О. В. Ланская, А. Д. Лысов,
Л. А. Сазонова, А. Э. Васильева
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ХОККЕЯ-СЛЕДЖ И
НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА
Санкт-Петербург
2022
Стр.1
УДК 616.7; 796.032; 796.06-796.07
ББК 53.54; 60.9; 75.1; 75.5
Ланская О. В., Лысов А. Д., Сазонова Л. А., Васильева А. Э.
Комплексная реабилитация, социальная интеграция, развитие
физических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья
средствами хоккея-следж и настольного тенниса: учебное пособие. СПб.:
Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. 167 с.
В учебном пособии рассматриваются: функции адаптивной физической
культуры и спорта в системе физического воспитания, реабилитации и
социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;
процессы развития адаптивного спорта в рамках крупнейших спортивных
движений и паралимпийские виды спорта; основы физической
реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА);
игровые виды спорта (на примере хоккея-следж и настольного тенниса) для
комплексной реабилитации, социализации и развития физических качеств
спортсменов с поражением ОДА.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям
подготовки 49.03.02 - 49.04.02 «Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»,
49.06.01 «Физическая культура и спорт», тренеров и специалистов,
работающих со спортсменами с поражением ОДА, руководителям и
сотрудникам социально-реабилитационных учреждений.
УДК 616.7; 796.032; 796.06-796.07
ББК 53.54; 60.9; 75.1; 75.5
Рецензенты:
М. В. Балыкин - доктор биологических наук, профессор, заведующий
кафедрой адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Ульяновский
государственный университет» (г. Ульяновск)
Т. Г. Арутюнян – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель
декана факультета физической культуры и спорта по научной работе
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева» (г. Красноярск)
© Ланская О.В., Лысов А.Д.,
ISBN 978-5-7629-2958-5
2
Сазонова Л.А., Васильева А.Э., 2022
Стр.2
Оглавление
Предисловие....................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1. РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
............................................................................................................................... 6
ЧАСТЬ 2.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАБОЛЕВАНИЙ,
ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПОРАЖЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА (ОДА). ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
ПОРАЖЕНИЕМ ОДА .......................................................................................... 27
ЧАСТЬ 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
И СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА ........................... 37
ЧАСТЬ 4. ХОККЕЙ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ДЛЯ
СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА, ОСОБЕННОСТИ ДАННЫХ ВИДОВ СПОРТА,
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ КЛАССАМ . 42
ЧАСТЬ 5. ХОККЕЙ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС В СИСТЕМЕ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .................................. 74
ЧАСТЬ 6. ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(НА ПРИМЕРЕ ХОККЕЯ-СЛЕДЖ И НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА) .................. 94
6.1. Особенности физической подготовленности в хоккее-следж ......... 94
6.2. Педагогический контроль над физической подготовленностью
хоккеистов-следж ..................................................................................... 105
6.3. Особенности физической подготовленности спортсменов с
поражением ОДА, специализирующихся в настольном теннисе ......... 126
6.4. Коррекция и совершенствование двигательных способностей у
юношей 17-18 лет с последствиями ДЦП, занимающихся настольным
теннисом (экспериментальное исследование) ...................................... 130
Список литературы ....................................................................................... 145
Приложение А ........................................................................................... 161
Приложение Б ........................................................................................... 163
Приложение В ........................................................................................... 164
Приложение Г ........................................................................................... 166
3
Стр.3
Предисловие
Учебное пособие посвящено рассмотрению роли адаптивной
физической культуры в системе реабилитации, социальной адаптации и
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается
развитие адаптивного спорта в рамках крупнейших спортивных движений, а
также Паралимпийский спорт для лиц с нарушением ОДА, зрения и
интеллекта. Отдельное внимание уделено историографии развития и
особенностям таких паралимпийских видов спорта как хоккей-следж и
настольный теннис для лиц с поражением ОДА, а также комплексной
реабилитации, интеграции людей с какой-либо двигательной
инвалидностью в общество и развитию физических качеств средствами
хоккея-следж и настольного тенниса.
Данный труд интегрирует в себе теоретические и практические (в том
числе, собственные экспериментальные) сведения по изучаемым вопросам,
является результатом совместной работы специалистов Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Великолукская государственная академия физической
культуры и спорта» и ведущих спортсменов России, специализирующихся в
хоккее-следж и настольном теннисе для лиц с поражением ОДА, -
победителей и призеров чемпионатов России, Европы и мира, участников и
призеров Паралимпийских игр. Изложенный курс сопровождается
демонстрацией фотоматериалов с разрешения
соавторов учебного
пособия Алексея Лысова и Александры Васильевой из личного архива
спортсменов и открытых источников СМИ.
Авторский коллектив:
Ольга Владимировна Ланская – доктор биологических наук, доцент,
профессор кафедры физиологии и спортивной медицины ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»;
руководитель магистерской программы по направлению подготовки
49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая культура)» (профиль: Физическая
реабилитация).
Алексей Дмитриевич Лысов – российский следж-хоккеист, мастер
спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России,
серебряный призер XI зимних Паралимпийских игр (г. Сочи, Россия, 2014),
чемпион мира, чемпион Европы, многократный чемпион России.
Людмила Анатольевна Сазонова – кандидат биологических наук,
4
Стр.4
доцент, доцент кафедры физиологии и спортивной медицины ФГБОУ ВО
«Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»
Александра Эдуардовна Васильева - мастер спорта России по
настольному теннису среди лиц с поражением ОДА, многократная
чемпионка России, серебряный и бронзовый призер чемпионатов Европы,
чемпион Европейских паралимпийских молодежных игр (г. Вараждин,
Хорватия, 2015), участник XVI Паралимпийских летних игр (г. Токио,
Япония, 2021).
Содержание курса является продолжением и углублением учебного
материала в рамках преподаваемых дисциплин, таких как:
- «Адаптивный спорт», «Комплексная реабилитация больных и
инвалидов», «Физическая реабилитация», «Социология физической
культуры» для бакалавров, получающих образование по направлению
подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (профиль:
Адаптивное физическое воспитание).
- «Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях костномышечной
системы», «Комплексный контроль в адаптивной физической
культуре», «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности в
адаптивной физической культуре» для обучающихся магистратуры по
направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
(профиль: Физическая реабилитация).
- «Методология исследований в области теории и методики
физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры», «Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры» для обучающихся аспирантуры по направлению
подготовки 49.06.01 «Физическая культура и спорт» (профиль: Теория и
методика физического воспитания и спортивной тренировки).
5
Стр.5
ЧАСТЬ 1. РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Формирование здорового образа жизни и обеспечения высокой
результативности и продуктивности труда человека является важнейшими
проблемами современной России [125]. По этой причине, физическая
культура считается компонентом единой культуры общества, является
сферой социальной деятельности, направленной на поддержание
здоровья, формирование и совершенствование физических способностей и
качеств человека, а также применение их в соответствии с потребностями
общественной практики [14].
Как указывается во Всемирном докладе об инвалидности ВОЗ, более
миллиарда человек, или около 15% населения мира, живут с какой-либо
формой инвалидности. Неуклонный рост уровня заболеваемости и
инвалидности среди трудоспособного населения Российской Федерации
диктует необходимость в совершенствовании существующих и разработке
новых методик по их профессиональной адаптации и социальной
интеграции в общество. В Российской Федерации по состоянию на 1 января
2020 года насчитывается 11,8 млн лиц с инвалидностью (около 8%
населения страны) [34], многие из которых хотят заниматься спортом и
вести активный образ жизни, поэтому они нуждаются в проведении
реабилитационных мероприятий, которые реализуются через физическую
культуру. Адаптивная физическая культура (АФК) - это часть физической
культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций
вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная
на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование
необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и
способностей, создание готовности человека к жизни, оптимизацию его
физического состояния и развития [129].
АФК является важнейшим компонентом всей системы реабилитации
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
всех ее видов (адаптивное физическое воспитание (АФВ), адаптивный
спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая
реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные
телесно-ориентированные практики АФК) и форм. Она со всей
6
Стр.6
очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и
поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социальнобытовой
и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве
важнейшего средства и метода медицинской, технической,
психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность
человека с ограниченными возможностями представляет собой один из
важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.
АФК предполагает не только значительно более широкое привлечение
средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой
социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, адаптации к трудовой
деятельности и саморазвития данной категории граждан, самовыражения и
самореализации, но и востребует знания специфических принципов,
организационных форм их использования, конкретизации коррекционных
задач [50]. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью движение – это не только
условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания
работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших
полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования
двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных
процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и
психическом развитии [131].
АФК занимает особое место в системе комплексной реабилитации лиц
с ОВЗ и инвалидностью, и дает им реальный шанс на полноценное
активное участие в жизни социума как социальной единицы. Общая
«философия» использования средств АФК состоит в принципиально новом
понимании ее смысла как социального феномена, основной целью которого
является социализация или социальная абилитация личности человека с
отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества его жизни,
наполнения ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не
сводится только к лечению и коррекции с помощью тех или иных
психотерапевтических процедур [47].
Следует отметить, что проблема развития АФВ в современной научнометодической
литературе освещена недостаточно. Практические пути,
средства и методы формирования АФВ не актуализированы в полной мере.
Существует противоречие между необходимостью укрепления и
сохранения здоровья средствами физической культуры и отсутствием
здоровоформирующих технологий физического воспитания. В связи с этим,
процесс развития АФК является актуальным, как с теоретической, так
практической точек зрения [36, 106, 116].
7
Стр.7