Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Донская епархия - Ифика. Т. 5 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц618
290,00р
Предпросмотр
ID80541
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Донская епархия - Ифика. Т. 5 .— : [Б.и.], 1904 .— 618 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80541 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5_(2).pdf
Стр.1
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5.pdf
'-'*&£?*'*'
Стр.1
'ішішшіп О(Х»5ХО0СОСОО0О0О0ОС (ххшсооос; щедоетупная Богоеловекая Библіотека. ВЫПУСКЪ ТРИНАДЦАТЫЙ. v--1 . ПРАВОСЛАВНАЯ БОГОШІСБМ ЗНІЙКІПБДШ — -O(M!xQ-^2^|^5S£KS490— ИЗДАНІЕ ПОДЪ РЕДАКЦІЕЙ f ПРОФЕССОРЛ А. П. Л О П У X И Н А. / Томъ V. ДОНСИАЯ ЕПАРХШ И ИЕА • СЪ ИЛЛЮСТРАЦІЯМИ И КАРТАМИ. гтшшшшшштштш® f ИЕТРОГРАДЪ. БЕЗПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕШЕ КЪ ДУХОВИОМУ ЖУРНАЛУ „СТРАННИКЪ" за 1904 г.
Стр.2
ПРАВОСЛАВНАЯ БОГОШВСКАЯ ЭНЦЙКЛОПЕДІЯ и л и ВОГОСЛОВСЕІІ знщлоідаЕШй СЛОВАРЬ, СОДЕРЖАЩІЙ ВЪ СЕБ НЕОВХОДИМЫЯ ДЛЯ КАЖДАГО СВ Д НІЯ ПО ВС МЪ ВАЖН ЙШИМЪ ПРЕДМЕТАМЪ БОГОСЛОВСКАГО ЗНАНІЯ въ АЛФАВИТНОМЪ ПОРЯДК Въ НЕГО входятъ статьи по вс мъ вогословскимъ НАУКАМЪ, КАКЪ: I. Св. Писаніе и Библейская исторія и археологія. IY. Обличеніе инославія, раскола и сектантства. III. Церковная исторія—всеобщая и русская. II. Основпое, Догматическое и Нравств нное богословіе. УІІ. Пропов дничество и его исторія, ІІІ.Философія н педагогнкавъпушгтахъ соггрикосновеяія ихъ еъ богословіемъ. ИЗДАНІЕ ПОДЪ РЕДАКЦШЙ f ПРОФЕССОРА А. П. ЛОПУХИНА. томъ пятыи ДОНСВАЯ ЕПАРХІЯ-И ИКА. СЪ ИЛЛЮСТРАЦІЯМИ И КАРТАМП. І. Литургика, агіологія и цервовная археологія. . Каноннческое Ераво и церковноприходская приктика. ПЕТРОГРАДЪ. ПРИЛОЖЕШЕ КЪ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ „СТРАННИКЪ1904 г. ЗА
Стр.3
дозволяется. С.-Петербургъ, 20 іюня 1904 года. Старшій цензоръ Архимандритъ Филаретъ. Отъ С. Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать 2007087026
Стр.4
тшшштшшшшшшжошштшт^ Общедоетупная Богоеловекая Библіотека. ВЫПУСКЪ ТРИНАДЦАТЫЙ. ПРАВООЛАВНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДІЯ Y томъ.
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5_(1).pdf
587 ЖИТШ ВОГОСЛОВСКАЯ Г. Гоффмана: «Спрскіе акты оерспдскнхъ мученаковт^ (Лейпц. 1880). Житія святыхъ въ коптскихт. и абисспнскихъ памятникахъ іш ютъ большое сходство меладу собою и р зко отличаются отъ житій другпхъ церквей. Коптскій синаксарь на арабскомъ язык изданъ (три м сяца) Вюстенбельдомъ въ Гот въ 1879 г. Отм тимъ также трудъ Г. Гиверната: ЖИТІЯ 588 sauctorum» (1551—1560), Амвросія Повидія Флакка «Священныхъ праздниковъ 12 книгъ», 1559 г., Рената Лаврентія дела-Варра «Христіанская исторія древнихъ отцовъ», 1588 г., Лаврентія Сурія «Житія святыхъ Востока и Запада>, 6 томовъ въ листъ, 1569—1575, переиздано въ Турпн въ 1875—80 г., Цезаря Варонія «Акты мучениковъ Бгипта, извлеченные изъ коптекихъ рукописей Ватиканской библіотеки и музея Вордяаа>, Римъ 1886—87, коитскій календарь, изданный преосв. Порфиріемъ въ сочиненіи ^В роученіе, богослуженіе и пр. коптовъ>, 1856, и зам тку пр. Сергіяъъ «М сяцеслов » 1901, стр. 298—299, гд указаны и другіе труды. Армянскіп мартирологъ изданч> Мекитаристами въ Венеціи въ 1874 году (си. также Серггй, ib.). 0 грузннской агіодогическол лптератур сн. Энц. IV, 764. . 2) 11а Запад . Ііосл упомянутыхъ мартирологовъ Іеронимова и малаго римскаго и Беды на Запад появились мартирологи ліонскаго каноникп Флора Дрепаиія ( | 830; Минь, Ser. L. XC1V, 790), восполнившій мартирологъ Беды, краткік стихотворный мартиролоп. Вандельберта ( | 870), довольно иодробныіі Рабана Мавра ( | 856), мартирологъ Адона Вьеннскаго (f 870), служащііі дополненіемъ мартирологовъ Беды и Флора, мартирологъ бенедиктинца Узуарда ( t 875; у Мішя t. СХХШ, 201), составлениый по поручешю Карла Лысаго, отличающійся обиліемъ именъ и краткостью житін, п, наконецъ, мартирологъ Ноктера Бальбулюса (f 912; изд. Канизіемъ, Lectiones antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фантастическому паправленію въ житійной литератур на Запад было полозкено мона • хомъ Вольфгардомъ Геррпдскимъ (X в ка), a ііродолзкателямн его были Іайовъ Борагинъ (см. это слово) и ІІетръ Наталибусъ (f 1382), составившій Каталогъ святыхъ (изд. въ 1493 г. и въ 1616 въ Венеціи). Труды этихъ авторовъ иереполнены разсказами о самыхъ фантастическихъ чудесахъ, ссылками на сочиненные документы, упоминаніями о выдуманныхъ лицахъ и т. п. Посл дующіе труды принимаютъ паправленіе бол е критическое: Вонина Момбриція «Sanctuarium» въ алфавитяомъ порядк , Георгія Вицелла «Hagiologiunu (изд. въ 1541 г.), Алоизія Лиипомана, еп. веронскаго, «Vitac (tl607r. ) «Л тописи іі,ерковныя> (1598— 1609) и «Римскій ыартирологъ>, 1586, и многіе другіе. Но вс эти труды далеко превзошло исполинское предпріятіе ученыхъ іезуитовъ въ Антверпен , доктора Болланди и его товарищей, начавшихъ издавать съ 1643_ года «Acta Sanctornm». Первоначально планъ его былъ составленъ іезуитомъ Герибертомъ Росвейцомъ, по смерти котораго въ 1629 году д ло это было передано орденомъ Іоанну Волланду (подробн е см. подъ словомъ Волландисты, II, 929—930). Хорошее сокращете изданія болландистовъ представляетъ трудъ АдальбертаЖюллерй <Общіймартирологь» (1860J и молсетъ служить справочной книгой кч, неыу. Полный указатель къ этому изданію составленъ/Іоигясшолг «Biblotheca historica medii aevi», Верлинч, 1862. И другія р.-католическія ордена издавали иситія святыхъ. Такъ существуіотъ «Acta Sanctorum ordinis s. Benedict!», ПарияЕЪ 1688, Maбиллона; «Цистерціанскій мартирологъ > Генрикеца, 1633; «ParadisusGarmeliticidecoris» Алегри, 1639; «Мартирологъ ордена миноритовъ> Монстири, 1638, и ордена доминиканцевъ—Сикка, 1639, идр. Изв стны, наконецъ, частные мартирологи, относящіеся къ той или другой р.-католической стран : «Мартирологъ африканскій», составленный Стефаномъ Антоиомт, Морчелли, <Дни памяти и указатель сгятыхъ Бельгіи>, и.ід. Моланомъ, «Мартирологъ н - MeujcnxiiCBf , ыхъ>,іізд. Валассеръ въ 1562 г. и Канизій вь 1573 году, «Мартпрологъ галликанскій>,сост. Соссевъ 1638 г., «Мартирологъ лузиіанскін» (испанскій и португальскій), изд. въ Коимбр , «Мартирологь пспанскій», нзд. Салацаромъ въ 1651 году. «Мартирологъ аньійскій», сост. въ 1608 г. Вильс номъ, «Шотландскій мартііролоп.> Адама Регіуса, «Bavaria sacra et ріа> Pa дери въ 1704 г. и др. Въформ словаре составлены агіологическіе труды—аббат Петина «Агіографическій Словарь>, Париж
Стр.1
589 ЖИТІЯ эщиклопедія 1860, 2 т. (на фр. яз.), Штадлора и Гейма «Лексиконъ святыхъ», 1855, 5 т. (нан м. яз.) и Сиита и Уэйса (Smith, Wace) <Словарь христіанскихъ біографій>, Лондонъ, 1877—87 (на англійскомъ язык ), для перішхъ ІІ-ми в ковъ. 3) Въ Россіи. При принятіи христіанства на Руси сюда были перенесены вм ст съ богосдужебными книгамп и жнтія. Віографъ св. Ме одія упоминаетъ о перевод имъ и «отеческихъ кннгь*, подъ которыми сл - дуетъ разум ть именно житія святыхъ. Первыми сборниками житій святыхъ, явпвшимися на Руси, были М сяцесловы, напр. Остромировъ, Ассемановъ, Саввинъ XI в., Архангельскій XI—XII в. (см. Сергій, М сяцесловъ Востока, 114); служебвыя Минеіі, напр. праздничная Минея иыператорской публичн. библіотеки (ib. 203) XI—XII в ка и МинеиЧетіи, напр. супрасельская XI в., Успенскаго собора XII в. и др. (ib. 260). За ними появились греческіе синаксари, получившіе у насъ названіе прологовъ (TtfjoXoYoc). Названіе это произошло по всей в роятности отъ того, что греческін синаксарь, который переведенъ былъ на славянскій языкъ, им лъ предисловіе (прологъ), которое предшествовало синаксарю; отъ этого оглавленія и получила названіе у славянъ вся книга. Древн йшіе славянскіе прологн суть не что нное, какі. иерифразъ М сяцеслова императора Василія съ дополненіемъ его новыми сказаніями или памятями. Таковы напр. прологи Лобковскій XII—XIII в., Софійскій XIII в. и др. (см. Cejniuy 303). Зат мъ явились житія и собственно русскихъ святыхъ. Сначала появились жизнеописанія отд льныхъ святыхъ, составленныя no образцу жнтій Метафраста и, им вшія своею задачею «похвалу» святому, при чемъ главное м сто уд лялось обідимъ риторическимъ м стамъ, а на фактическую исторію вниманія обращалось мало. Исключеніемъ отсюда являются лишьсаііья иервыя ио времени житія—св. Ворвса и Гл ба и еодосія Печерскаго, составленныя прсп. Иесторомъ, Леонтіи Ростовскаго (до 1174), и житія, составленныя въ ростовской области въ ХІІ и ХШ вв., изъ которыхъ отм тимъ житія св. Исаін, еп. ростовскаго, Авраамія Ростовскаго, Игнатія, св. Петра, Никиты Столпника переславскаго. Появилпсь житія и въ другихъ м стЖИТІЯ 590 ностяхъ с веро-восточной Руен: Сыоленск —житіе Авраамія Смоленскаго, въ Новгород —Варлаама Хутынскаго, въ Твери— князя Михаила тверского и др. Вс эти житія писаяы для церковнаго употребленія п поэтому им ютъ характсрч> проложнон «памяти» о святомъ, написаны языкомъ безъискусственнымъ, сухимъ и сгкатымъ; фактическая сторона житія занимаетъ въ нихъ главвое м сто и ве обращается въ матеріалъ для церковной пропов дп или нравственно-риторическаго разсужденія, и только въ поздн йшихъ нзъ вихъ зам тно уже зарожденіе условныхъ біографическихъ чертъ и пріемовъ. Рано сд лана попытка къ составленію сборнпка житій святыхъ въ посланіяхъ Симона, еп. владнмірекаго, къ Поликарпу, иноку кіево - печерскому (1225—1226), и въ посланіи самого Поликарпа къ кіево-печерскому архимандриту Акпндину. Въ первомъ пом щено 16 житій кіево-печерскихъ святыхъ, во второмъ 12. Этими трудами было положено начало кіевопечерскому Патерику. Съ XV в ка развптіе житійной литературы на Руси принимаетт. другой характеръ. Фактическій матеріалч. отступаетЧ) на второй планъ и главное вшіманіе сбращается на его обработку. Въ жнтіяхъ волучаютъ господство искусственные литературные пріемы, устанавливается ц лая система правилъ. Направлеиіе это развивалось въ сиіьной завшзимости отъ южно-славянскаго вліянія, проникавшаго въ нашу жнтіГшую литературу черезъ писателей южно-славянскаго происхожденія и черезъ орпгинальныя произведенія южно-славянлсой письмеяности. Кроі этой общей характеристики этотъ періодъ отличается и другими особенностями. Личность писателя, прсжде совершенно скрывавшаяся, теперь выступаетъ бол е или мен е ясно. Въ большинств случаевъ мы знаемъ автора не только по имеяи, но и краткую его біографію. Дал е м стомъ соотавленія житій являются не городскіе только центры, но и отдаленние отъ культурной жпзни монастырп. Всл дствіе этого въ житіяхъ даниаго времеви есть много драгоц нвыхъ для исторін бытовыхъ чертъ. Наконецъ прежняя краткая память о святомъ превращается въобіііирное похвальное церковно-историческое слово. Изъ писателей этого времени выд ляются Ешіфанш Иремудрыіі, наиисавшій жптія
Стр.2
591 ЖИТІЯ вогослипскля преподоби. Сергія Радонежскаго и Стефана Пермскаго,отлпчающіяся,повыраженіюпроф. Голубинскаго, «необузданной риторикой», и сербы м. Кииріанъ, переработавтій житіе м. Петра и н сколько житій, вошедшихъ въ составъ его < Отепенной книги >, и Пахоиій Логофетъ, оставившіп 10 житій, 6 сказаній, 18 кацоновт, и 4 похвальныхъ слова святымъ. Пнсатели житій, сл довавшіе за Кипріаномъ, Пахоміемъ и Ешіфаніемъ, подражали имъ какъ въ излоікеніи, такъ и въ пониманіи историческихъ явленій. Хотя митрополитъ Макарій самъ не оставилъ ни одпого канона или похвальнаго слова святому, но движеніе, сообщенное имъ русской агіографіи, было столь сильно, что его именемъ моишо назвать новую эпоху въ житіііной литератур . Это движеніе вызвано было канонизаціен русскихъ святыхъ въ 1547 и 1549 г. и главнымъ образоагъ см лоіі поішткой м. Макарія собрать и переаисать «вс святыя кнпги, которыя въ Русскоіі земл обр таются>. Эта попытка повела къ составленіго громаднаго труда «Великпхъ Четьихъ-Минеп», издаваемыхъ нын археографмескою коммиссіей (подробн е о нпхъ см. подъ словомъ Макарій). Трудъ ЖИТІЯ 592 этота Мапарій началъ въ1529—30 годахъ u окончилъ 20 л тъ спустя. Минеи Макарія пзв стны in. двухъ редакціяхъ Софійской, окончспной въ 1541 г., и Успенской—бол е полной и подробноп, переписка которой окончена въ 1552 году. Ни прежде, ни посл не являлось столько новыхъ житій, какъ во времена м. Макарія. Черезъ .стол тіе посл Миней Макарія составлены были дна ІІОВЫХЪ жнтійныхъ сборника: монаха Гериана Тулупова изъ Старицы, нависаннып въ 1627—32 годахъ по порученію троицкосергіевскаго архимандрита Діонисія, и священника посадскоіі церкви Сергіева монаетыря Іоапна Милютина, составленный имъ совм стно съ своими тремя сыновьями въ 1646—1654 годахъ. Въ обоихъ этихъ оборннкахъ житіяиъ русскпхт, святыхъ уд лено гораздо болыпе м ста, ч мъ у Макарія, и пом щены почти исключительно памятвики нсторическаго содержанія. Тогда какъ Германъ помЬщалъ житія ц ликомъ и нер дко въ разныхъ редакціяхъ, Милютинч,, пользуясь его трудомъ и ссъ разумныхъ списковъ тщася обр сти правая», согсращаетъ и пер д лыва тъ памятники, выд ляя изъ нихч, I историческую часть. Въ юяшой Руси собпрателями житііі святыхъ были м. Петръ Могила, Иннокентій Гизель и Варлаамъ Ясинскій. Петръ Могила, желая издать житія святыхч. на славяно-русскомъ язык , началъ новый переводъ греческихъ жизнеописанів и выписалъ сі. А она книги Симеона Метафраста. Смерть пом шала елу довершить задуманное предпріятіе. Иннокентій Гизель хот лъ продолжать д ло Петра и испросилъ у патріарха Іоакима Миней Макарія, но политическія смуты затормозили д ло. Преемникъ его Варлаамъ Ясинскій склонилъ взяться за это д ло св. Димитрія, въ то время нгумена Батуринскаго монастыря. Результатомъ его многол тнихъ трудовъ явились Четь-Минеи (подробн е о нихъ см. Энц. І , 1041—1042). Кром Четьнхъ-Минеп св. Димитрію Ростовскому принадлелштъ: «Мартирологъ, или мученикословіе, житія святыхъ по м сяцехъ и числахъ вкратц собранныя, въ себ содержащее. Въ обителп всемилостиваго Спаса Новгородка С верскаго новонаписаяное въ л то 1700>. Ц ль составленія этого труда—дать бол е удобную и дс - шевую книгу для народнаго чтенія. Трудч. этотъ не изданъ. Существуетъ рядъ пересказовъ и переработокъ Четіихъ-Миней св. Димитрія,—таковы: A. Н. Муравьева, «Избранныя житія св., кратко излозкенныя' по руководству Четіихъ-Миней», 1860—1868; «Житія святыхъ россійской церкви, такжс изорскихъ и славянскихъ», 1847; Филарета, архіеп. черниговскаго, «Русскіе святые>;<Словарь историческій о святыхъ россійскоіі церкви>; 1836—60; ІІротопопоол дуетъ отм тить еще сл дующія пзсл дованія по агіологіи какъ общеіг, такъ и русскоіі. І) По агіологін общей: Филаретъ Чернигоискій, «Историчесное ученіе объ отцахъцрркви», 1856, 2 изд., 1885-, его же, «Историчеокій обзоръ п сноп вцевъ-», 1860; его оюе, «Святые юясныхъ славянъ», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной цоркви», 1871; прот. Димитрій Бершіінскш, іМ сяцесловъ православио-каеолической восточной церкви^, 1856: «А опскій патерикъ или жизнеописаиіе святыхъ, на св. А опскои гор просіявшихъ, 1860, изд. 3--1867 г., «Вышній покровъ надъ Аоопомъ», 1860; «Подвижники благочестія на Синайской гор », 1860; П. Казанскій, «Исторія православнаго мопашества на Востои », .1854 и 1873; Деоолбскгм ,«Днп богослужепія», ] изд. 5-е, 1857 г.; П. Соловьевъ, «Христіанскіе мученики, лострадавшіе иа Восток со времепп ва, «Житія святыхъ>, 1890, и др. Литература. Кром упомнпутыхъ трудовь
Стр.3
593 ЖМАКИ эщиклопедія завоевапія Коистаптиіюполя турнами», ІЬбУ; II. Жрыловъ, «Ліитія св. апостоловъ», 2 ч., М. 1863—64; «Достопамятныя сказанія о подвижиичеств святыхъ и блаженныхъ отцовъ», перев. съ греч., Спб. 1856; «Сказанія о мученикахъ христіапскихъ, чтимыхъ православішка олпческою церковыо», Казань 1865; «Жнтія овятыхъ жепъ въ пустыняхъ Востока», Вятка 1871; Е. Голубинскій, «Краткій очернъ православиыхъ церквеи; болгарской, сербской» п др. ((мшсокъ болгарскихъ и сорбскихъ святыхъ на стр. 656 и сл д.^; Б. Гурьевъ, «Мучеппки вой.. ны»; Сахаровъ, «СкаЗаніярусскаго ііарода»,т. II, 1841—1846 гг.; «Палестинскій Патеітиъ», 11 выпусковъ, 1885 — 1900, изд. Палестинск. Общ., атакже «Древнія палестпнокія обители», 1895, «Православный ІІалестипскій сборникъ>; С. Снессорева, «Зенная жпзпь Пресв. Богородицы и описаніе св. чудотворпыхъ ея инонъ», 1891; «Сказанія о земной жизіііі Пресв. Вогородицы-», изд. Пант. м., 1897; Хр. Лопаревъ. «Описаиіе н которыхъ житій святыхъ», «Виз. Врелг.» 1897, стр. 337 и сл.; «ПаломшікъАптоиія архіеп. повгородскаго», »Сб. Пр. Пал. Общ.'> в. 51, 1899 г., изд. Савваитова; М. Ximtpoeo, «Жизнь пустынныхъ отцовъ», 1898 г.; А. Дмишріевскш, »Описаніе лнтургическихъ рукоішсеп, храпнщцхся въ библіотекахъ пр. Востока",т. I,Tu^ad (Услаъы), 1897; Сергій, архіеп. владимірскій, «Полпый л сяцесловъ Востока', 2 т., 1875 -1876, второе изд. 1901; его оюе, «М сяцесловъ вс хъ святыхъ, празднуемыхъ православпот ВОСТОЧПОІО церковыо», изд. С'в. Спнода, 1891; его оісе, «Лпц вые святцы», М. 1895 — 1898; его а/сс, «Христіаііскій и сяцёсдовъ», нзд. м. син. тіш., 1903 г.; его же, «Руссиая литература объ иионахъ Пресв. Вогородицы въ XIX в к », «Странаикъ-» 1900 г. май—іюль и отд лыш; А. Яхонтовъ, «Житія святыхъ, какъ образовательно-воспитателыюе средство», Симбирскъ 1898; В. В. Болотовъ, «Житіе бл. А у, еп. пемджскаго», «Хр. Чт.» 1886, 3—4;его же, (Михайловъ день», «Хр. Чт.» 1892, 11—12; его же, «Сл ды древнихъм сяцеслововъ пом стпыхъ церквей», «Хр. Чт.» 1893, 1—2. 2) ІІо агіологіи русикоіі. В. Елючевспій, •гДревне-руіхкія житія святыхъ, какъ исторпческій нсточникъ», 1871; «Историческіясказанія о вологодскихъ евятыхъ», Вологда, 1880; И. Яхонтовъ, «Житія подвижнпковъ поморскаго края«, 1882; гр. М. Толстой, «Книга глаголе.чая о россіііскихъ святыхъ», 1888; Ди.иитрій, архіеп. тверской, «М ояцесловъ святыхъ рус(М(ихъ»,изд. 1-е 1878—1880, изд. 2 съ 1893 г.; Барсуковъ, «Источпики J-русской агіографіи», 1882; архим. Ле.онидъ, «Святая Русь>, І891; арх. Никодгімъ, «Архапгельскій Патерикъ»; см. также подъ, словомъ Еанонизація. С. Трогщкій. ЖМАКИНЪ Василіп Ивановичъ, протоіерей, магнстръ богословія, род. 12 іюля 1853 года въ сел Николаевк самарской губ. николаевскаго у зда. По окончаніи курса въ самарской духовной семинаріи, въ ЛШКИ 591 1875 году поступилі, въ спб. духовную акадеяію, гд въ ма 1879 года окончнлъ курсі. со степенью кандидата богоеловіямагнстранта; 4 октября 1879 года назначенъ на должиость помощника инспектора въ спб. дух. семинарію; 20 мая 1884 г. рукоположенъ во свящснника къ церкви Николаевскаго кадетскаго корвуса п назначенъ законоучителомъ кориуса; 13 сент. 1900 года назначенъ постоянно присутствующимъ членомъ учебнаго комитета при Овят. Оинод . Литературную д ятельность пачалъ со стуленческой скамьи. Первая статья напечатапа была въ ма 1879 г. въ «Журнал Мин. Народн. ІІросв щснія> подъ заглавіемъ: «Взглядъ митрополита Даніила яа отношеніекъеретикамъ>.Дал е въ томъ же журнал пом щались въ разное время статьи: <Ворьба идой въ Россіи въ первой иоловин XVI в ка», «Памятішки русскип противокатолической иолемикн XVI в ка>, «Одинъ изъ литературныхъ памятниковъ XVI в ка», «Нилъ Полевъ> и др. Кандчдатское сочнненіе его о ынтроііолит Даніил было признано сов томъ академіи однимъ изъ лучшихъ сочиненій u удостоено высшеи студснчеокой иреміи. ІІереработанное вокор въ мпгистерскую диссертацію подч, заглавіемъ: «Митроііолитъ Даніилъ и еі'0 сочннеяія», Москва 1881 г. (напечатано въ «Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс»), оно не только доставнло автору искомую степень, но и сразу сд лало его пмя изв стнымт. въ наук . Императорская академія наукъ отличила это сочиненіс Уваровскаго преміен (см. отчетъ о двадцать пятомъ прнсужденіи ааградъ графа Уварова). Нашъ знаменитый церковныіі историкъ Е. Е. Голубиискіп отзывается о сочинсніи о. Жмакина, какъ о труд весьма почтенномъ п представляющемъ собою серьезный и важный вкладъ въ науку русской церковноіі исторіи. «Принявъ на себя очень болыиуиі работу, авторъ пс старался какчі-нпбудь сузить ее, обр зать и вообще облегчить для себя, ло поставнлъ ее такъ широко, какъ толькоможно, п добросов стн йшимъ п усердн йшимъ образомъ стремился кч, ея выиолненію въ пред лахъ своей посташвки... Какъ плодъ серьезн птаго отношенія къ д лу и зам чательн ншаго трудолюбія (каковыя оба качества мы не найдемся достаточно похвалить, еоли припомнимъ, что ав
Стр.4
596 ЖМАКЙ ІЮГОСЛОВСКАЯ торъ изсл дованія есть молодой и толькочто начин<'іющій ученый), намъ дается возможно полный, возмолшо тщательный и обстоятельный обзоръ сочиненій м. Даніила, чрезъ который они становятся накояецъ вс мъ вполн в домыыи> (см. «Журн. М. Н. Просв щ.» 1882 г.ноябрь, часть ССХХІ ,стр. 8—11). Такой же лестный отзывъ о труд прот. Жмаішна даетъ и другой рецензентъ Вл. Качановскій (см. «Журн. М.Н. Просв щ.» 1881 г. декабрь, ч. ССХ ІІІ, отд. II, стр. 372—392). Кром этого капитальнаго труда прот. Ж. принадлежитъ ц лый рядъ ц нныхъ изсл дованій по русскоіі церковноіі исторіи, написанныіъ по большеіі части по архнвнымч> ыатеріаламч.. Онъ прішималъ участіе въ историческомъ журнал «Древняя и новая Россія>, гд напечаталъ статыі: «Русское общество Х Ів ка>,выш. зат агь отд льной броиіюрой, «Россія и Черногорія въ начал XIX в ка», «Путешествіе въ Волоколамскій Іосифовъ монастырь»; въ «Русскомъ Архив »: «Подаолковвикъ А. П. Дубовицкій и его лшзнь по разнымъ монастырямъ>, «Митрополитъ Гавріилъ Бодони»; въ <Русской Отариа »: «Коронаціи русскихъ императоровъ и ішііератрицъ >, <Амвросій Орнахскін, еііископъ певзенскій», «Амвросій Протасовъ, архіепископъ тверской>, «Погребеніе ковстаятинопольскаі'0 патріарха Григорія V въ Одесс »; въ «Христіанскомъ Чтеніи>: «Ересьесаула Котельникова», «Англійская миссія за Байкаломъ», «Основаніе русской духоввой миссіи въ А инахъ», «Пиоьма протоіерея А. А. Самборскаго къ имаератору Александру I и князю A. Н. Голицыву», «Прив тствія русскихъ архипастырей возвратившемуся императору Александру Ь , сПисьма высочаніпихъ особъ къ митрополиту Амвросію», «Начало единов рія», «Одинъ япизодъ изъ исторіи единов рія»; въ «В стаик военяаго духовенства»: <йсторическій очеркъ церкви Николаевскаго кадетскаго корпуса»; въ «Историческоиъ В стник »: «Чині) коронованія>, <Бракъ no высочайшему указу»; въ «Церковвыхъ В домостяхъ»: сі яяваря 1799 г. при двор >, «Иішераторъ Александръ I вч. Св. Синод »,«Митрополитъ с.-петербургскій Михаилъ>, <Къ двухсотл тію Петербурга— историческій очеркъ церквей, оеаованныхъ іп> ПетербургІ! UJ)!! Петр Ь , ЖРББІ 596 «Церкви въ Петербург , осяованныя въцарствованіе императрицы Бкатерины Ь , <Церкви въ Петербург , основанныя въ царствованіе Петра II >, «Сильвестръ Лебедияскій, архіеч. астраханскій», «Къ біографіи мит|)ополита яовгородскагоГавріила», «Праздники и посты при двор въ царствованіе ІІавла і > и др. Отд льныя изд лія: Иннокентій, епископъ пензенскій и саратовскій. Историческіп очеркъ (раньше печатался въ «Христ. Чтсніиз въ вид отд льныхъ статеіі), Спб. 1885; Путешествіе іеромонаха Авпкиты ио святымъ м стамъ Востока въ 1834—1836 гг., Спб. 1891 (равьше печат. въ «Хрнст. Чтеніи> въ вид отд. статен); Матеріалы для исторіи русскон богословскоіі мысл» трпдцатыхъ годовъ текущаго стол тія. Изъ переписки братьевъ князей ПІирпнскихч^Шихматовыхъ, Спб. 1890 (печат. раньше въ <Христ. Чтеши>); Игуменія Вяземскаго Аркадіевскаго монастыря Августа (въ мір княжна Ширинская-Шихматова), Москва 1897 г. (раныпе печат. въ «Душеполезн. Чтеніи>); Коронаціи русскихъ императоровъ и имііе|)атрицъ, Церковно-историческій очеркъ, Спб. 1898 г., выпускъ 1, съ 1724 по 1801 г. (раньше печат. въ <С.-Петерб. Духовномъ В стник )»; Письма о воспитаніи благородной д виды и о обращеніи ея въ мір . Князя Алекс я Ал ксандровича Ширинскаго-Шихматова. Съ предисловіемъ протоіерея В. Жмакина, Москва 1901 г. (раныле печат. въ «Душеполезномъ Чтеніи)). с. т. ЖРЕБІЙ, употреблевіе его у евреевъ и вь христіанской церкви. Обычай р шать сиорныя и сомнительныя д ла жребіемъ былъ весьма распространенъ въ древности. Вылъ онч. и у евреевъ. Въ сомнительныхъ и затрудвительвыхъ случаяхъ евреи, не полагаясь на самихъ себя, иредавали самихъ себя Вогу и отъ Hero ждали р шенія (I. Нав. 7, 13; 1 Цар. 14, 42; Притч. 16, 33). Къ жребію приб гали только въ важныхъ случаяхъ. Такъ, при разд леніи земли об - тованнон между 12-ю кол нами по повел - нію самого Бога участки расиред лялись по жребію (Числъ 26, 55; 33, 54; 34, 13; I. Нав. 13, 6, 14; Пс. 77, 55 и др.). ІЖребіенъ были назначевы города для свяііцешшковч. и левнтовч, .(Нав. 21, 3 — 4;
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Донская_епархия_-_Ифика._Т._5_(2).pdf
1175 Иііспстарише—1008. Ипостась, см. Упостась — 1008. Ирапда—1008. Ираклъ—1009. Иракломонъ—1009. йраклеонъ—1009. Ираіслій- 1009. Ираклій Лисовскій—1009. Ирвингіане -іою. Иреонъ—1015. Ирпна—1015. Ирпва импср., см. Иконоборчество—1016. Ирина Михаиловна—1016. Ирпнархъ—1016. Иринархъ—1016. Иринархъ (йлія) -1016. Ирпнархъ пг. соловецкій— 1057. Ирпней—1017. Ириней еп. ліонскін—1018. Ирнней (Братановпчъ) — 1022. Ириней Фальковскій —1023. Ирішеіі (Клементьевскій) — 1024 Иринеіі. (Бестеровнчъ) — 1025. Ирпней еп. орловскій см. Орда—1026. Иринеіі св. муч.—1026. Иркутская епархія-1027. Иркутск. епарх." В домостп — 1036. Ирмологій са. Богослужебиыя книгп—1041. Ирмосъ—1041. Иродъ —1041. Иродіада—1045. Иродіане—1045. Иродіоиъ—1045. йродіоиъ препод.—1045. Иродіонъ уч. up. Алекс.— 1046. Иродіонъ Кожухъ- 1046. Иродіонъ Серг евъ—1046. Иродіоиъ (Жураковскій) — 1047. 1176 Иродіоновъ Арсеніп, си. Расколъ—1047. Ирфсіш,—1047. Иръ-Шеметъ—1047. Иръ—1047. Иръ-Мелохъ—1047. Исаакъ—1047. Исаакъ—1048. Исаакъ Антіохійскій—1048. Исаакъ Сиринъ—1048. Исаакъ 1 Комнннъ—1050. Исаакіевскій соборъ—1050. Исаакій Далматскііі—1051Исаакій преп.—1051. Исаакіп (Боріісковнчъ) — 1052. Исавъ—1052. Исавръ—1053. Исаія пр.—1053. Исаія—1054. Исаія преп.—1054. Исаія Копннскій—1055. Исаія(Трофпмовіічъ) —1055. Исаія патр.—1056. Йсакій—1056. Исндоръ свят.—1057. Исидоръ сынг 1057. ь Василида — Испдоръ пресвитеръ алекс. - 1057. Исидоръ Пелусіотъ —1057. Исидоръ Севильскій — 1061. Испдоръ конст. патр.—1065. Исидоръ м. моск.—1065. Исндоръ лпвонскій—1069. Испдоръ Твердисловъ — 1070. Испдоръ пострпженапкъ — 1070. Испдоръ ынтр. спб.—1071. Испдора-юродивая—1073. Иснхасты см. Монашество восточное—1073. Исихііі свят.—1073. Иснхій псправитель бпблеГіскаго текста.—1073. Исихій ирисвптеръ—1074 1177 Искаріотъ—1075. Иской—1075. Искупленіе—1075. Искусство христіанское — 1084. Искушеніе—1084. Искушеніе I. Христа—1088. Исламъ—1088. Исландія—1097. Исмаилъ—1102. Исмайловъ—1102. Исохрпсты—1102. Испанія—1103. Исиов даніе в ры — 1114. йспов даніе в ры, см. СІІМВОлнческія квпги—1118. Исиов дніші—1118. Испов дныя в домости — 1119. Испов дь, см. Покаяніе — 1121. Исполины—1121. Иссахарт.—1122. Иссе—112а. Истнна—1122. Истор. библейск.—1125. Исторія церковная, см. Церковная псторія—1143. Источниковъ М.—1143. Истукарій—1143. Исхпріонъ - 1143, Исходъ—1143. Исхожденіе Св. Дух., си. Дух. Св.—1146. Италійскіе переводы см. Переводы библін.—1146. Италія 1146. Италъ -1154. Итацііі—1155. Итурея—1155. Ифтахъ-Елъ—1156. Ихопсъ, си. Снмволнка хрпстіанская—1156. Иідущіе—1156. И амаръ—1156. Иопііа. см. Нравственное богословіе—1156.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.