УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)4
Г 37
Экспертный совет
С. Н. Травников, И. Г. Добродомов,
М. Ю. Люстров, В. М. Кириллин
Рецензенты
Н. В. Трофимова, д-р филол. наук, МПГУ
Г 37
И. И. Калиганов, д-р филол. наук, Институт славяноведения РАН
Утверждено к печати Ученым советом ИМЛИ РАН
Герменевтика древнерусской литературы:
Сборник 18 / Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького
РАН; отв. ред. О. А. Туфанова. – Москва; Берлин: Директмедиа
Паблишинг, 2019. – 484с. DOI: 10.23681/499704
ISBN 978-5-4475-9924-9
Книга представляет собой собрание монографий и статей, посвященных
русской истории, литературе, общественной мысли XI–XVIII вв., отражающих
различные научные школы и направления.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам,
преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам,
историкам, культурологам.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)4
ISBN 978-5-4475-9924-9
© Коллектив авторов, текст, 2019
© Издательство «Директмедиа Паблишинг», оформление, 2019
© ИМЛИ РАН, 2019
Стр.3
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT
СОДЕРЖАНИЕ
МОНОГРАФИИ
Каплун М. В.
Первые пьесы русского театра и эстетические
взгляды пастора Иоганна Готфрида Грегори
Введение........................................................................................................12
Глава I. Иоганн Готфрид Грегори ― автор первых пьес русского
театра
1.1 Деятельность Иоганна Готфрида Грегори
как пастора лютеранской кирхи Немецкой
слободы в Москве.....................................................................16
1.2 Организация первого русского придворного
театра царя Алексея Михайловича ....................................23
Глава II. Пьесы И. Г. Грегори как отражение западной модели
театра и драматургии XVI–XVII вв.
2.1 Пьесы на библейские сюжеты как основа
лютеранского школьного театра и драматургии.............31
2.2 Репертуар «английских комедиантов»
и первые пьесы русского театра...........................................62
2.3 Польский театр XVI–XVII вв. и пьесы И. Г. Грегори:
идейно-художественное своеобразие и барочная
поэтика........................................................................................76
2.4 Представления о царской власти в первых
пьесах русского придворного театра в контексте
идей западного театра XVII в. ..............................................98
Глава III. Женские образы в пьесах И. Г. Грегори в контексте
протестантской этики, барочной традиции
и древнерусского мировоззрения Нового времени
3.1 Тема любви и красоты в первых пьесах
русского театра: новый взгляд на положение
женщины .................................................................................107
Стр.4
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18
____________________________________________________________________________
3.2 Отражение представлений об «умной»
и «деятельной» женщине в первых пьесах
русского театра ....................................................................125
3.3 Женские образы первых пьес русского театра
в контексте шекспировской традиции ...........................140
3.4 Женские персонажи-функции
в «Артаксерксовом действе» И. Г. Грегори ...................156
Заключение .............................................................................................159
Список литературы ...............................................................................165
Демин А.С.
Художественная семантика древнерусских
литературных форм и средств (часть монографии)
Глава 1. Новые материалы по поэтико-эстетическому
источниковедению древнерусской литературы...........181
1. Скрытые изобразительные и выразительные
мотивы у летописца в «Повести временных лет» ........181
2. Эстетика чувств в «Повести временных лет» ................193
3. Внутренние монологи литературных героев
у некоторых древнерусских авторов ...............................200
4. Словесная эстетика переписчиков «Задонщины» ......203
5. Эстетика неожиданности в «Повести о Тимофее
Владимирском» и повестях ХV в. ....................................218
6. «Ермолинская летопись»: детали в кратких
сообщениях и настроение летописца ............................223
7. Социальное благополучие в «Чуде Георгия
о змие» второй русской редакции ..................................225
8. Эстетика авторских «двустрочных» высказываний
в «Мазуринском летописце» ............................................228
9. «Лишние слова» в «Житии Мартирия
Зеленецкого» ........................................................................231
4
Стр.5
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT
10. Новые детали в простонародных повестях
конца ХVII – начала ХVIII вв. ............................................234
Глава 2. Семантика циклов внутри произведений
1. Повторяющиеся мотивы и мирские интересы
в цикле рассказов «Физиолóга» по списку ХV в. .........248
2. Искаженный мир в цикле снов царя Шахаиши
по списку ХV в. .....................................................................257
3. «Повести о Николе Заразском»
как трагический цикл .........................................................260
4. Библейский цикл стихов Мардария Хоныкова:
элементы театральности ...................................................263
5. «Сказание о Молодце и Девице»: три упрямца ..........267
6. «Рафли»: беспокойство ......................................................270
Глава 3. Взаимодействие жанров в древнерусских
литературных памятниках XII–XVII вв. .........................274
1. «Повесть временных лет»: недовольство
читателями ...........................................................................274
2. «Новгородская первая летопись»: суровость ...............279
3. Произведения Родиона Кожуха:
склонность к изобразительности .....................................280
4. «Сказание» Авраамия Палицына:
философия горестей ...........................................................283
5. «Повесть о Горе-Злочастии»:
жизненный пессимизм ......................................................285
Глава 4. Факторы выразительного повествования
в древнерусских произведениях ......................................289
1. Летописи XII–XIII вв. ...........................................................289
Список литературы ...............................................................................299
5
Стр.6
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18
____________________________________________________________________________
СТАТЬИ
Ранчин А.М. Предсказания волхвов в структуре
Повести временных лет ...........................................307
Пауткин А.А. О риторико-дидактической природе
покаянной речи Игоря Святославича
в летописной статье 6693 г. ...................................325
Максимов В.И. Литературно-хронологические заметки
к «Слову о погибели Русской земли» ................340
Первушин М.В. Черты «человечности» у писателей-иноков
Древней Руси (XV в.) ..............................................355
Кириллин В.М. Похвальное слово празднику Покрова
Пресвятой Богородицы неизвестного
древнерусского оратора: текст, перевод
и комментарии ........................................................370
Туфанова О.А. Предвидения протопопа Терентия
в контексте сочинений современников
о Смутном времени ................................................413
Менделеева Д.С. Частное, придворное и вечное в статейном
списке о преставлении патриархе Иосифа ......439
Менделеева Д.С. Древнерусский «судебный цикл»:
«Повесть о Петре царевиче Ордынском»
и «Повесть о Ерше Ершовиче» ............................446
Бедина Н.Н.
Эсхатологические смыслы в притчевом
хронотопе «Повести о Горе-Злочастии» ...........452
Люстров М.Ю. «Храбрые» «Львы Севера» и «великолепный»
царь Михаил Федорович в русской
и скандинавской литературе XVII–XVIII вв. ......471
6
Стр.7
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT
CONTENT
MONOGRAPHY
Marianna V. Kaplun
The first plays of the Russian theatre and aesthetic views
of Pastor Johann Gottfried Gregory
Introduction ..................................................................................................12
Chapter I Johann Gottfried Gregory as an author of the first plays
of the Russian theatre
1.1 Johann Gottfried Gregory’s work as a pastor
of the Lutheran church of Moscow German
Quarter .......................................................................................16
1.2 Organization of the first Russian court theatre of Tsar
Aleksey Mikhailovich ..............................................................23
Chapter II J. G. Gregory’s plays as a reflection of the Western model
of theater and drama of the 16th–17th centuries
2.1 Plays on biblical plots as the basis of Lutheran
school theater and drama ........................................................31
2.2 Repertoire of “English comedians” and the first
plays of the Russian theater ....................................................62
2.3 Polish theatre of the 16th–17th centuries
and J. G. Gregory’s plays: ideological and artistic
originality and baroque poetics .............................................76
2.4 Ideas of tsarist authority in the first plays
of the Russian court theater in the context
of ideas of the Western theater of the 17th century .............98
Chapter III Female images in J. G. Gregory’s plays in the context
of Protestant ethics, Baroque tradition and old Russian
worldview of Modern period
3.1 Theme of love and beauty in the first plays of the
Russian theater: a new look at the women status ..............107
7
Стр.8
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18
____________________________________________________________________________
3.2 Reflection of the ideas about ‘smart’ and ‘active’
woman in the first plays of the Russian theater ...............125
3.3 Female images of the first plays of the Russian
theater in the context of Shakespearean tradition ...........149
3.4 Female characters-functions in the “Artaxerxes action”
by J. G. Gregory ....................................................................156
Conclusion ................................................................................................159
Bibliography .............................................................................................165
Anatoly S. Demin
Artistic semantics of the Old Russian Literary
forms and figures of speech
Chapter 1 New materials for poetic-aesthetic source study
of Old Russian literature .......................................................181
1. Hidden visual and expressive motifs at the chronicler
in “The Tale of Bygone Years” .............................................181
2. Aesthetics of feelings in the “The Tale of Bygone
Years” ......................................................................................193
3. Internal monologues of literary heroes from some old
Russian authors .....................................................................200
4. Verbal aesthetics of scribes in “Zadonshchina”.................203
5. Aesthetics of surprise in “The Tale of Timothy
of Vladimir” and the stories of the 15th century ..............218
6. “Ermolinskaya chronicle”: details in brief messages
and the mood of the chronicler ...........................................223
7. Social welfare in “George’s miracle and the Dragon”
in the second Russian edition ..............................................225
8. Aesthetics of author’s ‘two-line’ statements in
“Mazurinsk chronicler” ........................................................228
9. ‘Extra words’ in “The Life of Martiri Zelenetsky” ..........231
10. New details in common stories in the late 17th –
early 18th centuries ...............................................................234
8
Стр.9
____________________________________________________________________________СОДЕРЖАНИЕ/CONTENT
Chapter 2 The semantics of cycles within works
1. Recurring motives and worldly interests
in the cycle of stories from “Physiologist”
on the list of 15th century ......................................................248
2. Distorted world in the cycle of dreams of the king
Shahnamehon in the list of the 15th century ......................257
3. “The Tales of Nikola Zarazsky”as a tragic cycle ..............260
4. Biblical cycle of poems by Mardaria Honykova:
elements of theatricality .......................................................264
5. “The Tale of the Young Man and the Girl”:
three stubborn ........................................................................267
6. “Rafli”: anxiety ......................................................................270
Chapter 3 The interaction of genres in old Russian literary
texts of the 12th–17th centuries ...............................................274
1. “The Tale of Bygone Years”: dissatisfaction
with readers ...........................................................................274
2. “Novgorod’s first chronicle”: severity .............................. 279
3. The Works of Rodion Kojuha: tendency
to depiction .............................................................................280
4. “The story” of Abraham Palitsyn: philosophy
of sorrows ...............................................................................283
5. “The Tale of Woe and Misfortune”:
life pessimism ........................................................................285
Chapter 4 Factors of expressive narration
in Old Russian works ............................................................289
1. The chronicles of the 12th–13th centuries ...............................289
Bibliography ..............................................................................................299
9
Стр.10
ГЕРМЕНЕВТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК 18
____________________________________________________________________________
ARTICLES
Andrey M. Ranchin The magicians’ predictions in the Tale
of bygone years .................................................307
Alexey A. Pautkin
On the rhetorical-didactic nature of Igor
Svyatoslavich’s penitential speech in the
chronicle entry for 6693 ....................................325
Vladimir I. Maximov Literary-chronological notes on
“The tale of the Russian land’s bane” .............340
Mikhail V. Pervushin Attributes of “humanity” in the works
of writers-monks of the Ancient Rus
(15 century) ..........................................................355
Vladimir M. Kirillin Panegyric to the intercession of the most
holy Mother of God by Anonymous Old
Russian orator: text, translation and
commentaries ....................................................370
Olga A. Tufanova
Foresights of protopope Terence
in the context of the contemporaries works
on Times of Troubles ........................................413
Daria S. Mendeleeva Private, ceremonial and eternal
in “The tale of the death of the Patriarch
Joseph” ................................................................439
Daria S. Mendeleeva Old Russian “judicial cycle”:
“The tale of Peter, Prince Ordynsky”
and “The tale of Yersh Yershovich” ................446
Natalia N. Bedina
Eschatological contents in the parabolic
chronotope of “The tale of woe and
misfortune” ........................................................452
Mikhail Yu. Ljustrov “Brave” “Lions of the North” and
the “magnificent” tzar Mikhail Fedorovich
in Russian and Scandivavian literature
of the 17th–18th centuries ...................................471
10
Стр.11