Зная хорошо, что для подавляющего большинства народного
конкуренция с более развитыми и даровитыми классами невозможна, демос выбрасывает конкуренцию
из машины общества. <...> Я боюсь, что работоспособность этой машины во всяком случае очень понизится. <...> Напишите, милая, какие газеты выходят и неужели вся буржуазная печать остановлена? <...> 5 000 десят[ин] земли, свои озера, огромные леса, сотни
голов породистого племенного скота, локомобили, машины и пр. и пр. <...> В Валдай покатил "гусем", на паре все-таки помещичьих лошадок, и был
встречен своими человечками с шумной радостью. <...> Но большевики и красногвардейцы, как рассказ[ывал] Грюнм[ан], -- из местных
жителей, братья и сваты грабителей... <...> Возможно, что нам или во
всяком случае мне придется покинуть Валдай и переметнуться в Москву, -- не скрою, что у меня по
этому поводу очень тяжело на сердце. <...> Дорогая Ольга Александровна, пишу Вам вернувшись из Москвы, где я пробыл всего два дня. <...> Против моей конторы маленький огород и садик, в котором я мечтаю повесить гамак, если в
самом деле решусь переехать в Москву: между нами будь сказано, мне этого очень не хочется, слишком
уж я привязался к моим милым ребятишкам. <...> Не знаю, милая Ольга Александровна, когда дойдет до Вас это письмо и потому заранее
поздравляю Вас с днем Ангела. <...> Произошло маленькое народное восстание в простонародном стиле. <...> Местный совдеп хотел отобрать у
Иверского монастыря запас хлеба, народ не дал, главным образом бабы. <...> Тогда совдеп выписал из
Демянска 150 человек красноармейцев, которые и двинулись на монастырь ночью, на лодках, с
пулеметами и винтовками. <...> Народ ударил
в набат, бросился грабить склады оружия местного совдепа, вытащил винтовки и пулеметы и в свою
очередь осадил осаждающих в монастыре. <...> Чтобы выкрутиться из беды,
красноармейцы взяли архимандрита, посадили его с собою в лодку и поехали в Валдай, но их встретили
выстрелами. <...> Мы пока в стороне от политики, но сын мой Яша уже втянут в машину этой анархии
как заведующий <...>
Письма_М._О._Меньшикова_к_О._А._Фрибес.pdf
Письма М. О. Меньшикова к О. А. Фрибес
Письма М. О. Меньшикова к О. А. Фрибес / Подгот. Ю. В. Алехин // М. О. Меньшиков:
Материалы к биографии: [Сб. материалов]. -- М.: Студия "ТРИТЭ"; Рос. Архив, 1993. -- С. 252--261. -(Российский
архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.; Вып. IV).
Письмо Фрибес О. А., 26 ноября 1917 г.
http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra4/ra4-2522.htm
26. XI.917.
Спасибо за газеты, дорогая О. А., но еще лучше, если бы Вы сообщили самые последние новости
из газет. Мы не получаем неск[олько] дней никаких изданий -- ни Пб., ни Моск[овских], -- очевидно, они
запрещены. Дожили, стало быть, до железной диктатуры, т. е. до настоящего, не призрачного
самодержавия. Вам, а особенно m-me Мордвиновой, должен нравиться этот стиль власти. Свобода по
боку. Из древней Троицы революции очередь обожания за Равенством. Во имя Равенства растаптывается
и Свобода, и Братство. Стремление к Равенству есть просто-напросто взрыв самого тяжелого
человеческого порока -- зависти. Зная хорошо, что для подавляющего большинства народного
конкуренция с более развитыми и даровитыми классами невозможна, демос выбрасывает конкуренцию
из машины общества. Будет ли без этой могучей пружины общество работать, об этом пока не
интересуются. Я боюсь, что работоспособность этой машины во всяком случае очень понизится.
Напишите, милая, какие газеты выходят и неужели вся буржуазная печать остановлена? Отнятие
объяснений убивает печать и вместе то сословие, к которому я принадлежу. Придется пробавляться
памфлетами, брошюрами или кустарными "дневниками".
Напишите, если знаете, что Розановы? Где они? Как себя чувствует Вас[илий] Вас[ильевич]?
Сообщите ему мой адрес, не откликнется ли хоть открыткой. Есть ли в поле жив человек? Читал приказ
об аресте в числе других членов "Нов[ого] Вр[емени]" и бедного Буренина182. 75 лет, тяжелая грыжа -- и
тюрьма невесть за какую провинность. Что Тернавцевы? Мика сегодня окончил азбуку, сост[авленную]
Тернавцевым183. Я убедился еще раз проштудировав с детьми несколько азбук, до чего Россия сгнила.
Даже такой религиозно-философский ум, как Тернавцев, не мог составить азбуки иначе, как
демократически-светской с оттенком большой пошлости. И крестьянских и некрестьянских детишек
спешат набивать, как чучела, трухой из простонародного юмора, цена которому грош. Ясно, что религии
наши все выдохлись, как склянка из-под духов: остался раззолоченный ярлык. А между тем здесь, в
Валдае, в одиночестве я более, чем когда-либо, ощущаю возможность великой и подлинной веры. Не
православной, конечно, и не протестантской.
Письмо Фрибес О. А., 1/2 декабря 1917 г.
http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra4/ra4-2523.htm
1/2 6 вечера.
Только что ушли из моей комнаты четверо стариков. Перевожу им каждый день по две сказки из
"1001 ночи". Жаль, что Вы нам не дали "избранных" сказок Шахразады -- приходится читать им все
подряд. А утром мы сделали чудную прогулку по озеру... Лед еще тонкий и прозрачный, местами виден
подводный мир. Ходили на ближайшие острова. Погода солнечная и воздух альпийский. Обед был
недурен: гороховый суп, котлеты с картофелем и свекольным соусом и даже с солеными огурцами, а к
кофе -- по кусочку пирога деревенского. Неожиданно пришла почта -- за целые три дня! Из "Русск[ого]
Слова" узнали многое грустное, что Вам известно... Между прочим, тот самый Азов, куда я собирался
спасать семью, дал для учред[ительного] собрания большинство большевикам, а на Донскую Область
движутся и с Кавк[азского] фронта и из Черном[орского] флота, и с севера отряды для войны с
Стр.1