УДК 79(076.5)
ББК 77я73
Ч49
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Утвержден на заседании кафедры социально-культурной деятельности
Кемеровского государственного института культуры
24.09.2020 г., протокол № 2.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
социально-культурных технологий Кемеровского государственного
института культуры 16.10.2020 г., протокол № 1.
Черняк, М. В.
Ч49
Основы драматургии и сценарного мастерства : практикум для обучающихся
по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная
деятельность», профиль «Постановка и продюсирование культурнодосуговых
программ», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /
М. В. Черняк ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : Кемеров. гос.
ин-т культуры, 2021. – 78 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0581-3
Практикум является дополнительным учебно-практическим материалом по дисциплине
«Основы драматургии и сценарного мастерства», содержит описание практических
занятий, включающих в себя творческие задания-этюды, методические указания
по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки
51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Постановка и продюсирование
культурно-досуговых программ», квалификация (степень) выпускника «бакалавр».
УДК
79(076.5)
ББК 77я73
ISBN 978-5-8154-0581-3
© Черняк М. В., 2021
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2021
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Наступившее тысячелетие, как любая историческая эпоха, требует подготовки
специалистов нового поколения, нового мышления, которые умеют
слышать и чувствовать время, откликаться на него ярко, быстро, образно и
эмоционально. Такими специалистами и должны стать будущие выпускники
кафедры социально-культурной деятельности. Любая культурно-досуговая
программа или праздничное мероприятие начинаются со сценария, который
является руководством для режиссера-постановщика, продюсера, актеров. Он
содержит историю, действия, диалоги, детально описывает персонажей, чтобы
воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу всего мероприятия в реальность.
Как от исполнителя требуется знание основ актёрского мастерства,
так и студенту необходимо владеть навыками сценарного мастерства. Это
выдвигает задачу подготовки особой категории профессионалов – постановщиков
и продюсеров, владеющих профессиональными навыками сценариста
в области литературы и искусства, художественной народной культуры и современной
развлекательной индустрии досуга, с развитыми творческими качествами
– фантазией, воображением, наблюдательностью, драматургической
логикой и художественным мышлением.
Сценарная драматургия – особый специфический вид драматургии.
В драматургии действуют общелитературные законы, законы живописи, музыки,
хореографии, архитектуры, так как она использует эти виды искусства
для создания собственного произведения. Особенность сценарной драматургии
в том, что в ней свои особые принципы создания художественного образа
и временно-пространственные построения. Ее отличительной чертой является
также широкое использование приемов монтажа художественных и нехудожественных
форм, таких как информация, кинофотодокументы и т. п.
Важнейший элемент в драме – действие, оно и только оно есть его
единственное художественное средство. Драматическое действие предполагает
наличие противоречия, а в нем непреложно должны присутствовать
драматизм и конфликт. Сценарное мастерство неотделимо от знания основ
драматургии. В основе драматизма лежит действие основных законов бытия:
диалектического закона отрицания отрицания и закона единства и борьбы
противоположностей.
Драма является самобытным родом театра и литературы. Поэтому еще
на заре становления театрального искусства возник не только интерес к ней,
но и систематическое изучение ее проблем. Драма прошла сложный эволю3
Стр.3
ционный путь от театра Древней Греции до наших дней. Менялись структура,
композиция и способы ее воплощения на сцене. Следует отметить, что
теория драмы охватывает три главные стороны произведения: литературное
произведение, сценическое произведение, синтез различных видов искусства
в сценическом воплощении. Важны все стороны теории драмы, так как уже в
процессе написания сценария студент должен продумать все режиссерскопостановочные
задачи.
Методика обучения основам драматургии и сценарного мастерства основывается
на систематическом выполнении студентами творческих упражнений
и заданий. Учебная дисциплина «Основы драматургии и сценарного
мастерства» отражает:
- исторически сложившиеся формы драматического литературного сопровождения
зрелища, где драма представлена как вид литературного творчества
и искусства сцены; литературный и режиссерский сценарий как форма
литературного сопровождения творческих проектов;
- степень владения студентом основами теоретических знаний и ориентированности
в области драматургии и сценарного мастерства.
Практическая часть дисциплины «Основы драматургии и сценарного
мастерства» направлена на формирование компетенций:
- готовность к работе в творческом коллективе (постановочной группе)
в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой
деятельности по организации современных форм массового художественного
творчества;
- готовность к разработке сценариев с использованием различных видов
театрализации и к самостоятельному анализу результатов творческой
деятельности;
- готовность к разработке драматургического сценария, постановке
и продюсированию различных форм культурно-досуговых программ, таких
как концертные программы, фестивали, праздники, и различных форм массового
художественного творчества, а также к использованию современных
технических средств при организации мероприятий.
Целью практикума является закрепление теоретических знаний в области
драматургии и сценарного мастерства практическими упражнениями
и заданиями для развития художественного и комбинированного видов
мышления, а также приемами творческого монтажа документального и художественного
материала.
4
Стр.4
С учётом данных положений основными задачами практикума являются
следующие:
- прививать навыки распознавания, анализа и оценки драматический
ситуации в художественных произведениях;
- развивать творческое мышление, наблюдение и фантазию, а также
умения написания драматических текстов, диалогов, монологов участников
культурно-досуговых программ;
- помочь обучающимся получить, апробировать и закрепить практические
знания по разработке сценариев различных форм культурно-досуговых
программ с использованием приемов драматургии.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными
умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности
постановщиков и продюсеров культурно-досуговых программ.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий
обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические
знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате освоения практической части дисциплины обучающийся
должен:
знать:
• виды конфликтов;
• виды эпизодов и особенности из построения;
• виды, приемы и функция монтажа;
• композиционную структуру сценария;
• методику выполнения упражнения на внимание и комплекс упражнений
на развитие чёткости и стройности мышления;
• основные понятия: «тема», «идея», «сверхзадача», «конфликт», «атмосфера»,
«сценарный ход», «темпоритм»;
• особенности использования в сценарии документального материала;
• особенности приема театрализации;
• приемы построения речи персонажей;
уметь:
• выделять цепь событий в сценариях и драматургических произведениях;
5
Стр.5