УДК [008+913]:339.138
ББК 71.41 (2Рос)
Э91
Издается по решению Ученого совета Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва.
технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического
университета;
А. Д. Кривоносов, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой коммуникационных
Рецензенты:
по научной работе Северо-Кавказского государственного института искусств.
Редакционная коллегия:
Ф. С. Эфендиев, д-р филос. наук, проф., проректор
Т. В. Коваленко, канд. филос. наук, ответственный редактор;
О. И. Бычкова, канд. экон. наук, доц., редактор-составитель.
И. И. Горлова, д-р филос. наук, проф., научный редактор;
И. И. Горлова, д-р филос. наук, проф. (введ., гл. 1 § 1.1, гл. 2 § 2.5, заключ.);
Т. В. Коваленко, канд. филос. наук (введ., гл. 1 § 1.1, гл. 2 §§ 2.1, 2.6; заключ.);
О. И. Бычкова, канд. экон. наук, доц. гл. 1. § 1.1, гл. 2 §§ 2.2–2.6, прил.);
В. Е. Науменко, канд. истор. наук, проф. (гл. 1 §§ 1.2–1.3);
Авторский коллектив:
Н. А. Костина, канд. пед. наук, доц. (гл. 2 §§ 2.1–2.6, прил.);
А. А. Гуцалов, канд. филос. наук (гл. 1 §§ 1.2–1.3).
Э91
Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии
регионального развития: научно-методические подходы и практики: монография
/ И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, О. И. Бычкова и др.; отв. ред.
Т. В. Коваленко; Южный филиал Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М.:
Институт Наследия, 2020. — 114 с. — DOI: 10.34685/HI.2019.36.91.012.
ISBN 978-5-86443-320-1
В монографии представлены результаты прикладных культурологических исследований в области
технологий этнокультурного брендирования на основе стратегии регионального развития. В результате
проведенного анализа практик этнокультурного брендирования территорий в Южном, Северо-Кавказском
и Центральном федеральных округах разработана авторская модель этнокультурного территориального
бренда, сформированная на базе программно-целевого подхода; на примере деятельности музеев
представлена и апробирована методика сравнительной оценки ключевых показателей эффективности
этнокультурного бренда; сформированы теоретические основы системы продвижения этнокультурного
бренда как стратегии развития потенциала территории; подготовлены Модельная концепция и методические
рекомендации по формированию, продвижению и развитию этнокультурного брендирования территорий
для органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере культурной политики, туризма
и сохранения культурного наследия.
Издание подготовлено в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва»
по теме 3.2. «Научно-методическое обоснование этнокультурного брендирования территорий»
(рег. № НИОКТР: АААА-А18-118122490060-0).
УДК [008+913]:339.138
ББК 71.41 (2Рос)
©© Коллектив авторов, 2020
ISBN 978-5-86443-320-1
Южный филиал Российского научно-исследовательского
института культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................. 4
ГЛАВА 1
Теоретические основы и методологические принципы разработки
и реализации концепции этнокультурного брендинга территории ........... 6
1.1. Научные подходы к изучению феномена этнокультурного
регионального брендинга: понятийно-категориальный
аппарат исследования.................................................. 6
1.2. Изучение практик этнокультурного брендирования территорий
в регионе ............................................................. 32
1.3. Концептуальные основы этнокультурного брендирования территории
в контексте региональной культурной политики ....................... 42
ГЛАВА 2
Этнокультурный брендинг территории как ресурс государственной
культурной политики ............................................... 54
2.1. Разработка системы критериев формирования этнокультурного
бренда территории .................................................... 54
2.2. Методы оценки и формирование комплексной системы показателей
эффективности бренда территории (на примере музеев Юга России) ... 57
2.3. Сравнительная оценка ключевых показателей эффективности
этнокультурного бренда по регионам (Северо-Кавказский,
Южный, Центральный федеральный округ) ........................... 69
2.4. Формирование системы продвижения этнокультурного бренда
как стратегии развития потенциала территории........................ 81
2.5. Разработка проекта концепции этнокультурного
брендирования территории............................................ 84
2.6. Разработка методических рекомендаций по формированию,
продвижению и развитию этнокультурного брендирования
территорий для органов исполнительной власти,
уполномоченных в сфере культурной политики, туризма
и сохранения культурного наследия ................................... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................. 95
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ...................................... 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................101
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................110
Приложение 1. Рейтинг регионов по ценностному направлению .......110
Приложение 2. Рейтинг регионов по маркетинговому направлению ....111
Приложение 3. Рейтинг регионов по инвестиционному направлению...112
3
Стр.3