Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651584)
Контекстум

Мамин-Сибиряк Д. Н.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7888
АннотацияОб авторе (Мамин-Сибиряк Дмитрий).
Кому рекомендованоОб авторе
Мамин-Сибиряк Д. Н.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7888 (дата обращения: 06.08.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В газетах и журналах, рассчитанных на массового читателя ("Русский мир", "Сын отечества", "Кругозор"), он печатает рассказы из жизни Урала, а в 1876 г. в "Журнале русских и переводных романов и путешествий" роман "В водовороте страстей". <...> М. фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни Урала. <...> Главная тема уральских романов писателя -- власть капитала над душами отдельных людей и над судьбами целых социальных слоев. <...> Капитал, воплощенный в деньгах, в золоте, в земельных угодьях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романов. <...> Недаром два из них носят названия "Приваловские миллионы" и "Золото". <...> Старатели, живущие на грани нищеты, мечтают о внезапном обогащении, но в тех редких случаях, когда им выпадает счастье найти золотоносную жилу, богатство не идет впрок: оно или просачивается сквозь пальцы в беспробудной гульбе (история отца Окси в романе "Золото"), или, попав в руки трезвого человека, крепкого хозяина, разъедает как ржавчина моральные устои семьи. <...> Последняя ситуация описана в романе "Дикое счастье". <...> В романе "Горное гнездо" борьба за лучшее место у заводского "пирога" составляет основу сюжета. <...> Все свои душевные силы и подчас незаурядные дарования участники интриги направляют на то, чтобы завоевать симпатии ничтожного человека, фабриканта Лаптева, проживающего за границей прибыль от заводов, основанных его предками (имеется в виду семья Демидовых). <...> Надежды рабочих на то, что Лаптев защитит их от притеснений заводской администрации, оказываются тщетными. <...> Он чувствует историческую вину своих предков, построивших заводы на отнятых у башкир землях и разбогатевших благодаря угнетению рабочих. <...> Однако наивные попытки Привалова остановить процесс, в результате которого "на заводах в недалеком будущем выработается настоящий безземельный пролетариат, который будет похуже всякого крепостного права" (Собр. соч. <...> Привалов и сам видел, что "его идея в этом стройном <...>
Мамин-Сибиряк_Д._Н._Биобиблиографическая_справка.pdf
МАМИН, Дмитрий Наркисович, псевдоним -- Д. Сибиряк (известен как Д. Н. Мамин-Сибиряк) [25.Х(6.XI).1852, Висимо-Шайтанский завод Верхотурского у. Пермской губ.-- 2(15).XI.1912, Петербург] - - прозаик, драматург. Родился в семье заводского священника. С 1866 по 1868 г. учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 г. в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. М. едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 г. становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ, В 1876 г., не кончив курса в академии, М. поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал, где он живет, по большей части в Екатеринбурге, до 1891 г., зарабатывая частными уроками и литературным трудом. В 1891 г. М. переезжает в Петербург. Здесь, а также в Царском Селе под Петербургом он прожил до самой смерти. Будучи студентом, М. начинает свой путь в литературе. В газетах и журналах, рассчитанных на массового читателя ("Русский мир", "Сын отечества", "Кругозор"), он печатает рассказы из жизни Урала, а в 1876 г. в "Журнале русских и переводных романов и путешествий" роман "В водовороте страстей". Это незрелое юношеское произведение и ранние рассказы ("Красная шапка", "Старцы", "Тайны зеленого леса" и др.) успеха не имели, и в 80 гг.М. фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни Урала. Первый из этой серии романов -- "Приваловские миллионы" -- был напечатан в журнале "Дело" в 1883 г., затем последовали "Горное гнездо" ("Отечественные записки", 1884), "Жилка" ("Дикое счастье") ("Вестник Европы", 1884) "Три конца" ("Русская мысль", 1890), "Золото" ("Северный вестник", 1892), "Хлеб" ("Русская мысль", 1895). Главная тема уральских романов писателя -- власть капитала над душами отдельных людей и над судьбами целых социальных слоев. Капитал, воплощенный в деньгах, в золоте, в земельных угодьях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романов. Недаром два из них носят названия "Приваловские миллионы" и "Золото". Жажда наживы определяет поведение большинства персонажей, как в верхах, так и в низах общества. Старатели, живущие на грани нищеты, мечтают о внезапном обогащении, но в тех редких случаях, когда им выпадает счастье найти золотоносную жилу, богатство не идет впрок: оно или просачивается сквозь пальцы в беспробудной гульбе (история отца Окси в романе "Золото"), или, попав в руки трезвого человека, крепкого хозяина, разъедает как ржавчина моральные устои семьи. Последняя ситуация описана в романе "Дикое счастье". В романе "Горное гнездо" борьба за лучшее место у заводского "пирога" составляет основу сюжета. Все свои душевные силы и подчас незаурядные дарования участники интриги направляют на то, чтобы завоевать симпатии ничтожного человека, фабриканта Лаптева, проживающего за границей прибыль от заводов, основанных его предками (имеется в виду семья Демидовых). Лаптеву нет никакого дела до тяжелой участи рабочих, не только подвергающихся нещадной эксплуатации на его заводах, но и обманным путем лишенных своих наделов земли. Эпиграфом к роману писатель взял строки из стихотворения Н. А. Некрасова "Забытая деревня": "Вот приедет барин, барин нас рассудит". Надежды рабочих на то, что Лаптев защитит их от притеснений заводской администрации, оказываются тщетными. Не таков Привалов. Он чувствует историческую вину своих предков, построивших заводы на отнятых у башкир землях и разбогатевших благодаря угнетению рабочих. Он стремится отвоевать у опекунов принадлежащие ему заводы не для того, чтобы стать богатым человеком, а чтобы вернуть башкирам и рабочим исторический долг. Однако наивные попытки Привалова остановить процесс, в результате которого "на заводах в недалеком будущем выработается настоящий безземельный пролетариат, который будет похуже всякого крепостного права" (Собр. соч.: В 10 т.-- Т. II.-- С. 194), идут вразрез с ходом истории и поэтому обречены на провал. Привалов и сам видел, что "его идея в этом стройном и могучем хоре себялюбивых интересов, безжалостной эксплуатации, организованного обмана и какой-то органической подлости жалко терялась, как последний крик утопающего" (II, 329). Еще более утопично стремление другого молодого героя этого романа -- Лоскутова "переместить центр тяжести с экономических интересов на нравственные силы" (II, 201). Но все-таки эти герои думают о народе и проявляют готовность помочь ему по мере своих сил. В "Приваловских миллионах" продолжена также важная для демократической литературы 60--70 гг. тема передовой русской женщины, отдающей себя служению народу. Надежда Бахарева вынуждена порвать с семьей (она дочь богатого золотопромышленника), чтобы иметь возможность на деле следовать своим убеждениям. В "Горном гнезде" подобных персонажей нет. Это роман без положительного героя. Единственный человек, не захваченный духом наживы и карьеризма, инспектор заводских школ Прозоров, к тому моменту, когда начинается действие романа, уже безнадежно спился и утратил способность к какому-либо протесту. Для романов М. характерна широта замысла. Так, роман "Приваловские миллионы" должен был стать заключительной частью трилогии. Писатель намеревался показать три поколения уральских заводчиков на фоне трех исторических эпох: XVIII в., включая восстание Пугачева, расцвет крепостничества в первой половине XIX в. и послереформенное время. М. хотел, по его собственному
Стр.1