УДК 786.2(076.5)
ББК 85.315.3я73
С21
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное
искусство», профилям подготовки: «Менеджмент музыкального искусства»,
«Музыкальная педагогика», квалификация выпускника:
«Менеджер музыкального искусства (менеджмент музыкального искусства).
Преподаватель», «Преподаватель (музыкальная педагогика). Преподаватель».
Утвержден на заседании кафедры музыкознания и музыкально-прикладного
искусства 28.12.2020 г., протокол № 4.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
музыкального искусства КемГИК 28.12.2020 г., протокол № 5.
Сафронов, К. В., Сафронова, В. Н.
С21 Фортепиано : практикум для студентов очной формы обучения
по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкальноприкладное
искусство», профилям подготовки: «Менеджмент музыкального
искусства», «Музыкальная педагогика», квалификация (степень)
выпускника: «Менеджер музыкального искусства (менеджмент
музыкального искусства). Преподаватель», «Преподаватель (музыкальная
педагогика). Преподаватель» / К. В. Сафронов, В. Н. Сафронова. –
Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2021. – 43 с. – Текст : непосредственный.
ISBN
978-5-8154-0627-8
УДК 786.2(076.5)
ББК 85.315.3я73
ISBN 978-5-8154-0627-8 © К. В. Сафронов, В. Н. Сафронова, 2021
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2021
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Фортепиано» входит в модуль обязательных
дисциплин образовательной программы подготовки обучающихся по направлению
подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное
искусство», профили: «Менеджмент музыкального искусства», «Музыкальная
педагогика».
Для освоения данной дисциплины необходимы знания и умения, сформированные
в результате изучения обучающимися специальных и общепрофессиональных
дисциплин, таких как: «История музыки (зарубежной и отечественной)»,
«Музыка во второй пол. XX – нач. XXI в.», «Гармония»,
«Музыкальная форма», «Полифония», «История музыкальных стилей», «Исполнительство
на музыкальном инструменте», «Изучение педагогического
репертуара».
Практикум «Фортепиано» разработан на основе рабочей программы
дисциплины и содержит описание практических занятий, а также методические
рекомендации по выполнению практических заданий студентами.
Цель практических занятий – совершенствование навыков игры
на фортепиано, ознакомление с различными стилями фортепианного репертуара,
развитие художественного вкуса.
Задача практикума – овладение способами работы над фортепианными
музыкальными произведениями.
Выполнение практических занятий по дисциплине направлено на формирование
следующих компетенций:
- способность осознавать специфику музыкального исполнительства
как вида творческой деятельности;
- способность анализировать процесс исполнения музыкального произведения,
умение проводить сравнительный анализ разных исполнительских
интерпретаций.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы музыкального искусства, элементы музыкального
языка;
- принципы исполнительства и репертуар по фортепиано;
- методы и способы работы над музыкальным материалом по преодолению
технических сложностей, развитием исполнительского аппарата и воплощением
композиторского замысла;
- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;
3
Стр.3
уметь:
- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского
анализа и поиска интерпретаторских решений;
- самостоятельно анализировать художественные и технические особенности
музыкальных произведений, осознавать и раскрывать художественное
содержание, прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе
этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;
- познавать, преобразовывать и переосмысливать полученные знания и
применять их в новых условиях и на новом музыкальном материале;
- исполнять на фортепиано произведения разных стилей и жанров;
владеть:
- различными художественными, техническими приемами и средствами
исполнительской выразительности;
- исполнительской техникой для освоения репертуара различных стилей
и жанров;
- навыками чтения с листа;
- различными техническими приемами игры на инструменте, различными
штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами.
Темы практических занятий по семестрам и формы контроля приводятся
в Таблице 1.
Таблица 1
Темы практических занятий и формы контроля
Семестр
Тема
практического занятия Кол-во
часов
1–8 Изучение инструктивного материала:
гаммы, арпеджио, этюды
1–8 Изучение произведений крупной
формы (сонатное аллегро, сонатина,
вариации, рондо)
1–8 Изучение полифонических произведений
1–8
Изучение произведений малых
форм зарубежных и отечественных
композиторов
1–8 Изучение произведений для ансамбля
1–8
Чтение с листа
1–8 Изучение основ аккомпанемента
Итого
4
32
30
30
6
4
6
138
Формы контроля
30 Технический зачет –
10-я неделя каждого семестра
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Зачет – 2, 5, 7 семестры;
экзамен – 4, 8 семестры
Стр.4