Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / [Соч.] Н. Костомарова Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. XVII-ое столетие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКостомаров Николай Иванович (1817-1885)
Издательство[Б.и.]
Страниц893
ID80048
Костомаров Николай Иванович (1817-1885). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / [Соч.] Н. Костомарова Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. XVII-ое столетие / Костомаров Николай Иванович (1817-1885) .— : [Б.и.], 1886 .— 893 с. — URL: https://rucont.ru/efd/80048 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Близъ молодого царя не было людей, отличавшихся умомъ и энергіей: все *) Важныхъ посл дствій изъ этого не было никакихъ, но, т мъ не мен е, до 1616 года отношснія къ имаератору были холодныя: кь особениости по лрачин неум нія русскихъ пословъ вести себя прилично, и только въ этомъ году юшераторъ приказалъ ув рить московскаго государя, что онъ не будетъ поыогать иольскому королю войскомъ и деньгами и не дозволитъ полякамъ ванимать ратныхъ людей въ своихъ влад ніяхъ. <...> Напрасно правительство предписывало воеводамъ строить зас ки, собирать ратныхъ людей, вооружать жителей и вс ми м рами ловить и истреблять разбойниковъ; разбойниковъ стало очень много; они нападали внезаано: пограбятъ, пожгутъ, перемучатъ людей въ одномъ м ст и исчезаютъ, чтобы появиться въ другомъ: ратные люди, прибывшіе въ то м сто, гд по слухамъ объявились воры, заставади тамъ пепелища да обезображенные трупы людей, a о ворахъ уже шли слухи изъ другихъ м стъ. <...> Воеводы доляшы были уиотреблять ва ^ЬслушниЕОвъ ратныхъ людей, но въ то же время сами воеводы, сборщики и разные приЕазные ЛЮДЙ, прі зжавшіе дла^іцарскихъ д лъ,; браавчпрежде. веего съ народа на себя то. чего имъ не сл довало брать—лишнее^ отягощали жителей Еормажіг (сборомъ продовольствія) въ; свою пользу, а потимъ уже правили съ нищихъ посадскихъ и крестьянъ годударственныя подати: многихъ забивали и эамучивали до смерти на. правежахъ и доносили въ Москву, что нечего взять. <...> Въ это время правительство старалось умножить и усилить въ войск отд лъ стр льцовъ. каЕЪ бол е организованное ВОЙСЕО; на нихъ тогда по.іагались вс надежды и потому по городамъ приЕазано было набирать въ стр льщнг охочихъ вольяыхъ людей. ум ющихъ <...>
Русская_история_в_жизнеописаниях_ее_главнейших_деятелей__[Соч.]_Н._Костомарова_Господство_дома_Романовых_до_вступления_на_престол_Екатерины_II._XVII-ое_столетие.pdf
• ШШ
Стр.1
/^ - ч l/l ^u . ^ ЖС Ш ИСТОРІЯ и Ts'o БЪ <етІеті^ім««ія»«і»»еагй«»*£*^^ ^ . ^остомарова, .. : ТОМЪ ВТОРОЙ: ГОСПОДСТВО ДОМА РОМАНОВЫХЪ до BCTynitojr^S HA ПРЕСТОЛЪ ЕКАТЕРИНЫ П. Б И Б Л. N ¥^^МА Х П-ое СТОЛ ТІЕ. Ь*_\ \$ й САНКТПЕТЕРБУРГЪ Тапографія М. М. СТАСГОЛЕВИЧД, В. 0., 2 л., 7. 1886
Стр.2
2007088282
Стр.3
: ОГЛЛВЛЕШЕ ВТОРОГО ТОМА I. Царь Михаилъ едоровичъ. II. Кіевскій митрополитъ Петръ Могила III. Царь Алекс й Михайловичъ IV. Патріархъ Никонъ V. Малороссійскій гетманъ Зиновій-Богданъ Хмельницкій VI. ПреемниЕи Богдана Хмельницкаго VII. Стенька Разинъ. . . VIII. Сибирскіе землеискатели XVII в ка Стр. 1 59 97 157 221 287 325 345 IX. Галятовскій Радившювскій и Лазарь Барановичъ . 355 X. Епифаній Славинецкій, Сішеонъ Полоцкій и ихъ преемники XI. Юріи Крижаничъ . . .* XII. Царь едоръ Алекс евичъ XIII. Царевна Софья XIV. Ростовскій митрополитъ Димитрій Туптало . . 385 429 459 475 . 519
Стр.4
^Rdniip сгхнянэа н а^доаэоа н crqRob \ нг.эык сса, н ЙД ,ііьвхыкэ •0! атііднЬыя ИЬОТР .оі.иЬ эн латэдіщ^Т о^вяояояооМ.йэдоіі. .iiqoauT d'ar.T fiiaaqfisoD ниоІЙ .uqd'ii fioaaapeq'] эн Kqiwp ^шва ^тэжом аты5 £ ,111,14»^ ііэзя eiftaoo ач:вс) ач!.віп(тэотзс, JHO -от; ^иьйк^дыа оте нийэ a-aHPAoaaq&n нън а-ф^аСН а-айнні-г.эоп .(х Eq^SY30 "1 оаеоао ^ элнваоі!.£ж атннвмиа ый пг.иЬ fiKoqci ЭІІОГЙІ йатэдад^аоч йдтуйв iij!,oqo ^гдоі^а^Н .d'ZBHHLBajjBq ага «гоаілідохвн внд.ооМ EBICJ; .ЙДІІІІ.КЙ; ГЫЛНИ.ОО fHi.Hdfiq'] .d'aoafi.'.'fi}! ігмэіавазвн .гдои няйвш ,.к95о оцаі.м;) ит , .'•T.Z dTBqSY нілом эв ццШ .ит. тпі ] 8і и ніишно^ яірьшодп а-я эдіъ энаиээаі] .нт.ід, ''Дііш HKViiiiiqa ві.ааоцтудогіОО'* доіааоГі jsRObOi <гто HLaqaKY н ЦАРЬ МИХАИЛЪ ЕДОРОВИЧЪ. ОІІ .кч.ои. эіаоаоаэом ОТР гсікот d'a ЙГЛ отпоо «ИІІЧІ іиіШі Ма.іо въ исторіи найдется . прим ровъ, когда бы новый государь встулидъ на престолъ при такихъ крайне печальныхъ обстоятельсшвахъ, при какихъ избранъбыль шестнадца-: тил тній Михаидъ едоровичъ. Съ двумя росударствами: Польшею; и Швеціею, не ок.онченабыла, война. Оба эти государства влад ли окра.инами, московской .державы и выставляли двухФ претендентовъ на московскій престолъ — двухъ соперниковъ новоизбранному царю. Третьяго соперника ему провозглашала казацкая вольница въ Астрахани въ особ малол тнято сына Марины, и Заруцкій, во имя его, зат валъ двинуть туровъ и татаръ, на ОЕОнчательное разореніе Московскаго ГосударстБа. Ожидали-бщло ещесоперника дарю И: въ габсбургскомъ дом . Въ 1612 году цеаарсЕІй посланвикъ Юсуфъ, про зжая череаъ Московское Государство,, изъ Персіи, вид лся въ Ярославл съ Пожарскимъ, и, услышавшиотъ него жалобы на б дственное состояніе МосЕОвСЕагоГосударства, зам тилъ, что хороіЬо было бы, если бы МОСКОВСЕІ люди пожелали; избрать-на црестодъ цезарскаго брата МаЕсимиліана. На это Поаіарскій, какъ говорятъ, отв чалъ, что если бы цезарь далъ на мосвовское государство своего брата, то московсЕІе люди приняли бы его съ веЛИЕОЮ радостью. Объ этомъ узнали въ Германіи; императоръ прислалъ ПожарсЕОму дохвальное слово; но МаЕСимиліанъ, отговариваясь старостью, отЕазывался отъ руссваго престола. ИмператорсЕІй посланниЕъ прибылъ въ МосЕву съ грамотою Е- боярамъ въ то время, Еавъ уже избранъ былъ Михаилъ, и поедлагалъ бояраиъ въ цари другого императорсЕаго брата. Э^о встревожидо новое правительство, и царь отправилъ лоРУОСКАЯ ИОТОРІЯ,—Т. U. 1
Стр.5
Русская_история_в_жизнеописаниях_ее_главнейших_деятелей__[Соч.]_Н._Костомарова_Господство_дома_Романовых_до_вступления_на_престол_Екатерины_II._XVII-ое_столетие_(1).pdf
443 — скв иного воровъ и разбойниковъ. Удивнтельно, какъ могутъ честные люди въ Москв жить!.. Что можетъ быть неправедн е, кавъ брать отъ суда въ казну всякіе пересуды и десятины. Посламъ также не дается достаточно на ихъ обиходъ. Отсюда происходитъ крайнее неувашеніе и хоюдность въ д лу, и мвогіе придавленные яуждою забываютъ пользу своего еарода 0 за подарви входятъ съ иноземцами во всявія неприличныя сд лви. Хвастается Олеарій, что за деньги можно добыть изъ приказовъ какія угодно тайвыя д ла... Вс евроиейцы называюгь это преславное государство тирансвимъ; говорятъ, что русскіе ничего не д лаютъ иначе, какъ только прануждаемы бываютъ палками и батогами. Правда, русскіе люди д лаютъ все не изъ чувства чести, а изъ страха казни, но этому причиною жестокое праеленіе, и если бы н мецкій или какой-либо другой народъ былъ подъ такимъправленіемъ, то усвоилъ бы еще xyate нравы. Русскіе вс ми народами считаются лживыми, вев рными, жестокосердыми, склонными въ краж и убійству, нев жливыми въ бес д , нечистоплотнымн въ жизни. А отчего это? Оттого, что везд кабаки, монополіи, запрещенія, откупы, обысви, тайные соглядатаи; везд люди связаны, ничего не могутъ свободно д лать, не могутъ свободно употреблять труда рукъ и пота лица своего. Все д лается втайн , со страхоиъ, съ трепетомъ, съ обманомъ, везд приходится укрываться отъ множества „оправниковъ" (чиновниковъ), обдирате.іей, довосчиковъ илвг, лучше сказать, палачей. Привыкша всякое д ло д лать сврытно, потакать ворамъ, всегда ваходигься подъ страхомъ и обманомъ, руссвіе забываютъ всякую честь, д лаются трусами на войн и отличаются всяческою нев жливостью, нескромновтью н неопрятностью... Если нужна имъ чьянибудь милость, тутъ они сами себя увижаютъ, молятся, бьютъ челош. до отвращенія... Н тъ нигд на св т такого мерзкаго, отвратительнаго, страшнаго пьянства, кавъ на Руси, а всему причиною кабаки. Нигд нельзя выпить пива или вина, какъ тольво въ царсвомъ вабав . А тамъ посуда тавая, что годится въ свнвой хл въ. Питье премерзвое, и продается по б совсвой ц н . Самые кабави не везд подъ рувою у людей; тольво въ большомъ город по н свольку вабавовъ; иные мелкіе люди чуть не всю жизнь лишены вина, а вавъ придется имъ выпить, то они бросаются безъ стыда, вавъ б шеные, думаютъ, что исполняютъ Божью и царсвую запов дь..." Крижаничъ воснулся дозволеаія, даваемаго н воторымъ лицамъ приготовлать напитви по особымъ торж;ествевнымъ
Стр.1
— 444 — случаямъ, и видитъ въ этомъ средство пріученія народа къ пьанству, порнцаетъ даже царскіе пиры, на которыхъ нельзя ве пить подъ страхомъ прегр гаить вротивъ Бога и царя. Авторъ оставвлъ вамъ в которыя черты тогдаганяго пира: „хозяинъ,—говоритъ онъ,—только о томъ и хлопочетъ, чтобы поскор е вааоить гостей и обратить ихъ въ свиней. Посадитъ гостей около пустого стола, сидятъ три-четыре часа безъ хл ба и безъ всякой пищи, а мезкду т мъ чарка идетъ кругомъ и многіе, выпивши натощакъ, опьян ютъ и уже не думаютъ о пищ . Нигд , ни у н мцевъ, ни у другихъ словянъ н тъ такого гадкаго пьянстна, нигд не ввдно, чтобы въ грязи, по у.шцамъ валялись мужчины и женщинн, и умирали отъ пьянства. Въ Малороссіи люди также пирядочно нааиваются, во зд шнее пьянство несравненно сильн е и отвратительн е таыошняго, а что всего глуп е—это то, что у васъ сами правиіели—причина, заводчаки и повелитела этому злуа . Но въ чемъ же средство къ улучшенікі? Какъ исправить тавое общество, гд правители явво дружатъ съ ворами? Кавъ исиравить алчныхъ должностныхъ лицъ, привыашихъ ЕЪ грабежамъ и коварной изобр тательвости? „Пусть государь будетъ архангелъ, говиритъ Крижапичъ, все-таки оаъ не въ силахъ запретить грабежи, обиды и людскія обдирательства". Одно есть средство —вародная свобода, но авторъ не допуск.ает'ь такой свободы, какъ у ляховъ, гд никто никого не слуиіаетъ и гд столько же тирановъ, сколько властителей. Такая свобода прямо ведетъ къ тиравіи. „Пусть царь дастъ людямъ вс хъ сословіи пристойную, ум реввую, сообразиую со ВСЯЕОЮ правдою свободу, чтобы ва царскихъ чивовниковъ всегда бьыа вад та узда, чтобъ они не могли исполвять своихъ худыхъ наы ревій и раздражать людей до отчаянія. Свобода есть единствсвный щитъ, которымъ поддаввые могутъ прикрывать себя противъ злобы чивовниковъ, едивстиенный способъ, посредствомъ котираго можетъ въ государств держаться правда. Никакія запрещевія, виЕакія Еазви ве въ силахъ удержать ЧИНОВВИЕОВЪ ОТЪ худыхъ д лъ, а думныхъ людей отъ алчвыхъ, разорительныхъ для варода сов товъ, если ве будетъ свободы". Зат мъ Крижаничъ вредставляетъ царя говорящимъ ЕЪ своему народу и об щающамъ ему улучшевіе государствеанаго строа и исправлевіе заЕОнодательства. Царь осіается самодержавевъ: оаъ даетъ вароду свободу, права, льготы, но даетъ добровольно, непривужденно и можетъ отвять даввое, если съ противной стороаы будутъ давы къ этому важные
Стр.2
— 445 — поводы. Между т мъ тотъ же царь допускаетъ такія правила, которыя кладутъ контроль на его власть. Онъ и его преемники обязаны при вступленіи на престолъ давать присягу въ сохраненіи народной свободы, и только посл этой присяги народъ присягаетъ цярю. Ояъ теряетъ право на престолъ, если изм нитъ в р , еслн отдастъ дочь за иноземца, если будетъ отчуждать части государства, если введетъ въ государство иноземное войско, исвлючая случаевъ войны съ вв шними непріятелями. Царь не можетъ жениться иеаче, какъ на природной руссвой или на словянк . Женщины не могутъ быть возводимы на престолъ. Посл смерги каждаго царя народный сеймъ д лаетъ пересмотръ и оц иву его правлевія и требуетъ отъ преемника исправленія т хъ уставовъ, которые бы оказались противными народному благу. Жителямъ, исключая духовныхъ, оставлено прежнее разд леніе на служилыхъ и на платящихъ дань. Духовные будутъ изъяты огь всякихъ поборовъ и повинностей и должны суаиться собствепнымъ судомъ. Высшій служилый классъ разд ляется на тра вида: князья, бояре и „пдемяне" (слово, которымъ Крижаничъ хочетъ зам нить выраженіе „и ти боярсвія"). Считается полезнымъ утвердить въ государств высшій аристократическій классъ, въ предотвращеаіе того, чтобы цари не подпали подъ власть стр льцовъ, подобно тому, ЕІКЪ римскіе императоры подъ власть преторіанценъ или султавы подъ власть янычаръ, Но привилегіи, даяаемыя высшему влассу, никакъ не должны доходить до того, чтобы сильные люди держали у себя ЕОЙСВО, творили суіъ или расправу, собирали оамовольео сеймы или завупали себ земли. Видно стараніе удержать земли въ общественномъ влад ніи, а потому одии бояре могутъ им ть пом стья. Людямъ выстаго класса присвоиваются разные почетные знави, папр., гербы, высовія шапки, перья и т. п. Весь остальяой народъ должевъ былъ платить поборы, но не иваче вакъ въ случа нужды государственной. Безъ нужды царь обазывался не брать нивавихъ поборовъ. He должно быть нивавихъ кабавовъ и викавихъ мововолй и пошливъ. Города присылаютъ своихъ пословъ ва сеймъ и, по ихъ желааію, устававливается у вихъ порядокъ и власти, вавъ высшія, тавъ и мевьшія. У городовъ свои судьи, но высшіе судьи изъ боярсваго рода. Ивоземцамъ запрещается торговать ввутри государства. Невависть въ ивоземцамъ простирается до того, что завовомъ ве дозволяется вивому вутешествовать за гравицей и вривимать ивостравцевъ на службу, вром словяаъ, которымъ во всемъ даются
Стр.3
— 446 — равныя ирава съ русскими. Относвтельно просв щенія предлагается странное правило: „только д ти высшихъ классовъ н то не вс , а самыя богатыя, могутъ учиться гречесвому и латинскому языкамъ, исторіи, философіи и политив , а люди низшіе и убогіе долшш ваниматься полезными вауками, тавъназ. „трудовными", математикою, астрономіею, медициною и пр,. „Философія, говоритъ онъ въ другомъ м ст , если стаиетъ общимъ достояніемъ народа, то повлечетъ за собою многіе вопросы и волненія, будетъ отвращать людей отъ труда къ праздности, чтб мы и видимъ у н мцевъ. He должно вс кушанья подправлять медомъ, потому что медъ производитъ тошноту; точно также и философію не сл дуетъ передавать всему народу, а только сословію благородному и н воторымъ изъ черни, для того призваннымъ, насколько это нужно для службы государю, иначе достойн йшій предметъ пошл етъ, и жемчугъ мечется передъ свиньями". Эти основы улучшеній, развитыя пространно у автора, иоказываютъ, что Крижавичъ былъ способп е подвергать критик тотъ обществепный строй, какой онъ нашелъ на Руси, ч иъ изобр тать м ры къ водворенію новаго порядка вещей. Возвышеніе аристократическаго класса, запрещеніе здить за гранацу, разд леніе наукъ, изъ аоторыхъ одн предоставлялись одному, а другія другому Елассу, наконецъ, крайняя нетерпимость къ иноземцамъ, особенно н мцамъ, служили бы препятствіемъ ЕЪ тому преусп янію, котораго хот лъ достичь авторъ для русскаго народа. Ненависть къ иноземцамъ у Ерижанича д лается понятною, кавъ у словянина, котораго задушевною ц лью было поднять свое унаженное племя и обратить громадныя силн Русн на освобожденіе словявъ отъ чужеземцевъ,( на возстановленіе ихъ и на устроеніе племенного союза между ними. Это ясно видно въ отд л „Объ швренію господства". „Ты единый царь,—говоритъ онъ, обращаясь къ Алекс ю Михайловичу,—ты намъ данъ отъ Бога, чтобы иособить и задунайцамъ, и ляхамъ, и чехамъ, дабы они познали свое угнетеніе и уииженіе, помыслили о своемъ просв тл яіи и сбросили съ шеи в мецкое ярмо". По мн нію Крижанича, н мцы и Россіи готовятъ это ярмо. „Ненасытима алчность н мецкая; всего имъ мало, хот лось бы имъ весь народъ и всю державу нашу пожрать однимъ глоткоиъ. He удалось имъ учинить въ Россіи того, что у нихъ было въ мысли, т.-е, захватить господство надъ народомъ, такъ какъ они уже захватили царственвое величіе въ уграхъ, чехахг, ляхахъ, Литв и въ другихъ странахъ, гн ваются, свреже
Стр.4
~ 447 щутъ, рвутся отъ злости, какъ бы Русское гоеударство подчинить своей власти. Н сколько разъ они уже подходили близко ЕЪ исполненію своего нам ренія, да тольво Богь уничтожалъ ихъ высоком рныя думы и освободилъ отъ прелютаго ярма н мецваго. А все таки-н мцы не отступаются отъ своей думы... Болгары, сербы, хорваты давно уже потеряли не только свое государство, но всю свою силу, языкъ, разумъ. He разуи ютъ они, что такое честь и достоинство, не могутъ сами себ помочь, нужна имъ вн шняя сила, чтобъ стать на ноги и занять м сто въ числ пародовъ. Ты, царь, еслн не можешь въ настоящее тяжелое время пособить имъ поправиться совершенно и ігривести къ прежнему бытію ихъ государства, то по крайней м р можешь исправить ихъ словянскій языкъ и открыть имъ умственныя очи природныя своимй книгами, чтобы они познали свое достоинство и стали бы думать о своемъ возстановленіи. Чехи, а за ними недавно и ляхи, подверглись такой же печальной участи, кавъ и задунайцы; ляхи хотя и хвастаютъ т нью независимаго воролевства и своею безпутною свободою, но они, сами по себ , не могутъ выбиться изъ своего срама; нужна помощь извв , чтобы поставить ихъ на ноги и возвратить къ прежнему достоинству. Эту шшощь, это народное просв тл ніе смысла, только ты, царь, съ Божьею помощью, можешь даровать ляхамъ..." Крижаничу не нравится расширеніе руссвихъ пред ловъ требны, ч мъ берега Варяжскаго моря. Крымскіе татары много в ковъ уже обижаютъ окрестные народы. Пора уничтожить ихъ наглость и разбои. Русскому гоеударству надлежитъ проживать въ мир со вс ми с вернымвг, восточными и западными народами, а воевать съ одними татарами. Дауры, калмыки и другіе восточные народы насъ не знаютъ, если мы на с веръ и на ВОСТОЕЪ. ОНЪ не разд ляетъ мн нія т хъ, которые сов туютъ идти все дал е и дал е на востокъ Сибири и закладывать новые остроги. По его мн нію, надобно ограничиться частью Сибири, а съ дальн йшими народами заключить миръ. Какой-то н мецъ въ Сибири пророчилъ, что царь овлад еть Китаемъ. Брижаннчъ по этому поводу говоритъ: „это врагъ хочетъ отвлечь насъ отъ возможныхъ д лъ и обратить на невозможное, чтобы русскій народъ пошелъ на глупое завоеваніе Китая, а Русскимъ государствомъ завлад ли бы н ыцы и татары". He сл дуетъ, по его мн нію, таісже думать о берегахъ Варяжскаго моря. Лучше обратиться къ Черному морю: я берега его и пристани будутъ бол е выгодны и по
Стр.5