УДК 316:001.8
ББК 60.5
В17
Рецензенты:
Н. В. Веселкова, к. соц. н., доцент Уральского федерального университета;
А. С. Готлиб, д. соц. н., профессор Самарского национального
исследовательского университета имени академика С.П. Королева;
И. Е. Штейнберг, к. филос. н., преподаватель Московской
высшей школы социальных и экономических наук
Под общей редакцией Елизаветы Полухиной
В17
Ваньке, Александрина Владимировна.
Как собрать данные в полевом качественном исследовании / А. В. Ваньке,
Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 259 с. — Москва : Изд. дом Высшей
школы экономики, 2021. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-2086-4
Учебное пособие представляет собой результат совместной работы трех социологов-исследователей,
анализирующих свой опыт участия в исследовательских проектах последних
лет. Это руководство к действию, написанное в стиле how to do. Доступный язык изложения,
примеры исследовательских практик и материалов позволят даже начинающему исследователю
или студенту, получив базовые напутствия, оперативно включиться в полевую работу.
Первая часть пособия посвящена вопросам проектирования полевого исследования,
особенностям дизайна эмпирического проекта, разработке базовых инструментов и доступа
к полю. Вторая часть включает набор исследовательских методов, инструментов и техник,
позволяющих собрать релевантные эмпирические материалы. Основу учебного пособия
составляют примеры из конкретных исследовательских ситуаций и эмпирических материалов,
которые представлены в разделах и приложениях. Книга показывает читателю, как
задействовать такие современные исследовательские ресурсы, как онлайн-сообщества и
сети, виртуальные хранилища данных, фотографии и видеоконтент.
Пособие адресовано широкому кругу читателей — студентам, исследователям, препоУДК
316:001.8
ББК 60.5
Электронное издание на основе печатного издания: Как собрать данные в полевом качественном
исследовании / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед.
ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики,
2020. — 256 с. — ISBN 978-5-7598-1960-8. — Текст : непосредственный.
В книге использованы иллюстрации Алексея Бровенко
Опубликовано Издательским домом Высшей школы экономики
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-2086-4
© А. В. Ваньке, Е. В. Полухина,
А. В. Стрельникова, 2020
© Национальный исследовательский
университет «Высшая школа
экономики», 2020
давателям, — реализующим полевые проекты и преподающим дисциплины по методологии
и методам социального исследования.
Стр.3
Оглавление
Введение ..........................................................................................7
РАздЕл I. ПодготоВкА к Полю
глава 1. Проектирование качественного полевого исследования .... 13
Формулирование темы и проблемы исследования ..................... 19
Создание исследовательского дизайна .........................................22
Выбор подходов и методов ............................................................ 31
Определение единиц анализа и типа выборки.............................35
Ключевые понятия ................................................................... 41
Вопросы для самопроверки..................................................... 41
Практические задания .............................................................42
Рекомендуемая литература ......................................................42
глава 2. Подготовка исследовательского инструментария ..............43
Гайд интервью, или Как выстроить беседу, чтобы получить
релевантные данные об опыте информанта ................................49
Многообразие логик для построения гайда ................................52
Протокол наблюдения: создаем форму для «плотного
описания» изучаемой среды ........................................................56
Бланк информированного согласия: определяем
этические границы .......................................................................58
Ключевые понятия ................................................................... 61
Вопросы для самопроверки.....................................................62
Практические задания .............................................................62
Рекомендуемая литература ......................................................63
глава 3. Многослойность доступа в поле: от простого
к сложному .....................................................................................64
Тактики доступа: дверь закрыта, а мы — в окно .........................69
Ключевые понятия ................................................................... 81
Вопросы для самопроверки..................................................... 81
3
Стр.4
Оглавление
Практические задания ............................................................. 81
Рекомендуемая литература ...................................................... 81
РАздЕл II. СбоР ПолЕВых дАнных
глава 4. наблюдение в поле ............................................................85
Коллективное и индивидуальное наблюдение:
как и что наблюдать? .....................................................................87
Коллективное наблюдение во время публичных
мероприятий .................................................................................88
Между коллективным и индивидуальным наблюдением
в публичных местах ......................................................................92
Написание полевого дневника. Что и как фиксировать? ...........99
Ключевые понятия ................................................................. 104
Вопросы для самопроверки................................................... 104
Практические задания ........................................................... 105
Рекомендуемая литература .................................................... 105
глава 5. Полевое интервью........................................................106
Тандемные интервью как практика полевой работы:
один в поле воин, но «на районе» вдвоем как-то надежнее ..... 107
Опыт этнографических интервью с участием рабочих ..............110
Интервью как процесс: от подготовки до рефлексии ................115
Ключевые понятия ................................................................. 121
Вопросы для самопроверки................................................... 121
Практические задания ........................................................... 122
Рекомендуемая литература .................................................... 122
глава 6. Мобильный исследователь: как движение
и современные технологии помогают в сборе данных ................... 124
Биографическая прогулка: интервью в движении
и маршруты памяти ..................................................................... 126
Мобильные методы и цифровые данные ................................... 129
Использование социальных сетей и других
интернет-ресурсов ...................................................................... 132
Цифровые гаджеты ......................................................................137
Мобильные приложения ............................................................ 140
4
Стр.5
Оглавление
Ключевые понятия ................................................................. 145
Вопросы для самопроверки................................................... 145
Практические задания ........................................................... 146
Рекомендуемая литература .................................................... 146
глава 7. Визуальные и проективные данные:
больше, чем картинки ................................................................... 148
Визуальные данные в наблюдении ............................................. 150
Проективные данные в полевом исследовании ......................... 153
Подходы к структурированию визуальной информации .......... 160
Ключевые понятия ................................................................. 167
Вопросы для самопроверки................................................... 167
Практические задания ........................................................... 167
Рекомендуемая литература .................................................... 168
глава 8. Архивация полевых данных ............................................ 170
Агрегированные исследовательские архивы ...............................171
Локальный исследовательский архив ..........................................173
Структура локального исследовательского архива .....................175
Сопроводительные материалы по локальному
исследовательскому архиву ......................................................... 179
Доступ к локальному исследовательскому архиву ..................... 180
Ключевые понятия ................................................................. 184
Вопросы для самопроверки................................................... 184
Практические задания ........................................................... 184
Рекомендуемая литература и источники .............................. 185
глава 9. Выход из поля и сохранение связей с ним ....................... 186
Возвращение данных в поле ....................................................... 191
Возвращение на место сбора данных ......................................... 193
Ключевые понятия .................................................................. 197
Вопросы для самопроверки .................................................... 197
Практические задания ............................................................ 198
Рекомендуемая литература и источники ............................... 198
библиография ............................................................................... 199
5
Стр.6
Оглавление
Приложения
Примеры информационных писем .............................................217
Примеры информированных согласий ...................................... 223
Примеры гайдов интервью ......................................................... 228
Примеры руководств для наблюдений ....................................... 241
Пример дополнительной анкеты ................................................ 246
Пример схемы экспедиции ......................................................... 248
Пример памятки транскрибера и этического соглашения ........ 250
Сведения об авторах.................................................................... 254
Стр.7