Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Как собрать данные в полевом качественном исследовании (1485,00 руб.)

0   0
Первый авторВаньке Александрина Владимировна
АвторыПолухина Елизавета Валерьевна, Стрельникова Анна Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВШЭ
Страниц259
ID799812
АннотацияУчебное пособие представляет собой результат совместной работы трех социологов-исследователей, анализирующих свой опыт участия в исследовательских проектах последних лет. Это руководство к действию, написанное в стиле how to do. Доступный язык изложения, примеры исследовательских практик и материалов позволят даже начинающему исследователю или студенту, получив базовые напутствия, оперативно включиться в полевую работу. Первая часть пособия посвящена вопросам проектирования полевого исследования, особенностям дизайна эмпирического проекта, разработке базовых инструментов и доступа к полю. Вторая часть включает набор исследовательских методов, инструментов и техник, позволяющих собрать релевантные эмпирические материалы. Основу учебного пособия составляют примеры из конкретных исследовательских ситуаций и эмпирических материалов, которые представлены в разделах и приложениях. Книга показывает читателю, как задействовать такие современные исследовательские ресурсы, как онлайн-сообщества и сети, виртуальные хранилища данных, фотографии и видеоконтент.
Кому рекомендованоПособие адресовано широкому кругу читателей - студентам, исследователям, преподавателям, - реализующим полевые проекты и преподающим дисциплины по методологии и методам социального исследования.
ISBN978-5-7598-2086-4
УДК316:001.8
ББК60.5
Ваньке, А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании / Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова; А. В. Ваньке .— 2-е изд., эл. — : Издательский дом ВШЭ, 2021 .— 259 с. — 1 файл pdf : 259 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-7598-2086-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/799812 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Как_собрать_данные_в_полевом_качественном_исследовании.pdf
УДК 316:001.8 ББК 60.5 В17 Рецензенты: Н. В. Веселкова, к. соц. н., доцент Уральского федерального университета; А. С. Готлиб, д. соц. н., профессор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; И. Е. Штейнберг, к. филос. н., преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук Под общей редакцией Елизаветы Полухиной В17 Ваньке, Александрина Владимировна. Как собрать данные в полевом качественном исследовании / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 259 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-7598-2086-4 Учебное пособие представляет собой результат совместной работы трех социологов-исследователей, анализирующих свой опыт участия в исследовательских проектах последних лет. Это руководство к действию, написанное в стиле how to do. Доступный язык изложения, примеры исследовательских практик и материалов позволят даже начинающему исследователю или студенту, получив базовые напутствия, оперативно включиться в полевую работу. Первая часть пособия посвящена вопросам проектирования полевого исследования, особенностям дизайна эмпирического проекта, разработке базовых инструментов и доступа к полю. Вторая часть включает набор исследовательских методов, инструментов и техник, позволяющих собрать релевантные эмпирические материалы. Основу учебного пособия составляют примеры из конкретных исследовательских ситуаций и эмпирических материалов, которые представлены в разделах и приложениях. Книга показывает читателю, как задействовать такие современные исследовательские ресурсы, как онлайн-сообщества и сети, виртуальные хранилища данных, фотографии и видеоконтент. Пособие адресовано широкому кругу читателей — студентам, исследователям, препоУДК 316:001.8 ББК 60.5 Электронное издание на основе печатного издания: Как собрать данные в полевом качественном исследовании / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-7598-1960-8. — Текст : непосредственный. В книге использованы иллюстрации Алексея Бровенко Опубликовано Издательским домом Высшей школы экономики В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7598-2086-4 © А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова, 2020 © Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020 давателям, — реализующим полевые проекты и преподающим дисциплины по методологии и методам социального исследования.
Стр.3
Оглавление Введение ..........................................................................................7 РАздЕл I. ПодготоВкА к Полю глава 1. Проектирование качественного полевого исследования .... 13 Формулирование темы и проблемы исследования ..................... 19 Создание исследовательского дизайна .........................................22 Выбор подходов и методов ............................................................ 31 Определение единиц анализа и типа выборки.............................35 Ключевые понятия ................................................................... 41 Вопросы для самопроверки..................................................... 41 Практические задания .............................................................42 Рекомендуемая литература ......................................................42 глава 2. Подготовка исследовательского инструментария ..............43 Гайд интервью, или Как выстроить беседу, чтобы получить релевантные данные об опыте информанта ................................49 Многообразие логик для построения гайда ................................52 Протокол наблюдения: создаем форму для «плотного описания» изучаемой среды ........................................................56 Бланк информированного согласия: определяем этические границы .......................................................................58 Ключевые понятия ................................................................... 61 Вопросы для самопроверки.....................................................62 Практические задания .............................................................62 Рекомендуемая литература ......................................................63 глава 3. Многослойность доступа в поле: от простого к сложному .....................................................................................64 Тактики доступа: дверь закрыта, а мы — в окно .........................69 Ключевые понятия ................................................................... 81 Вопросы для самопроверки..................................................... 81 3
Стр.4
Оглавление Практические задания ............................................................. 81 Рекомендуемая литература ...................................................... 81 РАздЕл II. СбоР ПолЕВых дАнных глава 4. наблюдение в поле ............................................................85 Коллективное и индивидуальное наблюдение: как и что наблюдать? .....................................................................87 Коллективное наблюдение во время публичных мероприятий .................................................................................88 Между коллективным и индивидуальным наблюдением в публичных местах ......................................................................92 Написание полевого дневника. Что и как фиксировать? ...........99 Ключевые понятия ................................................................. 104 Вопросы для самопроверки................................................... 104 Практические задания ........................................................... 105 Рекомендуемая литература .................................................... 105 глава 5. Полевое интервью........................................................106 Тандемные интервью как практика полевой работы: один в поле воин, но «на районе» вдвоем как-то надежнее ..... 107 Опыт этнографических интервью с участием рабочих ..............110 Интервью как процесс: от подготовки до рефлексии ................115 Ключевые понятия ................................................................. 121 Вопросы для самопроверки................................................... 121 Практические задания ........................................................... 122 Рекомендуемая литература .................................................... 122 глава 6. Мобильный исследователь: как движение и современные технологии помогают в сборе данных ................... 124 Биографическая прогулка: интервью в движении и маршруты памяти ..................................................................... 126 Мобильные методы и цифровые данные ................................... 129 Использование социальных сетей и других интернет-ресурсов ...................................................................... 132 Цифровые гаджеты ......................................................................137 Мобильные приложения ............................................................ 140 4
Стр.5
Оглавление Ключевые понятия ................................................................. 145 Вопросы для самопроверки................................................... 145 Практические задания ........................................................... 146 Рекомендуемая литература .................................................... 146 глава 7. Визуальные и проективные данные: больше, чем картинки ................................................................... 148 Визуальные данные в наблюдении ............................................. 150 Проективные данные в полевом исследовании ......................... 153 Подходы к структурированию визуальной информации .......... 160 Ключевые понятия ................................................................. 167 Вопросы для самопроверки................................................... 167 Практические задания ........................................................... 167 Рекомендуемая литература .................................................... 168 глава 8. Архивация полевых данных ............................................ 170 Агрегированные исследовательские архивы ...............................171 Локальный исследовательский архив ..........................................173 Структура локального исследовательского архива .....................175 Сопроводительные материалы по локальному исследовательскому архиву ......................................................... 179 Доступ к локальному исследовательскому архиву ..................... 180 Ключевые понятия ................................................................. 184 Вопросы для самопроверки................................................... 184 Практические задания ........................................................... 184 Рекомендуемая литература и источники .............................. 185 глава 9. Выход из поля и сохранение связей с ним ....................... 186 Возвращение данных в поле ....................................................... 191 Возвращение на место сбора данных ......................................... 193 Ключевые понятия .................................................................. 197 Вопросы для самопроверки .................................................... 197 Практические задания ............................................................ 198 Рекомендуемая литература и источники ............................... 198 библиография ............................................................................... 199 5
Стр.6
Оглавление Приложения Примеры информационных писем .............................................217 Примеры информированных согласий ...................................... 223 Примеры гайдов интервью ......................................................... 228 Примеры руководств для наблюдений ....................................... 241 Пример дополнительной анкеты ................................................ 246 Пример схемы экспедиции ......................................................... 248 Пример памятки транскрибера и этического соглашения ........ 250 Сведения об авторах.................................................................... 254
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ