ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сборник научных и методических трудов
молодых исследователей
ВЫПУСК 11
Сургут 2021
Стр.1
УДК 80(08)
ББК 80я43я5
Ф 54
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета (Россия)
Куруленок Андрей Александрович, кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры русского языка
Чжецзянского университета иностранных языков Юесю (Китай)
Редакционная коллегия:
Галян Софья Витальевна, кандидат филологических наук, доцент
Колягина Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
Руднева Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, доцент
Сафонова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент
Ответственный редактор:
Ф 54
Колягина Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
Филологические штудии : сборник научных и методических трудов
молодых исследователей. Выпуск 11 / Департамент образования и молодежной
политики ХМАО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования
ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; [ред. кол. : С.В. Галян, Т.Ю. Колягина
и др.] ; отв. ред. Т.Ю. Колягина. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2021. – 171, [1] с. – Текст
непосредственный.
Сборник статей «Филологические штудии» продолжает серийное издание научных
работ студентов и аспирантов филологического факультета Сургутского государственного
педагогического университета. В сборник включены материалы языковедческого,
литературоведческого, методического характера, а также научные изыскания в
области медиа. В них отражены результаты исследования жанрово-стилевых особенностей
творчества отдельных писателей, обобщение фактов биографии художников слова,
представлен анализ лингвистических проблем, рассматриваются вопросы преподавания
русского языка и литературы в школе, а также проблемы журналистской практики, контент-анализ
федеральных и региональных СМИ.
Издание адресовано студентам филологических факультетов, учителям и учащимся
общеобразовательных школ, всем любителям русской словесности.
УДК 80(08)
ББК 80я43я5
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1
ЛИНГВИСТИКА
Аббасова М.Т., Сафонова Н.Н. Новые аббревиатуры в современном
виртуальном общении …………………………………………………...………. 5
Акулинина Д.А., Чугунова С.А. Модели понимания нового
слова – неологизма / окказионализма …………………………………………... 10
Дрига Е.В., Микрюкова Л.И. Причины применения переводческих
трансформаций для заполнения лакун ………………………………………..... 14
Мосеев А.Ю., Ополев Е.С., Захарченко С.С. Черты современного массмедийного
дискурса (на материале дискурс-анализа блога Артемия Лебедева) …... 19
Набиева З.А., Сироткина Т.А. Сравнение как средство создания образа
родного города в стихах когалымских поэтов …………………………………. 25
Паниченко С.А., Сафонова Н.Н. Функционально-семантические
особенности антропонимов в повести А.И. Куприна «Олеся» …….………… 28
Усолова Ю.С., Румянцева Ю.В. Омонимы как средство создания каламбура
в современной интернет-культуре: мемы …………………………………….... 32
Хрипченко М.О., Монгольд З.Я. Функции просторечий в идиостиле
П.С. Романова ……………………………………………………………….…… 38
Шушпанова А.С., Полиенко Н.Н. Роль изобразительно-выразительных
средств в стихотворениях А.А. Фета о природе ……………………………..… 44
Раздел 2
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Вундер П.А., Усанова И.А. Система мотивов в повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама» ………………………………………………..…….……………... 49
Морковских О.Р., Ларкович Д.В. Интермедиальное прочтение рассказа
«Судьба человека» М.А. Шолохова ……………………………………..…...……. 53
Сухомлин В.В., Параскева Е.А. Романтический герой в поэмах
Дж Г. Байрона «Корсар» и А.С. Пушкина «Цыганы» ……………………….......... 58
Раздел 3
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Афанасьева К.А., Руднева О.В. Проблемы итогового сочинения в 11 классе … 63
Гайворонская И.В., Руднева О.В. Виды и роль наглядности в учебниках
русского языка при изучении орфографии в 5-6 классах ……………………….. 70
Калмыкова Е.О., Руднева О.В. Феномен лингводидактической игры
в обучении русскому языку как неродному …………………………………… 76
Каримова Г.А., Гризлюк Л.В. Применение игровых технологий в процессе
обучения русскому языку детей-инофонов ………………………………………... 79
Стр.3
Мартынюк П.В., Бреусова Е.И. Факультатив как средство формирования
коммуникативной, языковой и исследовательской компетенций у учащихся ....... 86
Садыгова А.Н., Руднева О.В. Мнемотехника как способ преодоления
грамматических ошибок в классе с полиэтническим составом обучающихся ...... 91
Саркисян А.С., Бреусова Е.И. К вопросу формирования системы знаний
по фонетике русского языка у обучающихся пятых классов …………………....... 97
Стругова Ю.О., Бреусова Е.И. Интерактивные методы обучения на уроках
русского языка …………………………………..………………………………….. 100
Чиркова А.С., Бреусова Е.И. Речевые упражнения как средство обучения
учащихся-инофонов русскому языку как неродному ……………..…………........ 106
Раздел 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Бондаренко И.В., Кашкарева А.П. В.В. Маяковский «Хорошее отношение
к лошадям». Конспект урока литературы (6 класс) ……………………………… 111
Домбаева М.Б., Кашкарева А.П. «Так состоялась странная сделка…»:
рассказ А.С. Грина «Зеленая лампа». Конспект урока литературы (5 класс) …..... 120
Раздел 5
ЖУРНАЛИСТИКА
Алексеева А.Д., Гризлюк Л.В. Телевизионная коммуникация в аспекте
проблемы формирования образа журналиста в региональных ТВ-редакциях ….. 127
Гризлюк Л.В.(мл.), Галеева Д.М., Гризлюк Л.В. Особенности детскоюношеской
программы «Твоё ТВ» (окружная телерадиокомпания «Югра») …... 132
Дружкова А.Г., Гризлюк Л.В. Языковые особенности современного
публицистического текста (анализ материалов портала ИА «СИА-ПРЕСС») ….. 138
Климчук В.В., Гаврилов В.В. Основные особенности туристической
блогосферы как составной части трэвел-журналистики (на примере
телепередачи «Орёл и решка») …………………………………..………………... 143
Латипова Ю.А, Гризлюк Л.В. Интерактивность средств массовой
информации на порталах и в социальных сетях…………………..……………..... 147
Пожилова Е.А., Гризлюк Л.В. Телевизионные интервью в региональных
СМИ (на примере ТК «СургутИнформТВ» и ИА «СИА-ПРЕСС») ……………... 154
Сонгурова К.А., Гризлюк Л.В. Региональная журналистская рецензия
в интернете (на примере новостных порталов «Югра-Ньюс» и «СИА-ПРЕСС») 159
Табуч Д.Р., Гризлюк Л.В. Специфика заголовочных комплексов в современных
региональных СМИ (на примере материалов портала ИА «СИА-ПРЕСС») 165
Чапарова Ю.В., Гризлюк Л.В. Обратная связь в традиционных редакциях
СМИ (на примере издания «Аргументы и факты») …………………………….... 169
Стр.4