Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Комплексная реабилитация, социальная интеграция, развитие физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж и настольного тенниса: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛанская Ольга Владимировна
АвторыЛысов А. Д., Сазонова Людмила Анатольевна, Васильева А. Э.
ИздательствоСПб.: СПб ГЭТУ "ЛЭТИ"
Страниц167
ID807670
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются функции адаптивной физической культуры и спорта в системе физического воспитания, реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья; процессы развития адаптивного спорта в рамках крупнейших спортивных движений и паралимпийские виды спорта; основы физической реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; игровые виды спорта (на примере хоккея-следж и настольного тенниса) для комплексной реабилитации, социализации и развития физических качеств спортсменов с поражением ОДА.
Кому рекомендованоПредназначено для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.02- 49.04.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(АФК)", 49.06.01 "Физическая культура и спорт", тренеров и специалистов, работающих со спортсменами с поражением ОДА, руководителям и сотрудникам социально-реабилитационных учреждений
ISBN978-5-7629-2958-5
УДК616.7:796.032
ББК53.54
Ланская, О.В. Комплексная реабилитация, социальная интеграция, развитие физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж и настольного тенниса: учебное пособие / А.Д. Лысов, Л.А. Сазонова, А.Э. Васильева; О.В. Ланская .— Санкт-Петербург : СПб ГЭТУ "ЛЭТИ", 2022 .— 167 с. — ISBN 978-5-7629-2958-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/807670 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Комплексная_реабилитация,_социальная_интеграция,_развитие_физических_качеств_лиц_с_ограниченными_возможностями_здоровья_средствами_хоккея-следж_и_настольного_тенниса_учебное_пособие.pdf
О. В. Ланская, А. Д. Лысов, Л. А. Сазонова, А. Э. Васильева КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ХОККЕЯ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА Санкт-Петербург 2022
Стр.1
УДК 616.7; 796.032; 796.06-796.07 ББК 53.54; 60.9; 75.1; 75.5 Ланская О. В., Лысов А. Д., Сазонова Л. А., Васильева А. Э. Комплексная реабилитация, социальная интеграция, развитие физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж и настольного тенниса: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. 167 с. В учебном пособии рассматриваются: функции адаптивной физической культуры и спорта в системе физического воспитания, реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья; процессы развития адаптивного спорта в рамках крупнейших спортивных движений и паралимпийские виды спорта; основы физической реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА); игровые виды спорта (на примере хоккея-следж и настольного тенниса) для комплексной реабилитации, социализации и развития физических качеств спортсменов с поражением ОДА. Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.02 - 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», 49.06.01 «Физическая культура и спорт», тренеров и специалистов, работающих со спортсменами с поражением ОДА, руководителям и сотрудникам социально-реабилитационных учреждений. УДК 616.7; 796.032; 796.06-796.07 ББК 53.54; 60.9; 75.1; 75.5 Рецензенты: М. В. Балыкин - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» (г. Ульяновск) Т. Г. Арутюнян – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета физической культуры и спорта по научной работе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева» (г. Красноярск) © Ланская О.В., Лысов А.Д., ISBN 978-5-7629-2958-5 2 Сазонова Л.А., Васильева А.Э., 2022
Стр.2
Оглавление Предисловие....................................................................................................... 4 ЧАСТЬ 1. РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ............................................................................................................................... 6 ЧАСТЬ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПОРАЖЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА). ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА .......................................................................................... 27 ЧАСТЬ 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА ........................... 37 ЧАСТЬ 4. ХОККЕЙ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА, ОСОБЕННОСТИ ДАННЫХ ВИДОВ СПОРТА, КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ КЛАССАМ . 42 ЧАСТЬ 5. ХОККЕЙ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .................................. 74 ЧАСТЬ 6. ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ХОККЕЯ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА) .................. 94 6.1. Особенности физической подготовленности в хоккее-следж ......... 94 6.2. Педагогический контроль над физической подготовленностью хоккеистов-следж ..................................................................................... 105 6.3. Особенности физической подготовленности спортсменов с поражением ОДА, специализирующихся в настольном теннисе ......... 126 6.4. Коррекция и совершенствование двигательных способностей у юношей 17-18 лет с последствиями ДЦП, занимающихся настольным теннисом (экспериментальное исследование) ...................................... 130 Список литературы ....................................................................................... 145 Приложение А ........................................................................................... 161 Приложение Б ........................................................................................... 163 Приложение В ........................................................................................... 164 Приложение Г ........................................................................................... 166 3
Стр.3
Предисловие Учебное пособие посвящено рассмотрению роли адаптивной физической культуры в системе реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается развитие адаптивного спорта в рамках крупнейших спортивных движений, а также Паралимпийский спорт для лиц с нарушением ОДА, зрения и интеллекта. Отдельное внимание уделено историографии развития и особенностям таких паралимпийских видов спорта как хоккей-следж и настольный теннис для лиц с поражением ОДА, а также комплексной реабилитации, интеграции людей с какой-либо двигательной инвалидностью в общество и развитию физических качеств средствами хоккея-следж и настольного тенниса. Данный труд интегрирует в себе теоретические и практические (в том числе, собственные экспериментальные) сведения по изучаемым вопросам, является результатом совместной работы специалистов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» и ведущих спортсменов России, специализирующихся в хоккее-следж и настольном теннисе для лиц с поражением ОДА, - победителей и призеров чемпионатов России, Европы и мира, участников и призеров Паралимпийских игр. Изложенный курс сопровождается демонстрацией фотоматериалов с разрешения соавторов учебного пособия Алексея Лысова и Александры Васильевой из личного архива спортсменов и открытых источников СМИ. Авторский коллектив: Ольга Владимировна Ланская – доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физиологии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»; руководитель магистерской программы по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (профиль: Физическая реабилитация). Алексей Дмитриевич Лысов – российский следж-хоккеист, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России, серебряный призер XI зимних Паралимпийских игр (г. Сочи, Россия, 2014), чемпион мира, чемпион Европы, многократный чемпион России. Людмила Анатольевна Сазонова – кандидат биологических наук, 4
Стр.4
доцент, доцент кафедры физиологии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» Александра Эдуардовна Васильева - мастер спорта России по настольному теннису среди лиц с поражением ОДА, многократная чемпионка России, серебряный и бронзовый призер чемпионатов Европы, чемпион Европейских паралимпийских молодежных игр (г. Вараждин, Хорватия, 2015), участник XVI Паралимпийских летних игр (г. Токио, Япония, 2021). Содержание курса является продолжением и углублением учебного материала в рамках преподаваемых дисциплин, таких как: - «Адаптивный спорт», «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация», «Социология физической культуры» для бакалавров, получающих образование по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (профиль: Адаптивное физическое воспитание). - «Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях костномышечной системы», «Комплексный контроль в адаптивной физической культуре», «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности в адаптивной физической культуре» для обучающихся магистратуры по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (профиль: Физическая реабилитация). - «Методология исследований в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» для обучающихся аспирантуры по направлению подготовки 49.06.01 «Физическая культура и спорт» (профиль: Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки). 5
Стр.5
ЧАСТЬ 1. РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Формирование здорового образа жизни и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека является важнейшими проблемами современной России [125]. По этой причине, физическая культура считается компонентом единой культуры общества, является сферой социальной деятельности, направленной на поддержание здоровья, формирование и совершенствование физических способностей и качеств человека, а также применение их в соответствии с потребностями общественной практики [14]. Как указывается во Всемирном докладе об инвалидности ВОЗ, более миллиарда человек, или около 15% населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности. Неуклонный рост уровня заболеваемости и инвалидности среди трудоспособного населения Российской Федерации диктует необходимость в совершенствовании существующих и разработке новых методик по их профессиональной адаптации и социальной интеграции в общество. В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года насчитывается 11,8 млн лиц с инвалидностью (около 8% населения страны) [34], многие из которых хотят заниматься спортом и вести активный образ жизни, поэтому они нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий, которые реализуются через физическую культуру. Адаптивная физическая культура (АФК) - это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей, создание готовности человека к жизни, оптимизацию его физического состояния и развития [129]. АФК является важнейшим компонентом всей системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, всех ее видов (адаптивное физическое воспитание (АФВ), адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные телесно-ориентированные практики АФК) и форм. Она со всей 6
Стр.6
очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социальнобытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейшего средства и метода медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации. АФК предполагает не только значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, адаптации к трудовой деятельности и саморазвития данной категории граждан, самовыражения и самореализации, но и востребует знания специфических принципов, организационных форм их использования, конкретизации коррекционных задач [50]. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью движение – это не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии [131]. АФК занимает особое место в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью, и дает им реальный шанс на полноценное активное участие в жизни социума как социальной единицы. Общая «философия» использования средств АФК состоит в принципиально новом понимании ее смысла как социального феномена, основной целью которого является социализация или социальная абилитация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества его жизни, наполнения ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не сводится только к лечению и коррекции с помощью тех или иных психотерапевтических процедур [47]. Следует отметить, что проблема развития АФВ в современной научнометодической литературе освещена недостаточно. Практические пути, средства и методы формирования АФВ не актуализированы в полной мере. Существует противоречие между необходимостью укрепления и сохранения здоровья средствами физической культуры и отсутствием здоровоформирующих технологий физического воспитания. В связи с этим, процесс развития АФК является актуальным, как с теоретической, так практической точек зрения [36, 106, 116]. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.