Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

В лесах. Книга 2-я

0   0
Первый авторМельников-Печерский Павел Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц182
ID7988
Кому рекомендованоДилогия
Мельников-Печерский, П.И. В лесах. Книга 2-я : Роман / П.И. Мельников-Печерский .— : [Б.и.], 1874 .— 182 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/7988 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

То бесовские коби, твердят старицы белицам, от бога они отводят, к бесам же на пагубу приводят. <...> Только что кончится трапеза, вблизи гробницы на какой-нибудь поляне иль в перелеске гульба зачинается, и при этой гульбе как ни бьются, как ни хлопочут матери-келейницы, а какая-нибудь полногрудая белица уж непременно сбежит к деревенским парням на звуки тульской гармоники. <...> Такие сборища бывают на могиле старца Арсения, пришедшего из Соловков вслед за шедшей по облакам Шарпанской иконой богородицы, на могиле старца Ефрема из рода смоленских дворян Потемкиных; на пепле Варлаама, огнем сожженного; на гробницах многоучительной матушки Голиндухи, матери Маргариты одинцовской, отца Никандрия, пустынника Илии, добрым подвигом подвизавшейся матери Фотинии, прозорливой старицы Феклы; а также на урочище "Смольянах", где лежит двенадцать гранитных необделанных камней над двенадцатью попами, не восхотевшими Никоновых новин прияти (Гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова. <...> Смольяны" - место скита, основанного дворянами, выходцами: из Смоленска Потемкиными, из Москвы Салтыковым, из Пошехонья Токмачевым и другими, находятся в лесу, близ Шарпана и деревни Малого Зиновьева. <...> Мать Манефа была очень довольна троицкой службой, отправленной в ее часовне. <...> От согласного пения обученных Васильем Борисычем певиц пришла она в такое умиление, что не знала, как и благодарить московского посла. <...> Осталась довольна и убранством часовни, в чем Василий Борисыч также принимал участие. <...> Он расставлял вкруг аналогия цветы, присланные от Марьи Гавриловны, он украшал иконы, он густыми рядами расставлял березки вдоль часовенных стен... <...> Как было сдержаться московскому певуну от таких хлопот, когда тут были все пригожие белицы, весь правый клирос Марьюшкин, а в том числе и полногрудая, румяная смуглянка Устинья Московка? <...> .. - Уж как же я вам благодарна (В лесах за Волгой <...>
В_лесах._Книга_2-я.pdf
П. А. Мельников (Андрей Печерский). В лесах. Книга вторая. --------------------------------------------------------------Сканировал Леон Дотан Корректировала Нина Дотан (сентябрь 2001) http://ldn-knigi.narod.ru ldnleon@yandex.ru --------------------------------------------------------------МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ, Павел Иванович (1818-1883) "В лесах" (1871-1875) Собр. соч. в 8 т., Москва 1976. Все примечания, данные в скобках, принадлежат автору. В ЛЕСАХ КНИГА ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ Весенние недели и На тех старинных богов. По гулянках гулянки по селам праздников, что молодежь празднует тех и деревням зачинаются с качелей святой с радуницких хороводов. Они тянутся вплоть до Петрова розговенья. водят хороводы обрядные, поют песни заветные - то останки справляли наши предки во славу своих развеселых чистому всполью, по зеленым веселому солнечного праздниках... Кроме хороводы, громко про Яр-Хмелю, богу сердечных утех и рощам, по берегам речек, всю весну любовной сласти... То-то веселья, то-то забав!.. Милованью да затейным играм конца нет... До всхода раздаются звонкие песни и топот удалых плясок на дней вечер, молодежь, забыв усталь дневной труде, резво бежит веселой крылышки складывал"... Слышатся тихий Дон, Волги-матушки, про ясные, вольная человека на его успели равнинах. Не наступило обрядных, лишь только выдастся ясный тихий работы, не помышляя о завтрашнем гурьбой на урочное место и до свету водит там припевая, как "Вокруг города Царева ходил-гулял царев сын королев", как "В Арзамасе на украсе собиралися молодушки в един круг", как "Ехал пан от князя пьян" и как "Селезень по реченьке сплавливал, свои сизые в тех глубокие омуты днепровские, про широкое московскую реку Сомородину... Лебеди птица журинька, кусты ракитовые, мурава лазоревые, духи малиновые, мосты калиновые,- одни за другими вспоминаются в тех величавых, сановитых песнях, что могли вылиться только из души русского безграничных, раздольных от моря до моря раскинувшихся оглянуться пролетье... Еще после Радуницы, как день-два реки в берега вошли и миновало, и прикатил теплый Микула с кормом (9 мая, когда поля совсем покрываются травой - кормом для скота.) . Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда ставят, братчину-микульщину справляют, но таких мест немного. Вешнему Микуле за чарой вина больше празднуют. В лесах любимый Селянинович, с у сохи, служащая для отвалу на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался, сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный, Микула его сошкой дорога чёрна дерева, с его гужиками шелковыми, с омежиком (Омежь - сошник, лемех - часть сохи. Присошек то же, что полица - железная лопаточка земли.) серебряным, с присошками красна золота. Микулу больше поильцу, ему, праздники... Ему (Как почитанье на почитанье святого христианского Празднество заволжски Ильи Николе Милостивому к празднику Микуле народных праздника тишине раздаются милостивому Власия, так всего смерд (Крестьянин, земледелец.) чествовал... Ему, кормильцу, и честнее и чаще справлял он в почесть бывали пиры-столованья на брачинах-микульщинах Грома Гремучего, при введении христианства перенесли у нас Громовника, а и чествованье оратая Микулы Селяниновича перевели на святого - Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси всего больше и празднуют. Весенний праздник Матери Сырой Земли, что любит "Микулу и совпадало с которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтобы приурочить его именинами Матери-Земли. И до сих пор два другой день (10 мая) "именины Матери Сырой Земли". ). В день Микулы с ребята день именин Матери Сырой Земли. Минула свет, с милостью Приходи к нам, с радостью, С великою благостью! Держимся за сошку, За кривую ножку... Мать Сыра Земля добра, Уроди нам хлеба, Лошадушкам овсеца, рядом сходятся: первый день "Микулы с кормом (9 мая), кормом, после с лошадьми всю ночь в поле празднуют... Тогда-то в ночной громкие микульские песни... Ими приветствуют наступающий пиров-столований у богатых мужиков, почитанье Волоса, скотьего бога,- на Николаю Чудотворцу, род его". песнях помины про Дунай-реку, про раздолье белые, соколы зеленая, цветы
Стр.1