Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Страшное дитя

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID8030
АннотацияО К. Н. Леонтьеве
Кому рекомендованоКритика
Мережковский, Д.С. Страшное дитя : Статья / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1910 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8030 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Аггеев написал прекрасную книгу о Константине Леонтьеве. <...> С такою знающею любовью написана книга о. <...> И суд его над Леонтьевым: "Христос ему остался неведом", - страшный суд любви, один из тех приговоров потомства, в которых чувствуется, что суд человеческий может совпасть иногда с Божьим судом. <...> Господи! - был тайным монахом, другом Амвросия Оптинского, изломал, искалечил, изнасиловал душу свою, проклял мир во имя Христа, - и все-таки не пришел к Нему, даже ризы Его не коснулся, лица Его не увидел. <...> Нелукавый, немудрый оказался мудрее лукавого, потому что именно здесь, в отношении своем к Христу - Леонтьев бездонно лукав, "нестерпимо сложен", по собственному своему признанию. <...> Едва ли найдется другой писатель, менее способный лицемерить, казаться не тем, что он есть, скрывать свои самые тайные, страшные мысли и чувства. <...> О чем люди говорят на ухо, он возвещает с кровель. <...> Аггеев, что на суде Божьем искупится личною правдою общественная ложь Леонтьева. <...> Но любил неполною любовью, а потому и знал неполным знанием. <...> Любил для себя, сперва как учителя, потом как соумышленника в некотором лукавом - скажу прямо - коварном деле. <...> Христианство Леонтьева - вода на противохристианскую мельницу Розанова. <...> Аггеев любит Леонтьева за правду, то Розанов - за ложь: он ведь и сам бездонно лукав, может быть лукавее Леонтьева, хотя под видом бесконечной правоты и правдивости. <...> Как бы то ни было, Розанов первый заговорил о нем как о великом писателе и первый, указывая на его "почти полную нечитаемость", обратился к русскому обществу с тем упреком, который потом не раз повторялся: "Прошел великий муж по Руси - и лег в могилу. <...> Здесь повторяет ученик жалобу учителя, с которой тот жил и умер: "Мне же, наконец, надоело быть гласом вопиющего в пустыне! <...> Не слова, а дела важны для учителя жизни. <...> Главное величие Каткова в глазах Леонтьева - то, что "для укрепления русского государства не разбирал он средств: страх - так страх; насилие - так насилие; цензура - так цензура <...>
Страшное_дитя.pdf
[Библиотека "Вѣхи"] Д. С. Мережковский Страшное дитя[1] I Священник К.М. Аггеев написал прекрасную книгу о Константине Леонтьеве. Почти все, кто писал о нем, мало знали его, потому что мало любили. Знание - любовь. С такою знающею любовью написана книга о. Аггеева. И суд его над Леонтьевым: "Христос ему остался неведом", - страшный суд любви, один из тех приговоров потомства, в которых чувствуется, что суд человеческий может совпасть иногда с Божьим судом. Всю жизнь шел ко Христу, исповедовал Его, говорил Ему: Господи! Господи! - был тайным монахом, другом Амвросия Оптинского, изломал, искалечил, изнасиловал душу свою, проклял мир во имя Христа, - и все-таки не пришел к Нему, даже ризы Его не коснулся, лица Его не увидел. Почему? За что? Как это могло случиться? Ответ - книга о. Аггеева. Книга написана не столько священником, сколько человеком, о котором так и хочется сказать: "Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства". Нелукавый, немудрый оказался мудрее лукавого, потому что именно здесь, в отношении своем к Христу - Леонтьев бездонно лукав, "нестерпимо сложен", по собственному своему признанию. Может быть, никогда вообще не было более сложного, мудреного, лукавого христианства, чем это. Непростота - вот, кажется, главное, что помешало ему подойти ко Христу. С Богом лукав, а с людьми правдив. Удивительно соединяется в нем эта неземная, нечеловеческая ложь с человеческою правдою. Нестерпимо сложен внутри, нестерпимо прост извне. Едва ли найдется другой писатель, менее способный лицемерить, казаться не тем, что он есть, скрывать свои самые тайные, страшные мысли и чувства. Что на уме, то и на языке. Человек последних слов, последних правд. О чем люди говорят на ухо, он возвещает с кровель. Кажется, за эту правдивость и полюбил его "подлинный израильтянин, в котором нет лукавства". И, произнося над ним ужасный приговор, предчувствует о. Аггеев, что на суде Божьем искупится личною правдою общественная ложь Леонтьева. Ведь не от себя, повторяю, и не для себя он лгал, а как это ни страшно сказать, - для Бога. Ответ за него дадут те, кто сделал Духа лжи из Духа истины. II Любил и знал Леонтьева и В. В. Розанов. Но любил неполною любовью, а потому и знал неполным знанием. Последняя тайна Леонтьева - отпадение от Христа - осталась Розанову непонятною или была им понята неверно. Любил для себя, сперва как учителя, потом как соумышленника в некотором лукавом - скажу прямо - коварном деле. Христианство Леонтьева - вода на противохристианскую мельницу Розанова. Если о. Аггеев любит Леонтьева за правду, то Розанов - за ложь: он ведь и сам бездонно лукав, может быть лукавее Леонтьева, хотя под видом бесконечной правоты и правдивости. Как бы то ни было, Розанов первый заговорил о нем как о великом писателе и первый, указывая на его "почти полную нечитаемость", обратился к русскому обществу с тем упреком, который потом не раз повторялся: "Прошел великий муж по Руси - и лег в могилу. Ни звука при нем о нем; карканьем ворон
Стр.1