будетъ тормозпть
ходъ А., а вертикальпая при равнов сіп должна
ураввять собственный в съ А. п т мъ датьвозыожность
посл днему впс ть въ воздух . Комбпнируя
эти данныя, получимъ свободиый полетъ А., прнчемъ,
съ изы неніемъ наклона поддерлсиваюіцей поверхностн
А. къ горпзонту (плп иначе угла атаки)
п скорости, соотв тствепно изм няетоя п сопротпвлепіе
воздуха, а сл доватсльно, п его вертикальная
составляющая, откуда вытекаетъ іштересная
Поіігм. сцла.
404
систему пазадъ. Въ зм это опрокпдываніе устраняется
прпсоеднпеніезіъ хвоста и способомъ прпкр
пленія уздечкп зм я въ верхней его частіг. Для
А. необходимо таіше сд лать прпспособленіе, дающее
ему продольную устойчивость, что достпгается
Н г п р."Ь ^ u J/C ,
вптн і.
Рпс. G.
Силь І.ЧРИ
V
^ІООДЛАНЛ.
'
Рпс. 5.
даниая: съ увелпченіемъ поддержпвающей поверхности
и угла атакп увелпчпвается подъемная сила
А. при той іке скоростп ого двпжепія; п, наоборотъ,
увеличивая скорость А., получимъ увелпчсБІе
его подъемной сплы. Съ другой стороны, всякое
увелпченіе сопротпвлепія воздуха, увелпчивая
цодъеыную сплу А. одной своей составляющеіі
(вертпкальной), другой (горизонтальной) торыозптъ
двпженіе аппарата п тормозпгь т мъ больше, ч мъ
больш уволпчпвается подъеыпая спла. Изложеннал
завпсимость можетъ быть для наглядностн представлсна
сл дующоп формулой: R = f(S. і . ), гд
Е, = сопротпвленіе воздуха, 8 = площадь, поддерживающей
поверхпости, і = уголъ атаки, :=скорость.
Въ этой формул , при увсличеыіи правой ея
части, увслпчиваетйя, песомв нпо, и л вая, т.-е.
сопротнвленіе воздуха, которое состоитъ пзъ двухъ
составляющихъ: Й:=Рп-|-Рвр. Рп = полезпоо сопротивленіе,
дающее подъемную снлу, ц Рвр. = вредпое
сопротпвленіе, тормозящее поступательное двпжевіе
А. Прп увелпченііі Е увелпчиваются оба Р,
какъ полезное, такъ п вредное, т.-е., ч ыъ больше
подъемная сила А., т мъ больше п успліе торыожепія.
Это является невыгодпой стороной спстемы п
отзывается на ея коэффпціент полезиаго д йствія.
Переходя къ схем , бол е прпблплгающейся къ д йствптельностп,
ыы должны вспомшіть, что спла сопротпвленія
воздуха прплагастся къ двіпкущенся, въ
его сред , наклонной поверхности пе въ центр ея
тяжссти, а блшке къ передиему концу (рпс. 6). Прп
такомъ распред леніп силъ вертикальная составляющая
сплы соиротпвлевія воздуха не совпадаетъ съ направлоніемъ
сшіы собственнаго в са аапарата, и
получается пара сплъ, стремящаясл опроішнуть
¥•
устройствомъ особаго хвоста (рпс. 7), состоящаго пзт.
отд льной поддсржішающеіі поверхностя, комбпнируя
разм ры н уголъ наклона которой, въ связп съ главной
повсрхпостью, молшо добпться того, что равпод
йствующая вс хъ всртпкальныхъ составляющпхъ
сшгь сопротпвленія воздуха об ихъ поверхностей
пройдетъ черезъ центръ тянсестц спстемы, ч мъ п
устрапптся врсдное опрокпдываніе. Желаніе увеличпть
въ А. несущія поверхпостп, не увеличнвая
горвзонтальиыхъ разм ровъ саыаго аппарата, повело
къ тому, что этп поверхпостп располоашлп
одну надъ другой,—получплись А. съ двумя рядами
поддерлсивающііхъ поверхпостей, называемыс б пп
л а н ы, въ отличіе отъ А., пм ющихъ одну поверхпость
и иосящпхъ пазвапіе моноплановъ. БІІI
ЫіНаі.ал
/Tati
ІІЪсг <х+£
%•*!*. Оуяаии-*
Рис. 7.
планы им ютъ н которое препмущество псредъ мопопланаыи
въ смысл устойчпвости, ибо слой воздуха,
паходящійся мол:ду поверхностямп, сод йствустъ
сохраненію бппланамп своего полсшенія, но въ то л«)
время моноплапы выгодн е въ смысл управляемостя.
Нсдостатки н достоппства, какъ т хъ, такъ и
друглхъ въ большой м р завнсятъ отъ деталей
коиструг.ціп.—0рганы движенія. Поступательное
двшкеніе А. сообщаетсл впптоыъ, вращающимся
съ большоіі скороотыо въ воздух u т мъ развііваюідиыъ
значптельпое успліе тягп. Винты въ болышшств
случаовъ бываютъ деревянные, двухлопастыые,
насаженные пепосрсдствонно на валъ быстро вращающагоея
двпгателя (додробн е см. Віштъ). Чвсло
лопастей завпсптъ въ значвтельной м р отъ быстроты
вращепія двпгателя: ч мъ быстр с вращсніе,
т мъ меньше ысшотъ быть лопастей. При віедлеішо
вращающихся моторахъ устанавливаіотъ иногда два
Стр.1
АЭРОПЛАНЪ. I.
1. Отто Лпліенталь перодъ полетоыъ на своемъ плапор .
2. Л тательный ашгарагь ЧАВІОПЪ», пзобр тениый Адеромъ.
3. Бипланъ Бр. Райт ъ въ момептъ отд лепія его отъ рольса.
Брокгаузъ-Ефронъ, „Носый Энциклопсдическій
Словарь", т. І .
Къ cm. „Аэроплань"
Стр.2
АЭРОПЛАНЪ. II.
1. Русскій летчпкъ поручпкъ Рудпепъ па .юроіілаи Л. Фариава.
•II
_
1
ІШ і ш Г
IJS
^*tm^^__
// \
//
іма^Р**
\
^ІМІ
| ^
C'^^"''
•, .'f^^e
/ ^^ . ^^ ь
>
1
'.'.. -
••••'. •
Н •р^ч
шш
щ.
|
/
J
/ >ч
і
4Н ^и і
• 'к
'^—a.»
^ . Р
яШЯ&^^Иі
^"^^^^^
^ J
a
^^^
^п
і
j i
a
мгіВв^^Я
ы
•
^ГГ^-^^*^І
/ ЙЙК^
/
fjP^ С: S. І&вь. : /
^Г"" Х] !
^
•
^^^Е
Js
.
fM [w | 1
tW^^^^ L
-•"•
щЁ . ;
Ш^-^^..
•р
І •І
2. ZJ—рычагъ рул й высоты п крылыгаокъ боковоіі устойчивости; » п—рычагъ рулой направлешя;
Л'—уігравлспіо моторомъ; Л/—моторъ; В—вннтъ.
х
^^
n l^^tf
^ Н "**^sr
rtfl
,—«fr^H Е^ІГ1
TLM" Л '•пЯН
3. Блеріо XI3
БЬокг.а зь-ЕгБЬтіт.. ..Ноаый Энгіиклоисдгічсгкій
bis (двухм ствый). Бвдъ спереди.
С.юваЬь". ;/;. І .
f-Cr. гмі
-iohnit
іпііі,а
.
Стр.3
АЭРОПЛАНЪ. III.
1. БЛЕРІО.
1. Двпгатель.—2. Ввнті. (прополлеръ).—3. Шасси в буфера, прпннмающіо ударъ прп спуск на землю.—-1. Рычагъ, нсврііоллющііі
крылья прп движепш въ стороиы рычага Б.—6. Плоскость стабплпзадіп.—6. Рулн пысоты.—7. Рули паііраплоиіи.—8. Поадоржпваіпщія
поііерхиостя.—А. Розервулры для бонзива п масла. —В. Колоколообразвыв рычап, для управлевія руляыв высоты в иорокашивавіолъ
поддержішаіощііхъ поверхностей (боковая устоіічввость).—В. Пожпой рычагь для уиравловія руломъ папранлплія.
2. «І>АІ»МШ ь.
1. П редиІіі руль выиоты.—2. В рхпяя подд ржнвагощая илоскость.—3. Рули (ЛІПІЫО^ бововоЗ устопчпвости.—4 п Г>. Задній руль лысотм.—
G. Гулп направлеиія.—7. Стабилнзаторы, —8. Тор.мазъ.—9. Полозья.—А. Резеркуары длн бопзіша u масла.—Б. Дннгатоль.—IJ. Jiuuri..—
Г. Сіід нье.—Д, Рычагъ, уиравллюіцій руллми высоты (сперсдъ н иазадъ) и рулнми боковон устоіічіівооти (поворотъ пъ стороны).—
Е. Ножион рычагі., уиравляющш рулями иаііравлеиін.
3. АНТУАИЕТЪ.
1. Ввигь —2 Поадоржігваювіая поверхпость —3. Дшігатель.—4. Псродшй полозъ(пога).—fi. Тросъ, пскрпвляющів поддсржпвающуіпповорхность
6. Тросы рулой патіравл нів.—7. Руль высоты.—8. Рулв ііаправловід. —9. Стабялвзаторы. —10. Поддсржвваюіцая повврхяость.—
А. Рогуляторы ішуска беязвна д ыасла. —В. Иожпой рычагь для управлеиія руляіг» паііравлеиій.—В. Маховикв для управловія
пскрлвленіомъ крылі.енъ я рулемъ высоты. —Г. Сид нье.
Брокгаузъ-Ефронъ, „Новый Энцхік.гопедпчсскіп
С.ювпрь", т. IV.
Къ cm. „AaponjiaHb"'
Стр.4
4G5
АЭРОПЛАІІЪ
вшіта, чю ув личиваетъ впнтовую поверхность, дающую
поступателыіое двизкеніе, но присутствіедвухъ
впнтовъ опасно въ случа порчи одного изъ нихъ.
Біштъ (пропеллеръ) пом щается въ различныхъ
системахъ различно: у н которыхъ (преимущественно
моноплановъ) спередп, у другихъ (бпплановъ) сзади.
И то п другое пм етъ свои выгоды u недостаткп.
Враідеиіе впнтовъ достпгается ыоторамц (см. Двцгатель)
цсключительно внутоенняго сгоранія, снлою
въ 25, 50, 75 п 100 Н. Р. Первы ставятся на небольшихъ
А., одном стпыхъ, учебнаго характера;
вторые (50 Н. Р.) считаются нормальныши для
двум стнаго А. Моторы въ 75—100 Н. Р. ставятся
па А. гоночпые, рекордные и другого спеціальнаго
казначснія. В съ ыохоровъ всего 1 —2 килограмма
НАПЬАІіО.
*JC
A
466
РулІ, НАПрлЯЛ,
Рпс. 8.
ііа 1 Н. P., что возможно было достіігпуть прп ротатявныхъ
моторахъ съ вращающимисл цплиндрамн,
которые зтпмъ вращепісмъ охлаждаютъ себя и
даютъ возигожиооть мотору, несмотря на высокую
внутреннюю темпсратуру, работать совершенно
правіільпо. Но время пхъ д йствія пока не очень
вслико: черезъ 100—200 часовъ работы моторы
сильно изнашііваются. Теперь стремятся переити къ
моторамъ съ водянымъ охлажденіемъ автомобильнаго
тппа, какъ бол е надежпымъ п экономичпымъ.
й}ропЯі.кЪ
/
Xfeiy % О/Тус^-г е/сд^
Сопа, ъоэО,
СОП/І. for,
T/a^t Ыс еніл
Гнс. У.
Недостаткомъ болыппнства А. является невозможиость
авіатору самому пустпть въ ходъ моторъ безъ
ііомощп кого-лнбо, такъ какъ н тъ холостого хода
виита. Конструкція А. такова, что возможность задпяго
хода аипарата совершенно устравсиа, а между
т иъ, это сильно затрудняетъ маневрііровапіе.—0 ргапы
управленія п устойчивостп А.Повороть
А.въ горпзоптальной плоскости (рііс.8) достигается
совсршенно такъ же, какъ ІІ поворотъ обыкновеннаго
судна, помощыо руляповорота, состоящаго
пзъ вертикальной плоскостп опред лсннаго разм ра,
вом щаемой обыкновенио въ хвостовой части А. н
сойчасъ же скорость нарулшой части (относптельно
точкн поворота) поворхностіі А. (рпс. 8), какъ описывающей
окружность бблыпаго радіуса,станетъ увеличііваться,сравнительнососкоростыо
внутреннсй частп
той я;о пов рхности Б, почему давленіе встр чнаго
воздуха па первуюбудетъ болыпе, ч мъ на вторую, и
А. начнетъ иаклоняться въ сторрну поворота. Этіі
наклоны аппарата весьма значительны при крутыхъ
поворотахъ п болыпихъ поддерншвающихъ поверхностяхъ,
растянутыхъ къ тому ate въ поперечномъ направленіи.
Существуюта два способа противод йствія
подобному креиу аппарата: 1) Порекашііваніе (go
I
>- і,
- ^
"«•
ри л іЬл
oil с c/Ti
поворачивающейся на своей вертикальноіі осп вправо
и вл во (рыс. 8). Для поворота А. вправо нуяпю руль
поворота такліе положпть паправо, пбо тогда па
появпвшуіося добавочпую поверхность увелпчится
добавочное сопротпвлсніо воздуха. Высота полета
А. регулпруется р у л е м ъ в ы с о т ы, пом щаемымъ
разліічпо, лпбо впереди, либо сзади аппарата, въ
завпсимости отъ конструкцін, а вногда u оба одновременпо.
Увелпченіе угла атаіш поверхностп
руля высоты, ирп той ate скоростп двпженія, увелпчпваетъ
вортикальную составляющую сопротпвленія
воздуха и направляетъ ту часть. къ которой прпкр
пленъ руль высоты, вворхъ. Отсюда впдна необходиыость
разлнчной конструкціи псреднпхъ u заднпхъ
рулей высоты (рис. 9). Для того, чтобы заставить
аппаратъ пдти вворхъ, необходимо головиой
руль высоты поднять, а хвостовой, иаоборотъ, опустить
свопмп переднпмп ребрамп. Связь рулей достпгается
помощыо троссовъ н проволочныхъ тягъ,
приводнмыхъ въ движеніе рычагамн, плп маховнчкамп,
находящиміюя въ рукахъ авіатора. Каждый
А. доласенъ обладать устоіічивостыо въ двухъ взапмно
перпенднкулярныхъ направленіяхъ: продольиилъ
п поперочпомъ; отсюда и названія п р о д о л ьная
устойчпвость н попорсчпая ІІЛІІ б оковая
устойчивость. Первая достнгается
разд леыісмъ аппарата на дк части — головную и
хвостовую, прпчемъ посл дпяя носнтъ назваиіе
хвостъ устойчнвостп пли стабилвзат
о р ъ (рпс. 7). Этотъ отабилизаторъ даотъ вторую
точку опоры для аппарата въ воздух , что
u устраняетъ возможность продольной качки. Боковая
устоіічцвость доляша обозпечить горпзонтальиость
поперечной оси аппарата, изм няющаго свое
пололіеніе подъ вліяніемъ в тра, наклоняющаго аппаратъ,
а также u подъ вліяиіеыъ т хъ перем нъ
въ сопрохивленіи воздуха, ксторыя пспытываетъ А.
прп поворотахъ (рис. 8). При двткенііі по прямои
линіи поддержіівающія поверхности А. испытывають,
вообще говоря, равном рное сопротивлеиіе
повсюду, но какъ только аппаратъ начнетъ поворачпваться
въ горизоптальномъ направленіи, то
иЬе-ІЬ
іёвькъ
Стр.5
Зам ченныя опечатки и погр шност
Строка:
30 СВ.
\ Т 0 м ъ.
Лапечатапо:
Адлерсберг ъ (Adlersberg),
III
томъ.
15 сн.
16 »
14 »
33 св.
2 »
23 сн.
14 св.
19 »
12 сн.
14 св.
26 »
Hiller'a, Crusius'a
Ypi[4.|J.av
а^Э-рштто;
ПОЛЯ
составпть
Паннуса
опред ленному
х= а
х =
(a II ш ПОСТОЯННЫЯ)
Гпллипъ
18 св.
25и24 сн.
35 сн.
15 »
6 »
25 ев.
13 »
9 з.
5—6 св.
23 сн.
19 св.
15 св.
20 сн.
11 св.
32 »
26 сн.
17—18 св.
20 св.
38 »
43—44 св.
19 сн.
22и23 св.
29 св.
5 св.
6 сн.
28 и 25 сн.
2 св.
5 и 4 сн.
10 св.
IV томъ;
88,6
отъ экпатора всл дствіе вращенія
зомлн на своой оси и др.).
10—15
п вс
неисправлеБншш,
избираетъ изъ числа
зам щалось
боярскіе
Лучшаго, Величайшаго
Лучшаго,
Амегино,
(южной Африкп),
его не
арабской
въ итальянской
даръ-фора
Тішбукту, габбесы.
и др. (Доплань).
бамбари,
составляющіо
(221)
по м стнымъ окладамъ
поддерживающія
положенія
Аптоиія и Пахомія.
«Цв тъ», «Цв т »,
«Цв тъ»
bise-liella
черные
Hiller-Crusius'a
Ypa(j.[Aiiv
а &ршпе
СЛОЯ
выразить
Паипуса
опред ленновгу,
х=;со
х=:оо
(а и ш ПОСТОЯиЫЫЯ,
"'<0 )
Гилиопъ
Сл дуетъ читать:
Адлерефельдть (Adlers
feld),
79,9
отъ экватора и др.).
8—10
не вс
непсправньгаи,
избираетъ
зам щалась
боярскія
Лучшаго Величайшаго
Лучшаго
Амелино,
(южнал Афрпка),
но его не
арабоидной
главныыъ образомъ, въ ита
льянской
Даръ-Фора
Тпмбукту, и габбосы,
(Деплань).
бамбара.
составляютъ
(222)
Антоыіомъ и Пахоміемъ.
«Ув тъ», «Ув т »
«Ув тъ»
bisi-liella
черныя
пом стнымъ окладомъ
удерлчівающія
іюдъсма
Стр.1