Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 648668)
Контекстум

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / [Соч.] Н. Костомарова Господство дома св. Владимира. X-XVI столетия (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКостомаров Николай Иванович (1817-1885)
Издательство[Б.и.]
Страниц733
ID80049
Костомаров Николай Иванович (1817-1885). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / [Соч.] Н. Костомарова Господство дома св. Владимира. X-XVI столетия / Костомаров Николай Иванович (1817-1885) .— : [Б.и.], 1888 .— 733 с. — URL: https://rucont.ru/efd/80049 (дата обращения: 30.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Козьма Захарычъ Мининъ-Сухорукъ и князь Димитрій Михайловичъ Пожарскій . <...> Откидывая въ еторону вее. чтЬ ліожетъ подвергатьея сомн нію, мы ограничимся короткими св деніями, которыя, при веей евоей екудоети, вее-таки доетаточно показываютъ чрезвычайную важность значенія Владимира въ руеской иеторіи. <...> Владимиръ былъ еынъ воинственнаго Святослава, кіевекаго князя, который предпринялъ походъ на хазаръ, господствовавшихъ въ юго-восточной Росеіи, взялъ ихъ городъ Саркелъ на Дону, поб дилъ прикавказекихъ народовъ: ясовъ и касоговъ, завоевалъ Болгарію на Дуна , но долженъ былъ, поеі упорной защиты, уетупить ее гречіВЕОму императору. <...> Будучи еще въ д тскомъ возраст , Владимиръ былъ прйзванъ новгородцами на княженіе и у халъ въНовгородъ вм ст съ своимъ дядею Добрынею, братомъ его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. <...> Владимиръ съ своимъ дядею уб жалъ въ Швецію и возвратился въ Новгородъ съ чужеземною ратью. <...> Болышшство вступало въ новую в ру и совершало обрядъ крепі;енія, не понимая чтЬ д лаетъ. <...> Проникнутый духомъ христіанскои любви, онъ не хот лъ даже казнить злод евъ, и хотя сначала согласился-было на ув щанія корсунскихъ духовныхъ, находившихся около него въ Кіев , но потомъ, съ сов та бояръ и городскихъ старцевъ, установилъ наказывать преступниковъ только денежною пенею—вирою, по старымъ обычаямъ, разсуждая при этомъ, что такого рода наказаніе будетъ способствовать умноженію средствъ дла содержанія войска. <...> Онъ любилъ пиры и празднества, но пировалъ не съ одними своими. боярами, а хот лъ д литься своими ут хами со вс мъ народомъ— и съ старыми и малыми; онъ отправлялъ пиршества преимущественно въ болъшіе церковные праздники <...>
Русская_история_в_жизнеописаниях_ее_главнейших_деятелей__[Соч.]_Н._Костомарова_Господство_дома_св._Владимира._X-XVI_столетия.pdf
Стр.1
•/ - РУССКАЯ ИСТОРІЯ U въ ишштшпіишпшттшй W-^jKOji Т4 О М А Р О В Д / ТОМЪ ПЕРВЫЙ: ГОСПОДСТВО ДОМА СВ. ВЛАДИМИРА. X —Х І-ое СТОЛ ТІЯ. 5 М Е Л. ^ ж/ С.-ІШТЕРБУРГЪ Типографія М. М. СТАСЮІЕВИЧА, Вас. Осгр., 2 л., 7. 1888
Стр.2
аи9)
Стр.3
/*V / ОГЛАВЛЕНІЕ ПЕРВАГО ТОМА. I. Князь Владимиръ Святой II. Великій князь Ярославъ Владимировичъ .. . III. Преподобный еодосій Печерскій IV. Князь Владимиръ Мономахъ V. Князь Андрей Боголюбскій . VI. Князь Мстиславъ Удалой IX. Московскіе ЕНЯЗЬЯ братья Даниловичи X. Преподобный Сергій . . . .. . . СТР. 1 8 21 зб 69 95 VII. Князь Данило Романовичъ Галицкій . . . . 120 VIII. Князь Александръ Невскій 151 168 . . . XI. ВелнЕІй князь Димитрій Ивановичъ Донской. XII. Соловецкіе чудотворцы .,.."... . . . , 192 . 202 232 XIII. Великій князь и государь Иванъ Васильевнчъ * 237 XIV. Новгородскій архіепископъ Геннадій . . 307 XV. Московскій государь великіи князь Василій Ивановичъ XVI. Преподобный Нилъ Сорскій и Вассіанъ, князь Патрик евъ XVII. Максимъ Грекъ Х Ш. Сильвестръ и Адашевъ 337 366 380 400 XIX. Матв й Семеновичъ Башкинъ и его соучастники. 441
Стр.4
— IV — XX. Царь Иванъ Васильевичъ Грозный XXI. Ермакъ Тимо еевичъ CTP. 450 514 ХХП. Князь Еонстантинъ Константиновичъ Острожскій. 528 ХХІП. Борисъ Годуновъ XXIV. Названый Диыитрій XXV. Марина Мншпекъ XXVI. Василій Шуйскій XXIX, Троицкій архимандритъ Діонисій и келарь Аврамій Палицынъ XXX. Козьма Захарычъ Мининъ-Сухорукъ и князь Димитрій Михайловичъ Пожарскій . XXXI. Филаретъ Никитичъ Романовъ 556 603 626 655 XXYII. Князь Михаилъ Васильевичъ Скопинъ-Шуйскій . 677 XXYIII. Патріархъ Гермогенъ и Прокопій Ляпуновъ . . 684 696 . . . 706 719
Стр.5
Русская_история_в_жизнеописаниях_ее_главнейших_деятелей__[Соч.]_Н._Костомарова_Господство_дома_св._Владимира._X-XVI_столетия_(1).pdf
— 362 — важный санъ конюшаго. Черезъ два года посл рожденія Ивана, Елена родила другого сына, Юрія. Въ посі дніе годы царствованія Василія, Казань снова отдалась подъ прежнюю власть Москвы. Сами казанцы выгнали Сафа-Гирея, заЕЛятаго врага Москвы, и изъявили желаніе принять царя отъ руки московскаго государя, но просили не посылать къ нимъ прежняго, Шигъ-Алея, опасаясь отъ него мести за изгнаніе. Василій Ивановичъ въ 1531 году послалъ имъ въ цари брата Шигъ-Алеева, Еналея, а ПІигъ-Алею далъ Коширу и Серпуховъ, но въ январ 1532 года, за сношенія съ Казаныо безъ его в дома, государь липшлъ Шигъ-Алея этихъ городовъ и сослалъ вм ст съ женою на Б лоозеро, гд вел лъ держать подъ стражею. Изгнаніе Сафа-Гирея изъ Казани усилило непріязненныя отношенія съ Крымомъ, гд царствовалъ братъ его СаипъГирей, бывшій н когда царемъ въ Казани. Е.рымцы сд лали наб гъ на пред лы Московскаго Государства въ 1533 году, но были отбиты. Противъ нихъ отличился Иванъ Овчина-ТелепневъОболенскій. Кончина великаго князя Василія на пятьдесятъ-пятомъ году жоазни послужила поводомъ къ ея подробному описанію въ нашихъ л тописяхъ, зам чательному по обилію чертъ нравовъ и быта того времени. Л томъ 1533 года отправился Василій съ женою и д тьми ЕЪ Троицкой обители, а оттуда на охоту въ Волокъ-Ламскій, и тутъ постигла его бол знь: на л вой ног сд лался у него подкожный нарывъ. Однако, Василій послалъ за ловчими и, перезжая изъ села въ село, охотился. До хавъ до Еолпя, онъ послалъ пригласить на охоту брата своего Андрея Ивановича, кото-рый тотчасъ же прибылъ на зовъ его. Желая скрыть отъ него бол знь, Василій вы халъ съ нимъ на поле съ собаками, но, отъ хавъ версты дв , совершенно изнемогъ, принужденъ былъ вернуться обратно въ Колпь и слегъ въ постель. Тутъ вел лъ онъ послать въ Москву за Михаиломъ Глинскимъ и своими лекарями: Ниволаемъ Люевымъ и Фефиломъ. Т прі хали и съ общаго сов та принялись лечить его припарками; но пользы было мало. Такъ прошло дв нед ли. Василій послалъ въ Москву стряпчаго своего Мансурова и дьяка Меньшого Путятина за своею и отцовскою духовною, настрого заказавъ имъ не говорить ничего митрополиту, княгин и боярамъ. Они исполнили приказъ. Василій тайкомъ отъ вс хъ вел лъ сжечь свою духовную и' сталъ думать со своими боярами: какъ бы ему вернуться въ Москву. Изъ бояръ были съ нимъ тогда: князь Димитрій Б ль
Стр.1
— 363 — скій, Иванъ Васильевичъ Шуйскій, Михаилъ Глинскій и дворецкіе его: князь Иванъ Кубенскій и Иванъ Шигона. Великій ЕНЯЗЬ р шилъ хать изъ Волока въ Іосифовъ монастырь. Больного повезли въ каптан (возк ); съ нимъ с ли двое людей, которые переворачивали его съ боку на бокъ. Въ монастыр у воротъ встр тилъ Василія игуменъ съ братіею, съ образами и св чами. Великаго князя взяли подъ руки и повели въ церковь, гд уже ждала его великая княгиня съ д тьми. Василій слушалъ литургію, лежа на одр , на паперти церковной. На другое утро великій князь отпустилъ брата своего Андрея и собрался въ Москву. Его повезли т мъ же порядкомъ. Остановки были частыя. Великому князю становилось все хуже, и сталъ ояъ думать съ боярами, какъ бы ему прі хать тайкомъ въ Москву, такъ какъ таыъ было много иноземцевъ и пословъ. Наконецъ, до хали они до Москвы. Великій князь вел лъ призвать вс хъ своихъ бояръ, сталъ говорить имъ о своемъ малол тнемъ сын Иван , о томъ, какъ строиться царству посл него; и тутъ же приказалъ своимъ дьякамъ писать новую духовную. Въ это время съ хались и братья его. Василій поручалъ имъ великую княгиню и д тейг напоминая имъ крестное ц лованіе, и приказывалъ служить в рно сыну его, „неподвижно", какъ ему служили. Съ т мъ же обращался онъ многократно къ митрополиту и боярамъ и молилъ митрополита постричь его. Къ боярамъ своимъ онъ, кром того, обратился съ такой р чью: поручаю вамъ Михаила Львовича Глинскаго; челов къ онъ прі зжій; и вы бы того не говорили, что онъ прі зжій: держите его за зд шняго уроженца, потому что онъ мн в рный слуга... Василій, между т мъ, испытывалъ страшныя мученія: рана его воспалилась; отъ нея шелъ сильный смрадъ. Боязнь за будущность сына усиливала его мученія. Въ тоск обратился онъ къ своему лекарю Николаю Люеву и сказалъ ему: „Брате Миколае! ты вид лъ мое великое жалованье къ себ : можно ли теб сд лать мазь или иное-что, чтобы облегчить бол знь мою?" Николай отв чалъ великому князю: „Вид лъ я, государь, твое государево жалованье великое; если бы можно, т ло свое раздробилъ бы тебя ради, государя, но дума моя немощна безъ Божьей помощи". Великій князь отвернулся и, обратившись къ окружающимъ, сказалъ: „братіе! Миколай гораздо понялъ бол знь мою, ей ничто не пособитъ; нужно, братіе, думать, чтобы душа не погибла во в ки.".
Стр.2
— 364 — Василій началъ готовиться къ смерти, причастился св. Таинъ. Къ 'нему прі халъ троицкій игуменъ Іоасафъ; онъ и его просилъ о жен и д тяхъ. Къ Васшгію пришли братья и стали понуждать его вкусить пищи: великін князь поднесъ къ губамъ миндальной каши, но тотчасъ же оставидъ ее. Кром братьевъ, были еще при немъ: Михайло Юрьевъ, князь Михайло Глинскій и Шигона. Василій сказалъ имъ: „вижу самъ, что животъ мой къ смерти приближается, хочу послать за сыномъ моимъ Иваномъ и благословить €го крестомъ Петра Чудотворца, хочу послать за женой своей великой княгиней и наказать ей, какъ ей быть по моей смерти", но потомъ одумался и сказалъ: „не хочу посылать за сыномъ моимъ, за великимъ княземъ за Иваномъ: сынъ мой малъ, а я лежу въ велиЕОй немочи, a то—испугается меня сынъ мой". Князь Андрей и бояре начали уговаривать его, чтобы онъ послалъ за сыномъ и княгиней. Великій князь вел лъ себ принести напередъ сына и над лъ на себя крестъ Петра Чудотворца. Малол тняго Ивана принесъ шуринъ его, князь Иванъ Глинскій; за нимъ шла мамка Аграфена Челяднина. Великій князь снялъ съ себя крестъ Петра, благословилъ сына и отпустилъ, сказавъ Челядниной: „чтобы ты, Аграфена, отъ сына моего Ивана не отступала ни пяди". Зат мъ ввели великую княгишо; она громко плакала, билась, едва держась на ногахъ. Великій князь сталъ ут шать ее, говоря, что ему легче и у него ничего не болнтъ. Поуспокоившись, Елена спросила мужа: „Государь князь великій! на кого меня оставляешь и кому, государь, д тей приказываешь?1 ' Великій князь отв тшгь: „Благословилъ я сына •своего Ивана государствомъ и великимъ княженіемъ: а теб написалъ въ духовной своей грамот , какъ въ прежнихъ духовныхъ грамотахъ отцовъ нашихъ и прародителей, по достоянію, какъ прежнимъ великимъ княгинямъ". Елена стала просить мужа благословить второго сына. Великій князь послалъ за Юріемъ, благословилъ его Паисіевскимъ крестомъ, a о вотчин , назначенной ему, сказалъ: „приказалъ я, и въ духовной грамот написалъ объ этомъ по достояшю". Хот лъ-было Василій наказать жен о жить ея посл него, но она такъ кричала и вопила, что не дала ему сказать ни слова, и онъ отослалъ ее. Тутъ великій князь сд лалъ еще н которыя посмертныя распоряженія, и, наконецъ, призвавъ къ себ митрополита Даніила и владыку коломенскаго Вассіана, сказалъ имъ: „видите саыи, изнемогъ и къ концу приблизился, а желаніе мое давно было постричься: постригите меня". Митрополитъ Даніилъ и бояринъ Михайло
Стр.3
— 365 - ІОрьевичъ похвалши его за нам реніе, но н которые изъ бояръстали, отговаривать великаго князя, припоминая, что не вс 'великіе князъя преставились ІЪ чернецахъ. и самъ святой князь Владимиръ кіевскій умеръ не въ чернецахъ. И былъ между ними большой споръ. Василій стоялъ на своемъ. Надъ нимъ соверпшли обрядъ постриженія. Когда обрядъ оканчивался, Василій отошелъ въ в чность. Тогда митрополитъ Даніилъ повелъ братьевъ великаго князя ІОрія и Андрея въ переднюю избу и привелъ къ крестному ц лованію на томъ, чтобы они служили великому князю Ивану Васильевичу всея Руси и матери его великой княгин Елен Е С жили бы въ своихъ уд лахъ; чтобы государства имъ подъ великимъ княземъ Иваномъ не хот ть, ни людей имъ отъ великаго князя Ивана къ себ не отзывать, и чтобы стоять имъ за-одинъ противъ недруговъ Беликаго князя и своихъ: латинства и бесерменства. Зат мъ Даніилъ привелъ къ крестному ц лованію бояръ, боярскихъ д тей и княжатъ, и пошелъ къ Елен ут шать ее. Елена — разсказываетъ л тописецъ — видя идущихъ къ ней митрополита, Васильевыхъ братьевъ и бояръ, упала на землю какъ мертвая, и, пролежавши два часа, насилу очнулась. Троицкш игуменъ Іоасафъ и старцы Іосифова монастыря наряжали усопшаго: расчесали ему бороду, подостлали подъ него черную тафтяную постель, положили т ло на одр , начали надъ усоішшмъ служить заутреню, часы и каноны, какъ д лалось при живомъ. Приходило къ нему прощаться много народу: и боярскіе д ти, и княжата, и гости, и другіе люди, и былъ плачъ великіи. Наконецъ, митрополитъ вел лъ звонить въ болыпой колоколъ. ТроицЕІе и ІосифовсЕІе старцы понесли т ло велшгаго ЕНЯЗЯ на г»ловахъ въ передшою избу, а оттуда на Ерыльцо и вынесли на площадь. Д ти боярсЕІе вынесли велиЕую ЕНЯГИБЮ Елену изъ ея хоромъ въ саняхъ; позади шли ЕНЯЗЬЯ Василій и Иванъ ШуйсЕІе, Михаіло Львовичъ ГЛИНСЕІЙ. Василія схоронили возл отца, въ Еаменномъ гроб , въ АрхангельсЕомъ собор . -=«=<8=^$^sg)^H=
Стр.4
» XYI. ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛЪ ООРОКІЙ И БАООІАНЪ КНЯЗЬ ПАТРИК ЕВЪ. Тогда какъ еретическое направленіе, начавши нападками на злоупотребленія въ іерархіи, дошло, наконецъ, до отрицанія основныхъ началъ в ры, въ н драхъ строго в рнаго догматамъ православія явилось направленіе, расходившееся съ усвоенньшъ на Руси складомъ религіозныхъ воззр ніі. Направленіе это преимущественно нашло себ пріютъ и развивалось въ с верномъ кра , сос днемъ Б лоозеру. отчего посл дователи его въ XVI стол тіи носили названіе б лозерскихъ или заволжскихъ старцевъ. Первымъ представителемъ этого направленія былъ преподобный Нилъ Сорскій. Родился онъ въ 1433 году. Жизнь его чрезвычайно проста и несложна. Родители его намъ неизв стяы; знаемъ тоіько, что мірское ігрозвище его было Майковъ, и самъ онъ называетъ себя поселяниномъ. Въ юности онъ постригся въ Кирилло-б лозерскомъ монастыр , и, проживши тамъ н сколько времени, отправиіся странствовать на Востокъ, вм ст съ другомъ своимъ Иннокентіемъ Охлябининымъ; пробылъ, между прочимъ, н сколько л тъ на А он , изучилъ, какъ показываютъ его сочиненія, греческій языкъ, основательно познакомился съ твореніями св. отцовъ и со многими произведеніями духовной литературы. Посл многихъ л тъ странствованія, онъ воротился въ Кирилло-б лозерскій монастырь, но не ужился тамъ. Его поэтическая натура не могіа довольствоваться т мъ господствомъ вн шности, которое онъ встр чалъ въ русскомъ монашеств и вообще въ русскомъ благочестіи. Онъ удалился за пятнадцать верстъ отъ монастыря, къ р к Сор , соорудилъ себ часовню и келью, а потомъ, когда къ нему сошлось н сколько братій, построилъ церковь. Такимъ образомъ, основалось монашеское това
Стр.5