Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651584)
Контекстум

История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. Период первый. Киевский или Домонгольский, [2]. Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912)
Издательство[Б.и.]
Страниц811
ID79952
Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912). История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. Период первый. Киевский или Домонгольский, [2]. Т. 1 / Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912) .— : [Б.и.], 1881 .— 811 с. — URL: https://rucont.ru/efd/79952 (дата обращения: 06.08.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Смгірповъ. ••>»^ » >. с% \ Наиболыііую часть этой второй половины тома занима тъ наша церковная археологія періода домонгольскаго. <...> Р чи о чемъ бы то ни было по археологіи, а въ особенности р чи объ архитектур (у насъ — архитектур церквей) могутъ быть совершенно понятными только при помоіди рисунковъ (въ нашемъ случа — плановъ и фасадовъ). <...> Въ книг нашей мы (тводимъ сдишкомъ много сравнинительно м сга церковной архитектур , такъ что иные читатели ыогутъ быть приведены въ немалое недоум ніе. <...> Какъ велико было у насъ въ періодъ домонгольскіи количество церквей, посл того какъ ихъ было настроеяо совершенио достаточно и посл того, какъ ихъ чпсло достигло своей тогдаіпней пормы, т. е. і) Натіш древніе крестьяБе на зешсяхъ вотчпнппковъ были тоже, что апглійскіе фермеры. <...> Бъ ііеріодъ домонгольскій обыкновенныя приходскія церкви какъ въ городахъ, такъ и въ селахъ, были исилючительно деревянныя,. <...> На ЭТОЙГЬ осповаиіп въ періодъ домонгольскій, равно какъ' ж въ посл дующее долгое время, обыкновенными церквами нашиыл какъ въ селахъ, такъ и въ городанъ, были деркви деревянныя, а ве каменныя, которыя соетавляли не бол е какъ толвко весьма незначцтельное исклгочеиіе (подобное тому, какое въ настоящее время въ губерпіяхъ, обстроеипыхъ дерквами каменпыми, представляютъ собою наоборотъ церкви деревявныя въ отноіпеніи къ каменнымъ). <...> У пасъ въ періодъ домонгольскій каменньтя дерквп им лп всю свою ц нность въ семъ условномъ отяошеніи <...>
История_русской_церкви__[соч.]_Е._Голубинскаго,_экстра.-орд._проф._Моск._духов._акад._Период_первый._Киевский_или_Домонгольский,_[2]._Т._1.pdf
A 450 t l --о I vi ^ ' Л. ^ ;
Стр.1
ИСТОРІЯ РШ Ш ЦЕРКІІІІ s г Е. Голубинскаго, ЭКСТРАОРДЦНАРПДГО ІІРОФКССОРА Московокой ДУХОВНОЙ АКАДЕМШ. ТОМЪ L КІЕВСКІ Й ил и д о мо нг о л ьс к і й. ' ВТОРАЯ ПОЛОВІША .Ж)М^. е-#^І^Г7 МОСКВА. Тппографія Э. Лиссперъ и 10. Рома,нъ, Арбатъ, д. Каринской. 1881.
Стр.2
-' л 1880 года. • Отъ Сов та Московской Духопноп Академін печатать дозволяется. Мая 8 дпл Академіи Ректоръ Протоіерей С. Смгірповъ. ••>»^ » >. с% \
Стр.3
Наиболыііую часть этой второй половины тома занима тъ наша церковная археологія періода домонгольскаго. Р чи о чемъ бы то ни было по археологіи, а въ особенности р чи объ архитектур (у насъ — архитектур церквей) могутъ быть совершенно понятными только при помоіди рисунковъ (въ нашемъ случа — плановъ и фасадовъ). Мы и сами о^ нь хорошо понимали это, и снаблгеніе книги возыожно полнымъ іі возможно удовлетворительнымъ археологическимъ атласомъ составляло бы нашу горячую мечту; но къ сожал нію, это такого рода неудобоисполнимая ыечта, объ осуществленіи которой напрасно было бы для насъ думать сколько нибудь серьезнымъ образомъ... Въ книг нашей мы (тводимъ сдишкомъ много сравнинительно м сга церковной архитектур , такъ что иные читатели ыогутъ быть приведены въ немалое недоум ніе. Мы им ли къ этому особыя побужденія. Вопросъ о церковной архитектур есть вопросъ сколько научно-историческій. столько л:е и іірактическій; а между т мъ у насъ не только для людей вообще образованныхъ, но даже и для т хъ, въ чьихъ рукахъ находится зав дываніе строеніемъ церквей
Стр.4
(чрезъ составленіе плановъ и ихъ утвержденіе) вопросъ этотъ есть почти что совершенная terra incognita. Въ видахъ научныхъ и практическихъ намъ желалось внести въ темную область н которую ясность представленій. -З-8-r
Стр.5
История_русской_церкви__[соч.]_Е._Голубинскаго,_экстра.-орд._проф._Моск._духов._акад._Период_первый._Киевский_или_Домонгольский,_[2]._Т._1_(1).pdf
T. I. ГЛ. V. БОГОСЛУЖЕНІЕ. ПРПБЛВЛЕШЕ КЪ ГЛАВ . 401 еодора Студита ^, въ краткой Зашіси его устава, сд ланной въ самоыъ Отудійскомъ монастыр (см. выше стр. 322)2 насія А оискаго (кише ibid, прим.)3 о котороыъ есть въ собственномъ слов писи и въ Устав А анасія А онскаго, то весьма возложно, что о немъ въ Устав Алекс еиомъ не было и что такимъ образомъ в которые у пасъ не толыш сокращали его, но и совс мъ не соблюдали *)• Откуда взялся у насъ помяиутый выиге мясопустъ, которыиъ предваря мъ былъ постъ Петровскіы и на который не находимъ указаній въ ц ркви греческой, не ыожемъ сказать. Митр. Георгій, запрещая его, говорнтъ: «н сть л по подражати мясопусту другихъ по пянтпкостіи чрезъ письмена святая, единъ бо мясопустъ уставихомъ>. Впрочеыъ относителыю ироизволяіцпхъ прибавляетъ: «по вол л по есть поститися п непарокомъ по уставу, аки по преданію п коему» (§ 106). Еженед льный постъ средьт и пятка представлялъ одну сторону, отпосительно которой въ поздн йшее время также пропзошли у Грековъ разногласія, всл дствіе чего у насъ въ Россіи были о немъ споры, впрочемъ споры м стные и пемногочисленные п вовсе не иы вшіе. какого нибудь особепиаго зпаченія, которое придаютъ имъ иные. Это именно — разногласія у Грековъ, а у насъ споры, относителыю того, по случаю какихъ праздниковъ отм нять постъ среды и пятка. Въ древн ишее время постъ среды и пятка въ продолженіе года былъ отм няемъ, вопервыхъ, на нед ли отъ Пасхи до пятидесятницы, во-вторыхъ — для праздника Рождества Христова •5 ). Въ это древн йшее время не было другихъ Господскихъ праздвиковъ, которые бы могли приходиться въ среду или пятяицу, ибо сіи праздники были: Богоявленіе, Вознесеніе и Пятьдесятиица и изъ нихъ Богоявленіе до второй половины IV в ка бы') Бъ поученіи, надиисанномъ Kar^x^ff's xpovtxv 4) CM. въ Зам ткахъ поклоишіка святои Горы, Кіевъ 1864 г., стр. 207. ) Преп. еодоръ Студитъ говоритъ о пост Успенскоыъ особенпымъ об2) У Мііня въ Patr. ibid., p. 1713 § 29. 8 разомъ и какъ будто предоставляетъ его пропзволенію людей: въ нарочитыхъ р - чахъ и предіиісаніяхт. о постахъ онъ говорнтт. о трехъ постахъ — Рождественскомъ, Четыредесятнпцы и Апостоловъ, но потомъ мимоходомъ упо.міінаетъ и о пост Успенскомъ, повел вая соблюдать его, какъ посты РождественскіГг п Апостоловъ (§ 11). Посл еодора Студігга о пост Успенскомъ говорптъ въ иачал X в ка, какъ о пост соблюдаемоыъ, оффнціальныГг актъ греческой церквп — такт. называемыц То(ло; TYJS і шегеыі (Восполшнаніе деіэковнаго соеднпенія), наппсаниый въ 920 году, — у Ралли и П. V, 8, въ Нпконовской КормчеГі л. 575 об. :і ) CM. у Bum. Vol. IV, pp. 76 н 258. 26 !—поученіе врененное, т. е. въ поученш о временахт, года іі о пищ въ разиыя времена, — у Мпня въ Patr. t. 99, "p. 1693. ) и въ устав преп. А а). Что касается до поста Успенскаго, еодора Студита, но н тъ въ За
Стр.1
402 Т. I. ГЛ. V. БОГОСЛУЖЕШЕ. ІІРПБАВЛЕПІЕ ІІЪ ГЛЛВЬ. ло празднуемо (па Восток ) вм ет и въ одинъ день съ Ролсдествомъ '). Когда явилцсь другіе Господсіііе праздншш, первымъ въ числ которыхъ было Богоявленіе, отд ленное отъ Рождества, то иачали отм нять постъ среды и пятка и для пихъ и кром самыхъ праздниковъ для такъ называелаго дв падцатидневья (Выоехсст^гро ) отъ Рождества до Богоявленія (какъ бы новая пятьдесятница). Зат иъ стали отм нять его для явившихся Богородичныхъ праздниковъ; а накопецъ, вполн или не вполн отм нять и для ираздииковъ нарочитыхъ святыхъ и подобно дв надцатидневыо еще для н которыхъ временъ (нед ли Мытаря н Фарисея и сыропустная). Вл ст нокыя оти ны, пачали держать постъ въ продолженіе пятьдесятиицн 2 съ симъ, какъ бы въ воззі іценіе за ). Такое съ одной стороны расишреніе, а съ другой сокращ ні непоста совершалось не самою церковыо и не способомъ закоподательнымъ, а входило путемъ частнаго и м стнаго обычая. А отсюда явились у Грековъ и разногласія, ибо одіш оти няли постъ для одного количества праздниковъ, другіе для другаго, однп постились въ пятьдесятницу, другіе по древнему не постились и т. д, 3 ) . У насъ въ Росеіи н которыя правила отпосительно поста средн и пятка предиисалъ мптр. Георгій въ своеиъ Устав б леческомъ, и иыенио — ничего ве говоря о праздникахъ, если они случатся въ эти дни, онъ даетъ предписанія относительио времени пятьдесятпицы, дв надцатидневья я неД ль Мытаря и Фарисея и сыроііустной: въ среды и пяткн пятьдесятницы, по его Уставу, іюстъ въ смысл воздержанія ослабляется,— яденіе дважды днемъ, а не однажды, но въ отношеніи къ роду пищи — ыясо только въ Преполовеніе и на Троицкой нед л , въ осталыюе же время рыба (§ 1); въ дв падцатидневье отъ Рождества до Богоявлевія — мясо (§ 5); въ пед лю Мытаря и Фарисея мясо только тамъ, гд есть Аріііены, въ укоризпу ц лонед льному посту которыхъ въ сію нед лю положено отм нять постъ ея среды и пятка (§ 6); въ нед лю сыропустпую — сыръ, но яденіе однажды диелъ (ibid.)- Бъ отношеніи къ пятьдесятниц наша практика не согласовалась съ Уставомъ митр. Георгія и состояла въ томъ, что у насъ не держаліі поста во все ея продолженіе. Зат мъ, отпосительно ираздниковъ у пасъ утвердился тотъ обычай, чтобы отм - нять постъ для вс хъ праздниковъ Господскихъ и Богородичпыхъ и і) Uum. ibid. p. 69. ^) Постъ не соверіисішо иолный ие иоздн е вавъ съ начала IX в ка, нбо у яреіі. еодора Студнта въ Катчг/. хрэ .: въ.среды іг пяткн ііятьдесятішцы воздержаніе отъ мяса ц сырэ, аа исключеиіемъ преполовепія u посл дней пед лн лредъ Троицынымъ дпемъ, — §§ 10 ІІ 11. •') Cfr Руднева Разсужденіе о ересяхъ іг расколахъ, стр. 52.
Стр.2
T. I. Г.Т. V. БОГОСЛУЖКНІЕ. ПРИБАИЛЕНІК КЪ ГЛІВ . 40 S д.ія праздниісовъ иарочитихъ святыхъ, — Предтечгт, апп. Петра и Павла. Іоанна Богослова, великомучениковъ Георгія и Дииитрія и другихъ 1 Вве.тись ли у насъ нагаи порядіси самовольно или взяты съ образца ). патріархата Константинопольскаго въ ту минуту, какъ мы приняли христіанство, сказать не можемъ. Какъ бьт то ня было, но въ половин XII в ка он представлялись несогласньши съ порядкаміт сего посл дцяго. Большинство предстоятелей Русской деркви, а въ томъ числ и литрополиты, смотр ли па это песогласіе какъ на д ло безразличное. кесьма похваляя т хъ, которые въ виду патріархата Копстантинопольскаго ревновали о ббльщ й строгостгг, но не предиринимая м ръ и стараній къ тому, чтобы согласовать съ нимъ Русскую церковь 2 ). Но нашелся одинъ ревннтель сего соглашенія Русской церкви съ патріархатомъ Коцстантинопольскимъ между епископами. Это былъ епископъ Ростовскій Шсторъ, по всей в роятности родомъ Грекъ, который въ 1157 г. предпринялъ нопытку ввести въ своей епархіи относительно поста среды и пятка поря^ки Константинопольскк. Попытка Нестора встр тила со сторони Poc'i'OBueivb сопротивленіе; наиілись люди, которые и книжнымъ образолъ его препирали; и д ло коичилось т мъ, что онъ былъ прогнанъ Андреемъ Боголюбскимъ съ ка едры 3 ). Епископъ отправился въ Константинополь къ цатріарху (Лук Хризоверг ), который, оправдывая его, прпслалъ Боголтобскому обстоятельное паставленіе относительно поста среды и пятка. Это наставленіе, пока изв стное, къ сожал нію, въ сішскахъ, очевидно, поврежденныхъ 4 ), есть сл дующее: Если случатся въ среду или пятокъ праздники Рождества Христова и Богоявлеиія, то мірявамъ сть лясо и все, а иоиахамъ молоко, масЛо коровье, сыръ и яйда; въ празднітки Рождеетва Богородицн, Успенія, Ср тевія и Преображенія, еели случатся въ среду или пятокъ, разр шаются мірянамъ и монахамъ масло деревяпное, овощи, рыба и вино; въ два празднітка Предтечевы и въ праздники аіш. Петра и Павла и Іоанна Богослова и другихъ нарочитыхъ святыхъ, если случатся въ среду или пятокъ, тоже самое, что въ предъидущіе, но толысо въ томъ случа , если благословитъ и повелптъ епископъ !і ); въ дв надцать дней отъ Рождества Хриликарп , игумен Печерскомі,, — подъ 1168 г., II, 168. 2 3) Никон. л т. II, 161 и 184. 4 5 ') Наппг обытаи указиваются Никоновскою л топпсью въ разсказ о По) См. у Кирика въ Воііропганіи, по Еалайд. стр. 194. ) Посланіе въ Нпкон. л т. II. 180; нменно о пост въ немъ стр. 187. ) У преп. еодора Студита въ слов о постахъ (Кагчх. хро -): вт. Рождество Хрпстово н Богоявленіе разр шаемъ на все (§§ 6 н 7); въ Преображеніе, Рождество Богороднцн, Введепіе, Ср теніе, Успеніе, въ рождество и ус кновеніе Предтечи и въ день апп. Петра и Павла разр шаемъ на масло н нарыбу (55§ 5 и 11); въ днн мученпковъ и іерарховъ не разр шаемъ поста (§ 5). 26*
Стр.3
404 Т. I. Г.1. V. БОГОСЛУЛІЕШЕ. ПРПБЛВЛЕНІЕ КЪ ГЛАВ . стова до Крещенія, въ нед лю о Мытар и Фарисе , въ нед лю сыропустную, въ нед лю св тлую, въ нед лю посл Троицына дня й отъ св тлой нед ли до пятьдесятницы «поета, иже до девятаго часа не соблюдаемъ, но хотя яденія сыра и масла коровьяго отметаемся, стыденіемъ апостольскаго правила, то масло деревянпое и другое къ сему и рыбу дииъ»; если отъ пасхи до Пятьдесятницы въ среду или пятокъ случигся праздникъ Господскій или какого нарочитаго святаго, то «епративай своего епископа и д лай такъ, какъ онъ велитт^. Этотъ указь патріарха о пост среды п пятка, іювидюіозіу, долж нъ былъ ввеети у насъ порядки Еонстантинопольсвіе. Однако онъ этого не сд лалъ (какъ видно изъ дальн йшаго, — д ло Поликарпово), и Русскіе остались прп своихъ прежнпхъ обычаяхъ. Въ сл дъ за Несторомъ, хот віпимъ примирить Русекую церковь или точи е — свою епархію Ростовскую съ патріархатомъ Конетантпнопольскимъ, не совс мъ понятнымТ) образомъ явился пропов дникъ новаго ученія о пост среды и пятка, представлявшій собою соверптенную краііноеть. Этотъ пропов дпикъ явился въ томъ же Ростов и был7) преемНИЕЪ Несторовъ на епископской ка едр — Леонъ. Подъ 1164 г, л - топись Лаврентьевская сообщаетъ: <въ тоже л то вста ересь Деонтіанская; Леопъ еппскопъ не по правд поставися Суждалю, Нестеру епископу Суждальскому живу суіцу, перехвативъ Нестеровъ столъ, (и) поча Суждали учити не сти мясъ въ Госігодскіе праздники въ среды и въ пяткя ни на Рождество Господне ни на Крещенье >. Ученіе столько крайнее, протявор чившее и тому, чтб предпиеывал-ь патріархъ, естественно должію было показаться Ростовцаиъ ерееью. На его пропов дника собранъ былъ • Андреемъ Боголюбскилъ м стный церковно-земскій соборъ, состоявшін изъ священниішвъ и вс хъ людей и на немъ Леонъ былъ «упертъ > выставлеяными отъ князя людьми *)• Оставгаись при своеиъ мн ніп, Леонъ, подобно своеиу предгаественнику, хот лъ перенести д ло на судъ патріарха, къ которому и отправился. Однако въ Греціи ояъ быдъ обличенъ еще прежде, ч зіъ дошолъ до патріарха 2 ). Съ какой статл Леонъ пропов дывалъ свое крайпее мн ніе, возстававіпее противъ только что преподапнаго наставленія патріарха, остается пеизв стныиъ. Если онъ былъ Грекъ, чтб весьма в роятпо, то пужпо думать, что онъ опирался ла какіе нибудь авторитеты и приді рьт, бол е для него уб дителыіые, 0 «Упре его владыка еодоръ», т. е. тотъ 2 еодоръ плп еодорецъ, которыГі посл Леона поставлеи7> былъ въ епископы Ростовскіе и которыіі, добпвавшіісь архіепііскопіи, палъ вт> борьб съ мптрополптом'!.. ) Лавр. л т. ibid. Идя къ патріарху, Леонъ встр тплъ импер. Манупла, иредъ которылъ былъ облііченъ, па какой-то р к , — в роятпо, на Дупа , хогда Мануплт. іпелъ воііноіі иа Вспгровъ.
Стр.4
T. I. ГЛ. V. ІІОГОСЛУЖЕНІЕ. иРИБАВЛЕНІЕ ЕЪ ГЛАВ . 405 ч мъ авторитетъ патріарха и, что отправляясь къ посл днеыу онъ хот лъ его переуб дить; если же онъ былъ Русекій, то нужно думать, что онъ дошолъ до своего ын пія какямъ нибудь путемъ саыостоятельнаго умствованія. Вообще, его поведеніе, именно — желаніе перенесть д ло на судъ въ Константииополь и потоыъ упорство, съ которымъ онъ отстаивалъ свое мн иіе въ Греціи О? даетъ знать, что онъ мнился им ть за него какія-то твердыя доказательства. Черезъ четыре года посл Леона въ 1168 г. д ло о пост въ •среду и пятокъ возобновилось въ Кіев . Митрополитъ Еонстантинъ 2-и, прпбыпшій на Русь въ предшествующемъ 1167 г., запретилъ и заточилъ нгумена Печерскаго мопастыря Поликарпа за то, что этотъ совс мъ разр шалъ постъ въ меныпіе Госіюдскіе праздники и въ праздники Богородичные и парочитыхъ святыхъ, а также и въ продоласеніе времени отъ Ласхи до Пятьдесятницы2 ). Указанное зпачитъ, что нгуменъ Печерскій держался относительно поста того обычая, который господствовалъ у насъ безъ возраженій до епископа Ростовскаго Нестора. Такъ какъ невозможно предположйть, чтобы въ случа принятія у насъ къ исполненію указа о постахъ патріаршаго, адресованнаго къ Боголюбскоыу, воспротивился ему Печерскій монастырь, то изъ поведенія Поликарпа «л дуетъ заключать, что указъ не былъ принятъ и что въ Печерскомъ лонастыр продолніали держаться прежняго обычая вм ст со вс зш другими. Но если такъ, то представляется странпымъ ловеденіе ыитрополита: еыу, повидимому, доллшо было не нападать въ частпости на Поликарпа, а издать общій указъ, которыыъ бы отм нялся существовавшій обычай и подтверждался указъ патріарха. В роятно, д ло иыло такъ, что митрополитъ, р шішшійся согласовать Русскую церковь съ патріархатоыъ Константинопольскимъ, хот лъ вачать введеніе новаго порядка съ монастырей и требовалъ отъ Печерскаго монастыря, чтобы оиъ показалъ другиыъ моиастырямъ прим ръ. Добился ли чего нибудь митрополитъ отъ Поликарпа, остается неизв стнымъ; no всей в роятности н тъ. Вм ст съ імитрополитолгь стояли за Константішопольскіе обычаи два епископа — Черниговскій Антоній, родомъ Грекъ, и Переяславскій, неизв стный по націанальности и по нмени3 ). Первый хот лъ ввести ихъ въ своей епархія не между одпими ыонахами, но и мірянами; но также потерп лъ совершенную неудачу: много возбранялъ онъ своему князю Черниговсколу Святославу кончилось т мъ, что онъ самъ былъ прогнанъ княземъ съ ка едры4 1 2 ) Предъ ігаператоромъ, — Лавр. л т., ibid. ) Лаврент. и Никон. л тт. ІІОДІ. 1168 г. ^) Ніікон. л т. 4 ) Лаврент. л т. сть мясо въ ыеныше праздники; но д ло ).
Стр.5