ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Кафедра высшей математики и информатики
ИНСТРУМЕНТЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
ЦИФРОВЫЕ
Электронный сборник
статей по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
2–3 апреля 2021 года
Сургут, 2021
– 1 –
Стр.1
УДК 371.69:004.3(063)
ББК 74.026.843с51я431
С 75
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Редколлегия:
Иванова А.В., к.п.н., доцент
Мугаллимова С.Р., к.п.н., доцент
Саркисян Т.А., к.п.н., доцент
Суханова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент (ответственный редактор)
Третьяков С.А., к.ф.-м.н., доцент
С 75
Цифровые инструменты в образовании : электронный сборник статей по материалам
Всероссийской научно-практической конференции. 2-3 апреля 2021 года / Департамент образования
и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО –
Югры «Сургутский государственный педагогический университет» [редкол.: Суханова Н.В. и др.]. –
Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 118, [1] с. –
Текст: электронный.
Электронный сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Цифровые
инструменты в образовании» отражает результаты научных исследований, проведенных представителями
различных школ и направлений в области обучения различным предметам при помощи цифровых
технологий, и вопросы готовности педагогов к работе в цифровой среде.
Данное издание будет полезно научным работникам, педагогам, учителям общеобразовательных
школ, руководителям образовательных учреждений, аспирантам, докторантам, магистрантам,
обучающимся бакалавриата и всем интересующимся актуальным состоянием и тенденциями развития
современного образовательного процесса в условиях цифровой трансформации.
УДК 371.69:004.3(063)
ББК 74.026.843с51я431
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Бирюкова А.А., Ковина Н.А. «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГ» ИЛИ «ВМЕСТЕ
В ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) .................................................................................................... 5
Далингер В.А. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ........................................................................................................ 9
Денисюк А.И. ЦИФРОВИЗАЦИЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА .................................................................................... 11
Халиуллина М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАМКАХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ ...................................................................................................................... 13
Раздел 2
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Саркисян Т.А., Амелина А.Д. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛЯДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИММЕТРИИ ФИГУР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ........................... 16
Саркисян Т.А., Ваврженчик О.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ............................... 18
Гаврилова Т.В., Шпак А.Е. МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ
СТУДЕНТА-МАТЕМАТИКА ....................................................................................................................................... 23
Саркисян Т.А., Гулагаева З.Н. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-СЕРВИСА ONLINE TEST PAD ...................................................................................... 25
Саркисян Т.А., Исаева Б.Л. ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ ................................................ 29
Прозорова Г.Р., Лихачева И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ......................................... 33
Саркисян Т.А., Насирова А.Р. WEB-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ ............................................................ 36
Раздел 3
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Громова С.Ф., Богданова К.А. УЧЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ........................................................................... 39
Турковская Н.В., Дорошина В.В. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ .................................................................................................................................. 42
Турковская Н.В., Дорошина В.В. КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ .................................................. 48
Кожурина А.В. ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ
В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ...................................................................................... 52
Громова С.Ф., Латанская И.В. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ................................................................................................................... 54
Митющенко Е.В., Овчинникова О.А. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ .................... 59
Громова С.Ф., Осипченко Д.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА EXCEL
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО ТЕОРИИ ИГР ..................................................................................................... 62
Турковская Н.В., Хедырова Н.И. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ ................................................ 68
– 3 –
Стр.3
Раздел 4
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Мизев Е.И. О ПРОЕКТИРОВАНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОВРЕМЕННЫЕ WEB-ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ .................................................................. 72
Раздел 5
ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ КАК СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ, МООК
Климова Е.В. МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООК): ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ............................ 77
Нигматулина Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСА ONLINETESTPAD ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ОНЛАЙН-УРОКА (из опыта преподавания дисциплины «Информационные технологии
в профессиональной деятельности» обучающимся (уровень бакалавриата)
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) ................. 79
Шпак А.Е. ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ .................................................................... 81
Раздел 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Мугаллимова С.Р., Саркисян Т.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА ....................................................................................................................... 84
Раздел 7
ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Водолажская М.Г., Айвазова Н.К. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ ............................... 92
Токтарова В.И., Ефимова В.Г. АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ................................................................... 94
Иванова А.В., Никифорова Э.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ .............................................................................................................................. 97
Мальцева Н.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ................................. 103
Мясникова С.В. О НЕКОТОРЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ИНСТРУМЕНТАХ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛОГИСТИКЕ ........................................................................................................................... 105
Федотова В.С. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ (Исследование выполнено
при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк) ....................................... 110
Раздел 8
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Попов Н.И., Яковлева Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРИВЫХ ЗАБЫВАНИЯ»
И ИНТЕРВАЛЬНЫХ ПОВТОРЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ..................................................... 114
– 4 –
Стр.4