2
УДК 615.82
ББК 53.54
Приемы классического массажа
Виноградов В.С., Виноградова Л.В., Афонасьев С.Л.
Рецензенты.
Ревенко С.Н. – главный врач ОГАУЗ СОВФД заслуженный врач
Российской Федерации, главный внештатный специалист Департамента
Смоленской области по здравоохранению, лечебной физкультуре и
спортивной медицине.
Балабохина Т.В. – кандидат биологических наук, доцент
Учебное методическое пособие разработано в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования по направлению подготовки:
«Физическая культура» и «Физическая культура для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Предназначено для
студентов и преподавателей высших учебных заведений физической
культуры и спорта.
В учебно-методическом пособии большое внимание уделено технике
и методике выполнения приемов классического массажа. Дано
физиологическое влияние массажных приемов на организм. Дается
классификация основных приемов классического массажа, описание техники
выполнения приемов массажа на различных участках тела человека,
отдельных мышцах.
Текст сопровождается большим количеством фотографий, что
облегчает практическое освоение приемов массажа.
ФГБОУ ВО
«Смоленский
государственный
университет спорта»
Стр.2
4
Введение
В настоящее время издается много различной литературы по массажу:
учебники, методические рекомендации, руководства, создаются курсы по
подготовке специалистов в этой области. В стране существует множество
школ массажа, которые имеют немало разногласий как в теории, так и в
практике выполнения приемов. Существуют различные классификации
приемов классического ручного массажа, в которых дается описание
большого количества приемов и их вариантов. Много несоответствий
существует и в последовательности применения приемов массажа. Одни
авторы (А.Ф. Вербов, 1993; Л.А. Куничев, 1979; Н.А. Белая, 1983;
В.И. Дубровский, 1994; В.И. Васичкин, 2001; А.К. Алексюк;
М.А. Еремушкин, 2009; И.Н. Макарова, 2009; В.А. Епифанов, 2010)
выделяют четыре основных приема массажа: поглаживание, растирание,
разминание, вибрация. И при проведении сеанса лечебного массажа,
рекомендуют соблюдать эту последовательность. Другие специалисты
(А.В. Кондрашев, С.В. Ходарев, Е.В. Харламов, 2005) предлагают
использовать пять массажных приемов: поглаживание, растирание,
разминание, вибрация, пассивные и активные движения, отмечая, что в
спортивном массаже применяется так же прием выжимание. Е.Н. Залесова
(2000) описывает пять приемов: поглаживание, растирание, разминание,
поколачивание, сотрясение. А.М. Тюрин (1997), А.В. Леонтьев (2005),
выделяют отдельно вибрационные и ударные приемы. С.И. Латогуз (2002) -
сотрясающие и ударные. В.Н. Фокин (2005), М.М. Клебанович (2008) -
выделяют прием выжимание. А.Ф. Вербов (1958) объединил сотрясающие и
ударные приемы (поколачивание, сотрясение, рубление, потряхивание,
встряхивание, похлопывание) термином вибрация. По мнению
А.А. Бирюкова (1988), М.М. Погосяна (2004) такое объединение приемов не
правомерно,
так как перечисленные выше приемы оказывают
разнонаправленное воздействие. Ударные приемы действуют возбуждающе
на нервную систему а сотрясающие – успокаивающее. М. Саркизов-Серазини
Стр.4
5
(1957), О.В. Зыкина, Н.Г. Шиндина (2006) считают, что классический массаж
включает в себя девять групп приемов, но названия приемов и рекомендации
в последовательности их выполнения различны. Бирюков А.А. (2004),
Погосян М.М. (2004) к основным приемам классического ручного массажа
относят: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, сотрясающие
приемы, ударные приемы, вибрацию, движения. Рекомендуют их выполнять
в вышеупомянутой последовательности, но при необходимости,
в зависимости от решаемых задач, изменять последовательность.
Предложенная классификация приемов классического массажа позволяет
дифференцировать их выбор в сеансе в зависимости от поставленной задачи
и тем самым способствует более глубокому пониманию значения тех или
иных приемов, их физиологического воздействия на организм массируемого
и в целом упрощает освоение техник. Различные подходы к классификации
приемов классического ручного массажа, последовательности их
выполнения, различие в названиях одних и тех же приемов значительно
затрудняет их изучение.
Настоящее учебно-методическое пособие составлено с целью
углубления теоретических знаний и освоения навыков выполнения приемов
классического ручного массажа и является практическим руководством к
освоению дисциплины «Массаж».
Стр.5