МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Д. Ш. Цырендоржиева
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 47.03.01 Философия
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
1
Стр.1
УДК 165 (075.8)
ББК 87.255.14я73
Ц 975
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Протокол № 1 от 9 февраля 2022 г.
Рецензенты
О. Б. Бальчиндоржиева
доктор философских наук, доцент кафедры философии
Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
Л. В. Мантатова
доктор философских наук, профессор, заведующая
кафедрой философии, истории и культурологии
Восточно-Сибирского государственного университета
технологий и управления
Текст печатается в авторской редакции
Ц 975 Цырендоржиева Д. Ш. Теория познания: учебнометодическое
пособие. Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета, 2022. 121 с. ISBN 978-5-9793-1693-2
Пособие содержит лекции, планы семинарских занятий,
вопросы для самопроверки, темы докладов, экзаменационные
вопросы, раскрываются цели и задачи дисциплины, компетенции
студента. Оснащено методическими рекомендациями по
самостоятельной работе
студентов,
конспектированию
литературы, написанию докладов, подготовке к лекциям,
семинарам, презентации, дискуссии, беседе, игре «Знатоки
философии», тестированию, экзамену.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 47.03.01 Философия.
ISBN 978-5-9793-1693-2
2
© Д. Ш. Цырендоржиева, 2022
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
бакалавриата исторического факультета по направлению подготовки
47.03.01 философия и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования. Курс «Теория познания» относится к обязательным
дисциплинам части Блока 1 профессиональный цикл в структуре
образовательной программы.
Цели освоения дисциплины: Целью данного курса является
формирование у студентов представлений об особенностях
философского осмысления мира, взаимоотношениях между
человеком и миром, о путях и способах гармонизации отношений
человека с окружающим миром.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: проблемы гносеологии в истории философии, проблему
познаваемости мира, субъект и объект познания, уровни познания,
научное познание и его методы.
Уметь: критически анализировать философские тексты,
классифицировать и систематизировать направления философской
мысли, излагать учебный материал в области философских
дисциплин.
Владеть: методами логического анализа, различного рода
суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения
дискуссий и полемики; способностью использовать теоретические
общефилософские знания в практической деятельности.
Планируемые результаты освоения образовательной
программы: Изучение дисциплины направлено на формирование
общепрофессиональных компетенций: ОПК-2: способность
использовать в профессиональной деятельности знание
традиционных и современных проблем: онтологии и теории
познания (природа философского знания, функции философии,
методология философского знания, основные категории
философии); ОПК-12: владением приемами и методами устного и
письменного изложения базовых философских знаний.
3
Стр.3
Содержание
Введение ……………………………………………………..
Глава 1. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ…………………………
Гносеология как область философского знания……………
Проблемы гносеологии в истории философии…………….
Гносеология Нового времени и немецкой классической
философии……………….......................................................
Проблемы познаваемости мира……………………………..
Познавательные способности человека…………………….
Наука как система знаний……………………………………
Структура научного познания, его уровни и формы………
Методы научного познания…………………………………
Динамика научного знания. Научные революции…………
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ……
Методические указания для обучающихся по
самостоятельной работе……………………………………..
Методические рекомендации по подготовке к лекциям….
Методические рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям………………………………………………………
Планы семинарских занятий………………………………...
Вопросы для самопроверки………………………………….
Методические материалы, определяющие процедуры
оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций………………………….
Методические рекомендации по подготовке к экзамену….
Экзаменационные вопросы………………………………….
Методические указания по написанию докладов………….
Методические советы по подготовке презентации………..
Темы докладов………………………………………………..
Методические советы студентам для подготовки к игре
«Знатоки философии»………………………………………..
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии,
беседе……………………………………………………………
Методические рекомендации для подготовке к
тестированию……………………………………………..……
Библиографический список ………………………………......
120
3
4
4
15
26
38
44
55
63
70
80
86
86
88
89
91
94
99
99
100
103
104
105
107
109
112
116
Стр.120