Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Эпос русских: актуализация.

0   0
Первый авторМиронов Арсений Станиславович
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц321
ID794297
АннотацияНа основе анализа русского былинного эпоса, исследования его аксиологической системы и установления фундаментальной связи былин с христианской традицией монография раскрывает рецепцию русского эпического фольклора в отечественной культуре разных периодов, ее основные особенности и закономерности, обозначает эффективные способы актуализации ценностей и смыслов национального героического эпоса средствами современного профессионального искусства, творческих индустрий и просветительских практик.
ISBN978-5-86443-317-1
УДК398
ББК82.3(2)
Миронов, А. С. Эпос русских: актуализация. : монография / А. С. Миронов .— Москва : Институт Наследия, 2020 .— 321 с. — DOI 10.34685/HI.2019.73.29.010 .— ISBN 978-5-86443-317-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/794297 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эпос_русских_актуализация._.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Эпос_русских_актуализация._.pdf
УДК 398 ББК 82.3(2) М64 А. Н. Власов, доктор филологических наук, профессор, заведующий Отделом русского фольклора ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; Рецензенты: Ю. В. Китов, доктор философских наук, профессор. М64 Миронов А. С. 320 Эпос русских : актуализация. — М. : Институт Наследия, 2020. — Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва c. — DOI 10.34685/HI.2019.73.29.010 — ISBN 978-5-86443-317-1 Издается по решению Ученого совета На основе анализа русского былинного эпоса, исследования его аксиологической системы и установления фундаментальной связи былин с христианской традицией монография раскрывает рецепцию русского эпического фольклора в отечественной культуре разных периодов, ее основные особенности и закономерности, обозначает эффективные способы актуализации ценностей и смыслов национального героического эпоса средствами современного профессионального искусства, творческих индустрий и просветительских практик. ISBN 978-5-86443-317-1 © А. С. Миронов, 2020 © Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2020
Стр.3
Содержание Введение ....................................................................... 7 1. Проблема актуализации русского эпоса ..................... 8 Общие соображения ....................................................................8 Эпос как источник творческого вдохновения и средство воспроизводства цивилизационного типа личности ............... 11 Интерпретация былин: двести лет борьбы за смыслы ............. 18 2. Система ценностей русского героического эпоса ................................................. 29 Общие соображения ..................................................................29 Сила ............................................................................................30 Любовь-жалость .........................................................................32 «Неупадчивость» ........................................................................33 Бодрствование, свобода ............................................................37 Смелость ....................................................................................39 Слава, молва ..............................................................................42 Честь ...........................................................................................43 Молитва .....................................................................................46 3. Рецепция ценностей и смыслов русского героического эпоса. Блокирующий эффект стереотипного восприятия ......51 Актуализация русского эпоса в XXI веке .................................. 51 Монументальное искусство. Скульптура ......................................58 Живопись и графика современных художников ...........................60 Кинематограф и анимация ............................................................. 61 Литературные пьесы, театральные (в том числе литературно-музыкальные, музыкальные, кукольные) постановки; театрализованные представления .............................63 Балет ................................................................................................67 Театрализованные представления и праздники (в том числе цирковые, водные, ледовые шоу) ..............................67 Издательская деятельность — беллетристические произведения: фэнтези, альтернативная история и др. ................68
Стр.4
4 Содержание Компьютерные игры и видеоигры; настольные игры; игрушки .............................................................70 Телевизионные проекты ................................................................. 71 Конкурсы эпического исполнительства ........................................72 Произведения популярной музыки, рок-оперы ............................72 Культурно-просветительская деятельность и культурно-исторический туризм .................................................73 Квесты .............................................................................................82 Промежуточные итоги ...............................................................82 Базовый рецептивный стереотип: герой идеализирован, закончен и не изменяется внутренне ........................................84 Коррекция рецептивного стереотипа: теоретическая перспектива и история вопроса .....................................................95 Коррекция базового рецептивного стереотипа: анализ былинных смыслов .............................................................98 Камское побоище .......................................................................... 99 Молодец и королевна, Дунай и Настасья .................................... 102 Михайло Потык.......................................................................... 105 Илья Муромец и Святогор; Илья Муромец и Сокольник ............. 111 Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей ......................................... 117 Алеша Попович и Змей Тугарин, Добрыня, Настасья и Алеша, Алеша Попович и сестра Петровичей-Сбродовичей ........................................................... 121 Садко, Садко богатый гость, Корабль Садка на море стал ............................................................................... 126 Василий Буслаев .......................................................................... 129 Коррекция рецептивных стереотипов: теоретические выводы ............................................................. 133 Производные стереотипы при восприятии русского эпоса и их блокирующее влияние на актуализацию былинных смыслов ..................................... 134 Рецептивный стереотип: психология героев примитивна, а их характеры слабо выражены (психологический разрыв со слушателем) .............................................................................. 135 Современные проекты, созданные под влиянием рецептивного стереотипа, предполагающего психологический разрыв со слушателем ..................................... 148 Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего психологический разрыв со слушателем ..................................... 149 Рецептивный стереотип: герой неподсуден в нравственном плане (нравственный разрыв с аудиторией) ..... 152
Стр.5
Содержание 5 Современные проекты, созданные под влиянием рецептивного стереотипа, предполагающего нравственно совершенного эпического героя............................. 180 Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего нравственно совершенного эпического героя ........................................................................... 181 Рецептивный стереотип: художественный мир былины нереалистичен, фантастичен ........................................................ 182 Современные проекты, созданные под влиянием рецептивного стереотипа, предполагающего, что художественный мир былины нереалистичен и фантастичен ...................................................... 198 Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего, что художественный мир былины нереалистичен и фантастичен ......................................................200 Рецептивный стереотип: физический масштаб объектов в былинном мире несоразмерен человеческому .........................206 Современные проекты, созданные под влиянием рецептивного стереотипа, предполагающего, что физический масштаб объектов в былинном мире несоразмерен человеческому ....................................................... 211 Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего, что физический масштаб объектов в былинном мире несоразмерен человеческому ....................................................... 212 Святогор ..................................................................................... 212 Микула Селянинович ................................................................... 215 Илья Муромец ............................................................................. 216 Рецептивный стереотип: действие замкнуто в эпическом прошлом, в вымышленном мире, не связанном с реальной географией .......................................... 219 Коррекция рецептивного стереотипа, предполагающего пространственно-темпоральный разрыв с аудиторией ..............220 4. Корректная модель рецепции русского героического эпоса ....................................254 Теоретическая модель корректной рецепции ценностей и смыслов русского героического эпоса .................................254 Эпический герой ...........................................................................254 Эпический мир .............................................................................256 Анализ успешных проектов по актуализации ценностей и смыслов русского героического эпоса ...............258 Архитектура и монументальное искусство .................................259
Стр.6
6 Содержание Реставрация Дмитровского собора во Владимире (1847 г.) ........ 259 Храм Христа Спасителя (К. А. Тон) ........................................... 260 «Тысячелетие России» (М. О. Микешин) .................................... 262 Изобразительное искусство.........................................................265 «Богатыри» (В. М. Васнецов) ...................................................... 265 Литература ....................................................................................269 «Отголосок русских песен» (Ф. Л. Челаковский) ......................... 269 «Илья Муромец. Сказка Руси богатырской» (В. И. Даль) ........... 271 Музыка ......................................................................................... 276 Увертюра «Былина» (В. С. Калинников) ..................................... 276 «Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано с оркестром» (А. С. Аренский) ..................................................... 282 Заключение. От модели корректной рецепции былинных смыслов — к проекту концепции по актуализации русского героического эпоса ................................................... 286 Приложение. Концепция по актуализации русского героического эпоса ................................................... 287 Список использованных источников ............................304
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.